Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем теории и практики ликвидации юридических лиц.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение понятия «ликвидация юридических лиц».
2. Рассмотрение порядка добровольной и принудительной ликвидации
юридических лиц.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………..7
§1. Понятие ликвидации юридических лиц ………………………………...7
§2. Виды ликвидации юридических лиц……………………………………11
§3. Соотношение понятия «ликвидация» со смежными понятия-ми……..16
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………………24
§1. Принятие решения о ликвидации и его последст-вия…………………..24
§2. Удовлетворение требований кредиторов. Завершение процедуры
ликвидации. ………………………………………………………………29
§3. Государственная регистрация юридических лиц при ликвида-ции.......37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………….44
Между тем, анализ статей 61-64 ГК
РФ показывает, что вне зависимости
от того, кем было принято решение
о ликвидации юридического
§2.
Виды ликвидации юридических
лиц
Ликвидация может
Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ9, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.
Ликвидация осуществляется в несколько этапов:
О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция10.
Интересен тот факт, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем предоставлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.
С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем других юридических лиц.
Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.
Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:
В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль по соблюдению соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.
Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения. В соответствии с законом РФ «О налоговых органах РФ12» налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации только в том случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы – если же их можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечается, в частности, Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 13.08.2004, где разъяснятся, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены13.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию14.
Гражданским Кодексом РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом.
При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур15.
Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.
Обязанность по ликвидации юридического
лица может быть возложена на одного или
нескольких известных арбитражному суду
участников (учредителей) с указанием
в решении в отношении юридического лица
его наименования в места нахождения,
а в отношении граждан – фамилии, имени,
отчества, даты рождения и места жительства16.
§3.
Соотношение понятия
«ликвидация» со
смежными понятиями
Решением о ликвидации
Примерно такой же способ
При этом в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решение о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника17. Также, одновременно с принятием решения о признании должника банкротом суд назначает и конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению несостоятельным юридическим лицом и фигура которого заменяет собой ликвидационную комиссию при обычном порядке ликвидации. К числу существенных недостатков действующего законодательства о банкротстве следует отнести то, что оно вообще не предусматривает внесения в единый реестр юридических лиц сведений о принятии решения о признании должника банкротом18. Публичная достоверность принятого решения о банкротстве, по мнению законодателя, обеспечивается обязательностью опубликования таких сведений в официальном издании, определенном Правительством РФ. Однако, ситуация, когда участники гражданского оборота при желании осведомиться о наличии правоспособности у своего контрагента либо о ее состоянии, вынуждены для этого прибегать к двум различным источникам, представляется неправильной. Все подобного рода сведения должны содержаться в одном источнике – едином реестре юридических лиц. Однако, это не означает, что следует отказаться от опубликования сведений о признании должника банкротом в официальном издании. Наоборот, такая публикация должна иметь место наряду с внесением аналогичной записи в единый реестр, поскольку она в большей степени предназначена для защиты интересов уже имеющихся кредиторов19.
С одной стороны, институт
Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке20.
Общеизвестно, что отсутствие перехода прав и обязанностей юридического лица к другим лицам фактически означает их прекращение, т. е. утрату юридическим лицом правоспособности. Вместе с тем ГК РФ связывает утрату юридическим лицом правоспособности с другим юридическим фактом — внесением записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Следовательно, не только ликвидация может служить основанием для прекращения правоспособности юридического лица, но и его исключение из ЕГРЮЛ по иным основаниям.
Данные основания закреплены не в ГК РФ, а в ст. 21.1, 21.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей21». Так, юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в случае прекращения им своей деятельности, прекращения деятельности унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Между тем, согласно абз. 2 ст. 1 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр определенных сведений о юридических лицах, в том числе об их ликвидации. Внесение записи о фактическом прекращении деятельности юридического лица при отсутствии установленного порядка получения таких сведений, регистрирующим органом или в случае выяснения этого обстоятельства в рамках материальных правоотношений, непосредственно связанных с деятельностью юридического лица, а не с порядком государственной регистрации, противоречит смыслу Закона о государственной регистрации.
Ввиду отсутствия на законодательном
уровне определений понятий «ликвидация»
и «прекращение юридического лица» невозможно
установить соотношение этих процедур
с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ22.
О том, что государственная регистрация
фактически представляет собой лишь оформление
в том числе ликвидации юридического лица,
а не основание для прекращения его деятельности,
свидетельствует и доктринальное толкование
норм, регулирующих порядок регистрации
юридических лиц.