Лекции по "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 10:46, курс лекций

Краткое описание

Понятие, предмет и система гражданского права Российской Федерации
Гражданское процессуальное право РФ - это совокупность и система общеобязательных правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере гражданского судопроизводства.
Гражданское судопроизводство является одной из форм осуществления судебной власти, наряду с конституционным, уголовным и административным судопроизводством.

Файлы: 1 файл

Гражданское право зачет.docx

— 622.48 Кб (Скачать)

организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;

организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и автономные некоммерческие организации (п.3 ст.48 ГК РФ).

2) Юридические лица подразделяются  на организации корпоративные  и унитарные. Корпоративные организации  имеют членов, а унитарные —  членов не имеют. К первым относятся  хозяйственные товарищества и  общества (ст. 66-106 ГК), производственные (ст.121-123 ГК) и потребительские (ст.116 ГК) кооперативы, общественные и  религиозные организации (объединения) (ст.117), объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы) (ст.121-123 ГК). К юридическим лицам унитарного  типа, не имеющим членов, относятся  государственные и муниципальные  унитарные предприятия (ст.113-115 ГК), фонды (ст.118-119 ГК), учреждения (ст.120 ГК)1.

Объем вещных прав организации.

В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;

юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.

Личное или имущественное участие.

Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственного общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица (государственные и муниципальные предприятия)

20.Порядок создания юридических  лиц. Значение и последствия государственной    регистрации юридических лиц.

Создание юридического лица четко регламентировано действующим законодательством. Главнейшим этапом становится государственная регистрация юридического лица. В России действует несколько федеральных законов, посвященных вопросам создания и регистрации организаций, в зависимости от формы их собственности.

1. Юридическое лицо подлежит  государственной регистрации в  уполномоченном государственном  органе  в порядке, определяемом  законом  о государственной регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации включаются в единый  государственный реестр юридических  лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом .

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

2. Юридическое лицо считается  созданным со дня внесения  соответствующей записи в единый  государственный реестр  юридических лиц.

Способы создания юридических лиц:1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива  образования юридического лица  принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится на:

1) разрешительный – сначала  члены юридического лица принимают  решение о его образовании, а  затем обращаются к компетентной  организации за разрешением на  такое образование;

2) нормативно-явочный –  инициатива образования организации  исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного  способа общее разрешение на  образование юридического лица  дается до момента проявления  такой инициативы. Юридическое лицо  действует на основании устава  и (или) учредительного договора  и подлежит обязательной государственной  регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического  лица: реорганизация и ликвидация.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Современное государство, используя гражданское законодательство и государственные механизмы, через уполномоченные институты государственной власти (регистрирующие органы) производит признание возникающих организаций, проводя при этом контроль за соответствием учредительных документов требованиям действующего законодательства.

Думается, значение государственной регистрации заключается в закреплении юридического факта возникновения юридического лица уполномоченным государственным органом. Важное значение имеет цель государственной регистрации, которая зависит от применяемой методологии и подхода исследователей к институту юридического лица.

Например, Н.В. Козлова выделяет следующие цели регистрации:

защита интересов всех участников имущественного оборота путём констатации факта создания юридического лица;

осуществление государственного контроля за деятельностью, юридических лиц, выполнением ими требований законодательства об охране окружающей среды, безопасности товаров и услуг, защите прав потребителей;

фискальные цели, связанные с налогообложением, уплатой иных сборов, борьба с незаконным предпринимательством;

получение статистических сведений, необходимых для управления в сфере экономики;

предоставление всем участникам правоотношений достоверных сведений о юридических лицах 29.

Схожей позиции придерживается и И.В. Зыкова, которая, в отличие от Н.В. Козловой, усматривает не пять, а три цели:

1)      осуществление  государственного контроля за  ведением хозяйственной деятельности;

2)      получение  сведений государственного статистического  учёта для эффективного регулирования  экономики;

3)      предоставление  всем участникам хозяйственного  оборота информации о хозяйствующих  субъектах 30.

Многие цивилисты 31 сходятся во мнении, что основной целью государственной регистрации должно быть получение достоверных данных о юридическом лице (дата создания, состав учредителей, объём и конкретное содержание правосубъектности, внутренняя структура организации и иная информация, не содержащая коммерческой или иной тайны).

Приняв точку зрения И.В. Зыковой и Н.В. Козловой, необходимо заметить, что процитированные авторы не упоминают о самой, на наш взгляд, важной цели государственной регистрации – ведении государственного реестра, где и должна фиксироваться вся информация о юридическом лице.

