Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 10:46, курс лекций
Понятие, предмет и система гражданского права Российской Федерации
Гражданское процессуальное право РФ - это совокупность и система общеобязательных правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере гражданского судопроизводства.
Гражданское судопроизводство является одной из форм осуществления судебной власти, наряду с конституционным, уголовным и административным судопроизводством.
Цели создания отдельных видов некоммерческих организаций более конкретно определяются законами о соответствующих видах таких организаций и в учредительных документах некоммерческих организаций, а цели создания государственных корпораций - в федеральных законах об их создании.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, установленные в п. 3 ст. 2 Закона, регулируются правилами ст. 6-12 Закона. По сравнению с ГК РФ (ст. 116-123) Закон предусматривает дополнительно новые формы некоммерческих организаций - некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации.
Однако и установленный в данном пункте перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. На практике уже действуют и могут создаваться в соответствии с федеральными законами некоммерческие организации, образованные и в иных формах. Таковы, например, ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации - некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по правилам установленным специальным законом. 11 Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211- ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 51. ст. 6286.
1.2 Правовое положение некоммерческих организаций
В соответствии со ст. 3 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Государственная регистрация юридических лиц в настоящее время осуществляется в соответствии со вступившем в силу с 1 июля 2002 г. специальным Законом. 11 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " // Российская газета. 2001. 10 августа.
Одним из существенных отличий некоммерческих организаций от коммерческих является то, что для всех коммерческих организаций государственная регистрация является обязательной. С некоммерческими организациями дело обстоит несколько иначе.
В отличие от специальных актов гражданского законодательства, регулирующих деятельность отдельных видов коммерческих организаций, Закон о некоммерческих организациях не содержит общей статьи о государственной регистрации некоммерческих организаций. Дело в том, что законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает возможность существования без государственной регистрации некоторых разновидностей таких организаций.
Например, общественные объединения (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности), согласно ст. 3 ФЗ "Об общественных объединениях" могут регистрироваться в порядке, предусмотренном этим федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Амвросов А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика // Законодательство. 2001. N 12. С. 9.
Существенный признак некоммерческой организации - самостоятельная имущественная ответственность (см. ст. 48 ГК РФ). Любая некоммерческая организация (кроме учреждений) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (средствами на банковских счетах и в кассе). При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник (ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). В соответствии со ст. 25 Закона некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Признаком некоммерческой организации, обладающей правами юридического лица, является также способность выступать в гражданском обороте (быть его участником) от своего имени - приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (имеются в виду суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды).
Здесь следует обратить внимание на то, что некоммерческая организация обладает не общей, как коммерческие организации, а специальной (или уставной) правоспособностью. Это означает, что она может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В частности, некоммерческая организация вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо перечислены в ее учредительных документах (государственная корпорация - виды деятельности, перечисленные в федеральном законе о ее создании).
Для осуществления некоторых видов деятельности, указанных в законодательстве и являющихся лицензируемыми, организация обязана получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе. В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии со ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"11 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. (Часть I). ст. 3430.. Виды деятельности, не включенные в перечень, установленный указанной статьей, осуществляются со дня вступления в силу названного Федерального закона (т.е. с 3 октября 1998 г.) без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование этих видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Некоммерческая организация имеет самостоятельный баланс, фиксирующий стоимость его имущества, или смету. В самостоятельном балансе организации находит свое конкретное выражение ее имущественная обособленность как юридического лица - самостоятельного участника гражданского оборота.
В свою очередь, имущество участников (членов) некоммерческой организации существует отдельно от имущества организации и не связано с ним. Самостоятельность бухгалтерского баланса указанная в ч. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества организации в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс организации отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе подразделения.
Некоммерческие организации создаются, как правило, без ограничения срока. Однако Закон допускает возможность создания такой организации и на срок, установленный в ее учредительных документах (например, для достижения определенной цели, после чего организация подлежит ликвидации). Срок деятельности государственной корпорации может быть установлен в федеральном законе о создании такой некоммерческой организации.
