Лекции по "Гражданско-правовые отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:38, курс лекций

Краткое описание

Формы защиты гражданских прав. Место правосудия по гражданским делам в механизме правового регулирования.
Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод, система ГПП.
Источники гражданского процессуального права.
Место ГПП в системе отраслей права.
Понятие гражданского судопроизводства. Виды и стадии гражданского судопроизводства.

Файлы: 1 файл

гп.docx

— 329.29 Кб (Скачать)

1) фамилия и инициалы  судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения  определения;

3) дело, по которому вынесено  определение;

4) наименование лица, подавшего  жалобу или представление;

5) основание для отказа  в истребовании дела.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.

 

  1. Полномочия надзорных органов. Основания к отмене, изменению решений, определений, постановлений судов в суде надзорной инстанции.

Суд, рассмотрев дело в порядке  надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции полностью либо в  части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции полностью либо в  части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно  из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить  судебное постановление суда  первой, второй или надзорной  инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными  для суда, вновь рассматривающего дело.

Дела рассматриваются  судом надзорной инстанции в  судебном заседании не более чем  месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Дело, рассматриваемое в  порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают  участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, по- давшие надзорную жалобу или представление . • прокурора, если их права и  законные интересы непосредственно  затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие: прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

Генеральный прокурор РФ или  его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации; должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, указанные в части  третьей настоящей статьи, если они  явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции  выносит определение.

При рассмотрении дела в  порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

О вынесенном судом надзорной  инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Определения суда надзорной инстанции

1. По результатам рассмотрения  дела в порядке надзора суд  надзорной инстанции выносит  мотивированное определение, в котором должны быть указаны:

1) наименование и состав  суда, вынесшего определение;

2) дата и место вынесения  определения;

3) дело, по которому вынесено  определение;

4) наименование лица, подавшего  надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора; ,

5) фамилия и инициалы  судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых  судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании  которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

2. Определение президиума  соответствующего суда подписывается  его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции

1. Определение об отказе  в передаче дела для рассмотрения  по существу в суд надзорной  инстанции должно содержать:

— дату и место вынесения  определения;

— фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

— наименование лица, подавшего  надзорную жалобу или представление прокурора;

— указание на судебные постановления, — мотивы, по которым отказано в  передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

2. Председатель верховного  суда республики, краевого, областного  суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции

1. Определение суда о  передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:

1) дату и место вынесения  определения;

2) фамилию и инициалы  судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной  инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего  надзорную жалобу или представление прокурора;

5) указание на судебные  постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания  дела, по которому приняты судебные постановления;

7) мотивированное изложение  оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

2. Судья вместе с вынесенным  им определением и материалами  дела направляет надзорную жалобу  или представление прокурора  в суд надзорной инстанции.

 

  1. Особенности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу.

В гражданском судопроизводстве после вступления суда в законную силу может обнаружиться, что во время его вынесения существовали обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, которые не были и не могли быть известны одной или обеим сторонам.

Данные обстоятельства называются вновь открывшимися.

В связи со вновь открывшимися обстоятельствами судебное решение, соответствующее обстоятельствам дела, которые были известны и установлены судом в момент его принятия, оказывается неправильным, не соответствующим судебной истине. Поэтому подобные судебные решения не могут быть оставлены в законной силе.

Для их отмены существует особый порядок в виде пересмотра по вновь  открывшимся обстоятельствам (ст. 392—397 ГПК).

Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть вступившие в законную силу решения, определение суда первой инстанции, а также решения и определения суда апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, которыми было изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение (ст. 393 ГПК).

В отличие от оснований  отмены су-дебных постановлений в  апелляционном, кассационном и надзорном порядке судебное решение, пересматриваемое по вновь открывшимся обстоятельствам, до обнаружения этих обстоятельств считается законным и обоснованным, поскольку соответствует фактам, установленным судом на момент принятия решения.

Поэтому незаконность и необоснованность подобного решения может быть выявлена только в результате вновь  открывшихся обстоятельств.

Пересмотр судебных решений, определений по вновь открывшимся  обстоятельствам является самостоятельной стадией гражданского судопроизводства, в которой в результате вновь открывшихся обстоятельств, существовавших в момент рассмотрения и имеющих существенное значение для разрешения дела, проверяются законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений.

Особенность данной стадии гражданского процесса состоит как в основаниях к отмене судебных постановлений, так и в порядке пересмотра.

Основания для  пересмотра по вновь открывшимся  обстоятельствам решений, определений  суда, вступивших в законную силу. Исчисление срока подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам  решения, определения суда

Решения, определения суда, вступившие в законную силу, могут  быть пересмотрены по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу, являются:

1) существенные для дела  обстоятельства, которые не были  и не могли быть известны  заявителю;

2) заведомо ложные показания  свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других  лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

4) отмена решения, приговора или определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда.

Срок подачи заявления  о пересмотре по вновь открывшимся  обстоятельствам решения, определения  суда исчисляется в случаях, предусмотренных:

пунктом 1 ч. 2 ст. 392 ГПК, —  со дня открытия существенных для  дела обстоятельств;

пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 392 ГПК, —  со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;

пунктом 4 ч. 2 ст. 392 ГПК, —  со дня вступления в законную силу решения, приговора, определения суда, которые отменяют ранее вынесенные решение, приговор, определение суда либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое решение, определение суда; либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое решение, определение суда.

 

  1. Общая характеристика производства с участием иностранных лиц.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе — иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Информация о работе Лекции по "Гражданско-правовые отношения"