Ряд учёных при исследовании рассматриваемой проблемы замечают, что достижение поставленных целей невозможно без правильного применения принципов государственной регистрации, которые имеют важное значение для формирования процедуры регистрации. Как справедливо замечает Ю.И. Свядоец, обязанность государственной регистрации – является основополагающим принципом для государственных органов 32. Процедуре регистрации присущи такие принципы, как принцип публичной достоверности, бесповоротности, гласности, общедоступности и многие другие, которые были выработаны в развитых правопорядках для регистрации юридических лиц 33. Каждый из принципов имеет своё специализированное назначение. Так, например, принцип публичности означает, что с момента удостоверения факта создания организации сведения о новом субъекте гражданского права вносятся в единый государственный реестр, который открыт для всеобщего ознакомления. Таким образом, государство информирует общество о том, что был создан (признан) новый субъект гражданского права, который имеет соответствующие права и обязанности, предусмотренные учредительными документами и действующим законодательством.

По сути, с принципом публичности неразрывно связан и принцип гласности, который означает предоставление возможности получения информации для всех заинтересованных лиц.

Принцип достоверности означает, что вся информация, внесённая в единый государственный реестр юридических лиц, так же как и информация, содержащаяся в учредительных документах, является достоверной и соответствует реальности происходящих в настоящее время, или планируемых в будущем определённых действий.

В силу принципа общеизвестности, после публикации объявления о регистрации юридического лица в официальных изданиях, каждое лицо считается осведомлённым, проинформированным о внесённых в реестр сведениях, что лишает его возможности в будущем ссылаться на его незнание 34.

Выработка основных методов государственной регистрации получила широкое распространение и была глубоко исследована в прошлом столетии. В современной цивилистике ведётся множество дискуссий о том, что содержит в себе понятие «метод государственной регистрации юридического лица», в чём его значение, какие способы ему присущи.

В настоящее время в юридической литературе, так же как и на практике, в зависимости от создаваемой организационно-правовой формы юридического лица, основными методами являются разрешительный, распорядительный, явочный, и явочно-нормативный. Характерной особенностью разрешительного и распорядительного методов является то, что они в основном присущи процедуре создания организаций, учредителями которых выступает государство.

Изучением методов, государственной регистрации занимались многие учёные 35. Одни авторы приходят к выводам о необходимости совершенствования методов регистрации, другие предлагают их расширить. Например, B.C. Мартемьянов 36 указывает, что перечисленные методы государственной регистрации не являются исчерпывающими, и предлагает использовать такие методы регистрации, как учредительный и договорно-учредительный. Раскрывая сущность названных методов, B.C. Мартемьянов обращает внимание на то, что правовая природа учредительного метода заключается в создании предприятий, основанных на частной собственности, по решению собственника предприятия. Таким образом, предпринимается попытка формирования метода регистрации посредством применения субъектного подхода, в данном случае единственного лица, которым является учредитель. С позицией B.C. Мартемьянова нельзя согласиться по следующим основаниям:

Применение субъектного подхода к методу государственной регистрации нецелесообразно, так как, говоря о методе регистрации, за основу должны быть приняты способы создания организационно-правовых форм юридических лиц.

Приняв точку зрения B.C. Мартемьянова, представляется, что к созданию таких правовых форм, как общественные организации, ассоциации, союзы и иные, не применимо использование указанного метода, так как субъективный состав их учредителей больше одного человека.

Далее B.C. Мартемьянов выдвигает предложение о необходимости использования договорно-учредительного метода, который применяется при наличии двух и более учредителей. Его позиция подвергается различной критике. Так, А.В. Коровайко 37 замечает, что B.C. Мартемьянов упускает ряд методов, например, не упоминает о реорганизационном, который также является одним из методов создания юридического лица. Основная ошибка в методах, выдвинутых B.C. Мартемьяновым, заключается в том, что учёный проводит их классификацию, базируясь на других методах, в частности, на явочном и явочно-нормативном.

Несмотря на различные точки зрения по данной проблематике, центральное место в процедуре регистрации отводится явочному и явочно-нормативному методам. Важно заметить, что специфика применения того или иного метода зависит от самого государства и системы права, которая исторически в нем формировалась 38.

Считаем, что следует разделить позицию тех цивилистов, которые предлагают рассматривать реализацию явочного метода посредством группы признаков, присущих юридическому лицу. Так, например, М.В. Жабреев выделяет особый, признаковый способ создания организаций, который означает, что статус конкретной организации определяется исключительно исходя из наличия у неё признаков, характерных для юридического лица 39.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Статья 51.

Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит  государственной регистрации в  уполномоченном государственном  органе в порядке, определяемом  законом о государственной регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации включаются в единый  государственный реестр юридических  лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

 

2. Юридическое лицо считается  созданным со дня внесения  соответствующей записи в единый  государственный реестр юридических  лиц.

(Статья в редакции, введенной  в действие с 1 июля 2002 года Федеральным  законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

 

 

21.Реорганизация юридического  лица: понятие, основания, способы и  последствия  реорганизации

Статья 57. Реорганизация юридического лица

 

1.  Реорганизация юридического  лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть  осуществлена по решению его  учредителей (участников) либо органа  юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами.

Информация о работе Лекции по "Гражданское право"