27.Порядок участия публично - правовых субъектов (Российской Федерации, ее
субъектов и муниципальных образований) в гражданских правоотношениях.
1. Участие государства
и иных публично-правовых
Материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях.
Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты приватизации, не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает устанавливать специальным законодательством лишь "порядок" (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты ("случаи").
Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (п. 4-6 ст. 126 ГК).
Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных условиях по указанию закона переходят в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК). Основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а для государственной собственности - выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК). Вместе с тем только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества частным лицам в порядке приватизации.
Публично-правовые образования могут быть субъектами некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Они вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты своих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством.
Публично-правовые образования могут быть наследниками по завещанию, а также становятся собственниками выморочного имущества. Таким образом, они могут быть участниками наследственных отношений. В зависимости от того, какие объекты входят в состав выморочного имущества (движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, банковские вклады и т. д.), определяются и органы публичной власти, участвующие в данных правоотношениях от имени публично-правовых образований.
В качестве собственников они вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом. Создание унитарных предприятий - несобственников (субъектов права хозяйственного ведения) разрешено теперь только публично-правовым образованиям (а создание казенных предприятий - субъектов права оперативного управления - только федеральному государству). Учредителями унитарного предприятия обычно выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом, а учредителем казенного предприятия в соответствии со ст. 115 ГК должно выступать Правительство РФ (на практике оно обычно передает свои полномочия федеральным органам исполнительной власти). Органы исполнительной власти - министерства и ведомства (по согласованию с комитетами по управлению имуществом) в большинстве случаев выступают учредителями государственных учреждений, передавая им имущество на праве оперативного управления. С позиций гражданского права речь во всех этих случаях идет о создании юридических лиц - несобственников публично-правовыми образованиями, сохраняющими право собственности на их имущество.
2. Участие публично-правовых образований в корпоративных отношениях
Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников - хозяйственные общества и товарищества - за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права. Однако учредителями таких обществ от их имени могут выступать лишь соответствующие комитеты или фонды имущества. Иные государственные или муниципальные органы не вправе ни сами, ни от имени публично-правовых образований выступать в роли учредителей или участников хозяйственных обществ либо в качестве вкладчиков в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК). Ведь по своему гражданско-правовому статусу все они являются не коммерческими организациями, а учреждения-ми-несобственниками со специальной правоспособностью.
Как акционеры и участники других хозяйственных обществ и товариществ публично-правовые образования через уполномоченных ими лиц становятся участниками корпоративных гражданско-правовых отношений. Их представители участвуют в деятельности таких коммерческих организаций от имени публично-правовых образований и в соответствии с их указаниями как на общих собраниях, так и в органах управления (исполнительных). Более того, государственные и муниципальные образования вправе на указанных выше условиях создавать хозяйственные общества со своим преобладающим или даже единоличным участием ("компании одного лица", "государственные корпорации").
3. Участие публично-правовых
образований в
Государственные и муниципальные образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных нужд (где от их имени могут выступать как государственные органы, так и иные уполномоченные ими на это лица), а также в роли заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита. В последних случаях от имени государственного или муниципального образования практически всегда выступает соответствующий финансовый орган (министерство или управление финансов и т. п.). Такие отношения могут также оформляться выпуском облигаций или иных государственных и муниципальных ценных бумаг (в том числе в "бездокументарной форме"), выполняющих функции облигаций ("казначейских векселей" или "казначейских обязательств", "золотых сертификатов" Минфина и т. д.).
Для более эффективного использования находящегося в публичной собственности имущества государственные и муниципальные образования могут обращаться к профессиональным управленческим компаниям, банкам и другим коммерческим организациям или предпринимателям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (например, недвижимостью в виде имущественных комплексов, пакетами акций или других ценных бумаг, "финансовыми инвестициями" или "кредитными ресурсами", т. е. правами требования, и т. д.).