Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 10:46, курс лекций
Понятие, предмет и система гражданского права Российской Федерации
Гражданское процессуальное право РФ - это совокупность и система общеобязательных правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере гражданского судопроизводства.
Гражданское судопроизводство является одной из форм осуществления судебной власти, наряду с конституционным, уголовным и административным судопроизводством.
1. Унитарные предприятия
не являются собственниками
2. Имущество унитарного
предприятия неделимо и не
может быть распределено по
вкладам (долям, паям), в том числе
и между работниками
3. Формальным признаком унитарности является то, что фирменное наименование предприятия должно содержать указания на собственника имущества.
Правоспособность унитарного предприятия, в отличие от иных форм коммерческих организаций, носит специальный характер; в уставе унитарного предприятия в обязательном порядке указываются предмет и цели его деятельности. Более того, из самого названия унитарного предприятия следует характер его деятельности. Эти положения отражают ограниченность участия публично-правовых образований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований) в сфере предпринимательской деятельности.
Контроль за деятельностью унитарных предприятий со стороны публично-правовых образований необходимо, так как при их неограниченной оперативной самостоятельности в части выбора сферы реализации коммерческих интересов возрастает риск злоупотребления или потери государственного (муниципального) имущества. Сделка, заключенная унитарным предприятием в противоречие с целями деятельности, может быть признана недействительной по иску учредителя.
Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель (директор). Он назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен. В отношении статуса руководителя (директора) существует достаточно много неясностей, коллизий, вызванных несовершенством законодательства по этому вопросу. На федеральном уровне этот вопрос отчасти решен Указом Президента РФ "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" от 10 июня 1994 г. № 1200 Отношения Российской Федерации с руководителями федеральных государственных предприятий регулируются на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. В Свердловской области действует Закон "О статусе государственного областного унитарного предприятия" от 4 ноября 1995 г. № 32-3, которым достаточно подробно определен порядок назначения на должность его руководителя и заключения с ним контракта.
Нормы нового Гражданского кодекса лишь в самом общем виде регламентируют деятельность данных предприятий в публичном секторе экономики. Дальнейшее развитие они должны найти в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и других правовых актах.
26. Некоммерческие организации: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса.
Введение
В современном российском экономическом секторе, который затрагивает вопросы оказания услуг населению, фонды как организационно-правовая форма некоммерческих организаций и как корпоративное лицо занимают свое определенное место.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что роль фондов в данном экономическом секторе постоянно возрастает. Вместе с ростом экономических потребностей у населения возрастают потребности социальные. Именно работа фондов направлена на достижение общественных благ.
Чтобы разобраться в вопросе, что такое фонд, нужно раскрыть понятия коммерческих и некоммерческих организаций, в чем заключается их различие, а также чем занимается фонд на конкретном примере.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. ст. 3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. ст. 410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. ст. 4552., все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Вместе с тем прежде всего необходимо отметить, что ряд некоммерческих организаций может и не иметь прав юридического лица. В частности, в ст. 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. ст. 1930. допускается функционирование общественного объединения без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Основное различие между коммерческими и некоммерческими организациями заключается в целях деятельности данных организаций. Коммерческими организациями являются юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", далее - Закон о некоммерческих организациях). Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. ст. 145. Указанное различие является главным, поскольку именно из него вытекают и другие различия между двумя этими группами организаций.
Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях, а также иными законами и подзаконными актами, регулирующими отдельные организационно-правовые формы этих организаций.
Цели создания некоммерческих организаций раскрываются в Законе о некоммерческих организациях. Эти цеи могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи. Вместе с тем этот перечень является открытым, т.е. возможно и наличие других целей, но направленных на достижение общественных благ.11 Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2000. С. 98.
Различие между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правовой статус и правоспособность.
Некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью, т.е. имеет только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности. Поэтому в учредительных документах некоммерческих организаций обязательно должны быть определены предмет и цели деятельности (ст. 52 ГК РФ). Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и, как уже говорилось, соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Объектом темы данной курсовой работы являются некоммерческие организации.
Предметом темы данной курсовой работы являются фонды.
Цель данной курсовой работы - раскрыть вопрос о том, что такое фонд как организационно-правовая форма некоммерческих организаций.
Задачи данной курсовой работы:
1. раскрыть вопрос о коммерческих и некоммерческих организациях, в чем их отличие;
2. раскрыть вопрос правового положения фондов;
3. раскрыть вопрос деятельности фонда на конкретном примере.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, глав, заключения и списка используемых источников.
В области данной темы работают ученые из Ульяновского Государственного Университета (например, Иглин В.В., Мызров С.Н., Тимофеев В.В., Шабунина И.С.), ученые из Санкт-Петербургского Государственного Университета (например, Профессор С.П. Маврин, профессор Е.Б. Хохлов, и др.).
1.Общая характеристика некоммерческих организаций как
юридических лиц
1.1 Понятие и виды некоммерческих организаций
Как уже было указано выше, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. П. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях содержит норму-дефиницию, воспроизводящую признаки некоммерческой организации, установленные в п. 1 ст. 50 ГК РФ. Обратим внимание, что выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков:
отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;
отсутствие права распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между участниками.
Исключение составляют потребительские кооперативы, которые хотя и отнесены ГК РФ к категории некоммерческих организаций, но вправе распределять полученную прибыль между своими членами. Нормы Закона о некоммерческих организациях на потребительские кооперативы не распространяются и их правовое регулирование осуществляется на основе норм ГК и специальных законов. 11 Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. 23 июля; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. ст. 4870.
Основное предназначение некоммерческих организаций - осуществление деятельности в целях, служащих достижению общественных благ, в частности, в целях, указанных в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях. Как правило, в современных условиях финансирование культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления, удовлетворения нематериальных потребностей граждан и иных подобных сфер деятельности некоммерческих организаций не является достаточным для их плодотворного развития. Поэтому чаще всего некоммерческие организации вынуждены заниматься предпринимательской деяельностью.
При этом согласно п. 2 ст. 24 Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных инеимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
На практике не всегда удается найти оптимальное соотношение собственно некоммерческой и предпринимательской деятельности в рамках одной организации. Иногда предпринимательская деятельность настолько "увлекает", что прочие направления деятельности некоммерческой организации как бы отходят на второй план.
В связи с этим законодателем в качестве общего для всех некоммерческих организаций правила установлен запрет на распределение ими прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, между своими участниками. Как отмечается в литературе, зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является наиболее действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса. 11 См. напр. Гражданское право Т. I. / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 118.
Как правило, прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, должна расходоваться ею в целях, для достижения которых создана соответствующая организация. Об этом свидетельствуют и нормы законов об отдельных видах некоммерческих организаций.
Например, согласно ст. 37 ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
Религиозные организации, в соответствии со ст. 23 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 39. ст. 4465. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Общий для некоммерческих организаций запрет на распределение прибыли между участниками действует и в отношении религиозных организаций, поскольку применение п. 1 ст. 2 Закона к религиозным объединениям Законом и другими федеральными законами не исключено.
Подобные нормы установлены и в других законах о некоммерческих организациях и подробнее будут рассмотрены во второй главе данной работы.