Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 22:31, реферат
27 ноября 2008 г. судья Ноокатского районного суда Ошской области Бакыт Сарыбаев огласил приговор в отношении 32 жителей района, обвиняемых в "исламском экстремизме" и "организации массовых беспорядков" в районном центре. 31 подсудимый (включая двух женщин) были приговорены к лишению свободы на срок от 15 до 20 лет, а несовершеннолетний Эргашев – к 9 годам лишения свободы (список осужденных публикуется в приложении).
Кыргызстан:
нарушения прав человека
в связи
с делом о "Ноокатских событиях"
27 ноября
2008 г. судья Ноокатского
17 января
2009 г. Ошский областной суд отклонил апелляционные
жалобы 30 осужденных (одному из них срок
заключения было сокращен). Двое осужденных
обжаловали приговор в кассационном порядке.
Рассмотрение их жалоб назначено на начало
февраля 2009 г.
По мнению
ПЦ "Мемориал", наспех проведенное
судебное разбирательство не было независимым
и справедливым, многие обвинения были
сфабрикованы, есть сведения о нарушении
процессуальных норм и о применении пыток
в ходе предварительного расследования.
Местные правозащитники опасаются, что
беспрецедентный для Кыргызстана судебный
процесс, напоминающий сталинские судилища
30-х годов, может стать "моделью" для
проведения новых судов в отношении членов
различных мусульманских сообществ, что
в свою очередь будет способствовать росту
радикальных настроений в регионе.
Данный
обзор подготовлен по материалам
поездки в Южный Кыргызстан 16-18
декабря 2008 г. руководителя Центрально-Азиатской
Программы ПЦ "Мемориал" Виталия
Пономарева. Помимо интервью с местными
правозащитниками, адвокатами, осужденными
и их родственниками, были изучены приговор,
некоторые другие официальные документы,
две видеозаписи, различные жалобы, обращения
и публикации СМИ.
Очевидно,
что для детальной
Независимое
расследование, особенно в плане
соблюдения прав человека, с участием
представителей Аппарата Омбудсмана,
международных организаций и местных
правозащитников имело бы для Кыргызстана
важное правовое, гуманитарное и политическое
значение.
Данный
обзор является предварительной
попыткой обозначить основные проблемы,
связанные с нарушениями
ПЦ "Мемориал"
будет благодарен за любые дополнения
и уточнения к данному обзору.
Накануне
событий
25 сентября
2008 г. группа жителей Ноокатского
района Ошской области
Как вспоминает
очевидец, глава районной администрации
Абдыганы Алиев вызвал руководителей
местной милиции и ГКНБ, которые попытались
отговорить членов группы от проведения
праздника. Алиев, в частности, сказал,
что в Кыргызстане религия отделена от
государства, поэтому "если хотите –
дома отмечайте", а начальник РОВД предложил
раздать плов и лотерейные призы инвалидам.
Слова о том, что "народ хочет провести
праздник", Алиев парировал: "Подписавшие
- это еще не народ"3.
Причины,
почему в 2008 г. местные власти стремились
не допустить проведение Орозо айт
в Ноокате, в ходе этого разговора
названы не были. Такая позиция была непонятной
и не основанной на законе, поскольку в
других городах Кыргызстана, включая столицу,
во время основных мусульманских праздников,
официально признанных выходными днями,
регулярно проводятся уличные мероприятия
с большим числом участников.
В последние
годы сотрудники милиции пытались воспрепятствовать
проведению праздничных мероприятий
в некоторых населенных пунктах,
объясняя это тем, что активную роль
в их организации нередко играют
члены запрещенной исламской партии
"Хизб ут-Тахрир". Однако поскольку
в данном случае речь идет не о партийном
мероприятии, а об общем для всех мусульман
празднике, соответствующие действия
властей следует оценивать как незаконное
ограничение гражданских свобод4.
В приговоре
Ноокатского районного суда раздача плова
и розыгрыш лотерейных билетов упоминаются
как инструменты пропаганды идей "Хизб
ут-Тахрир", однако обоснование этого
утверждения отсутствует.
По словам
местного жителя, проблемы с правоохранительными
органами у организаторов празднования
Орозо айт в Ноокатском районе впервые
возникли осенью 2007 г. (вскоре после бишкекского
саммита Шанхайской организации сотрудничества).
Тогда милиция попыталась изъят казаны
для приготовления плова, но, столкнувшись
с возмущением многочисленных участников
праздника, вынуждена была разрешить проведение
уличных мероприятий5.
Обращение
членов инициативной группы в местную
администрацию
Разговор
с главой районной администрации закончился
обещанием последнего "обсудить вопрос
с активом района" и дать ответ позднее6.
27 сентября
2008 г. членам инициативной группы
сообщили, что поскольку официального
празднования Орозо айт в
В тот
же день городские власти Нооката
приняли постановление, запрещающее
проведение праздника в центральном
парке8.
28 сентября
инициаторы вновь обратились
к главе районной администрации
Абдыганы Алиеву, который заявил, что проведение
праздника возможно на расположенном
за городом стадионе (в нескольких сотнях
метров от центра Нооката), находящемся
на территории сельской управы "Гулистан".
О соответствующем решении члены инициативной
группы были проинформированы устно9.
Позднее в ходе судебных слушаний Алиев
показал: "Переговорив с соответствующими
должностными лицами, я принял решение
разрешить проведение в городском парке
Дня пожилых людей, а им /мусульманам/ -
разрешить проведение на стадионе"10.
29 сентября власти "собрали всех имамов"
района и сообщили о принятом решении11.
Согласно
более поздним показаниям сотрудников
правоохранительных органов, утром 1 октября
2008 г. стадион якобы был открыт
для верующих12.
Однако,
по неофициальным данным, 30 сентября руководство
района потребовало от главы сельской
управы "Гулистан" Эргешали Шаназарова
не допустить проведения праздника на
стадионе. 30 сентября и утром 1 октября
стадион был заперт и блокирован силами
безопасности, что, очевидно, провоцировало
противостояние с властями. Вопрос о времени
и порядке использования стадиона с членами
инициативной группы вообще не обсуждался13.
Можно
предположить, что противоречивая позиция
руководителя района объяснялась, с
одной стороны, нежеланием брать на
себя ответственность за явно незаконный
запрет проведения праздника, с другой
– давлением силовых структур и, возможно,
областной администрации, обеспокоенных
растущей активностью "Хизб ут-Тахрир".
Заметную
роль в нагнетании предконфликтной
ситуации сыграл т.н. "9-ый отдел" -
структурное подразделение органов внутренних
дел, отвечающее за противодействие религиозному
экстремизму и терроризму. Сотрудник 9-го
отдела Ноокатского РОВД Азамат Жумаматов
в своих показаниях на суде сообщил, что
его подразделение направило письменное
сообщение о происходящем в УВД Ошской
области14, после чего МВД Кыргызстана
приняло решение направить в Ноокат дополнительные
милицейские подразделения. Точное содержание
сообщения неизвестно, но в показаниях
некоторых представителей УВД на суде
упоминается информация о "готовящихся
беспорядках".
Местные
жители сообщают о прибытии в райцентр
30 сентября сотрудников милиции
из Оша и Кызыл-Кия. По неофициальным
данным, в тот же день на некоторых
зданиях в центре города были установлены
видеокамеры15.
Само
по себе принятие дополнительных мер
для поддержания общественного
порядка является нормальной практикой
органов внутренних дел. Однако руководство
УВД Ошской области, кажется, с самого
начало было настроено на то, чтобы
"не дать экстремистам провести праздник",
хотя подготовка праздника в Ноокате мало
отличалась от подготовки аналогичных
мероприятий в других населенных пунктах
Кыргызстана.
По словам
Жумаматова, после отправки сообщения
в УВД области сотрудники 9-го
отдела Ноокатского РОВД начали "проводить
профилактическую работу с людьми, которые
стояли у нас на учете"16 (то есть т.н.
"религиозными экстремистами"). 30
сентября к этой работе присоединились
сотрудники 9-го отдела УВД Ошской области,
включая прибывшего в Ноокат начальника
отдела Оруналы Эргешова17.
В публикации
на сайте www.ferghana.ru цитируются слова
местного жителя Абдунаби Мамарахимова:
"За три дня до праздников /т.е.
28 сентября/ ко мне начали приходить
участковый и другие милиционеры, требуя,
чтобы мы отказались от идеи проведения
праздника. Они думают, что я - главный
организатор праздника. Из-за их постоянных
визитов моя семья живет в страхе"18.
Как видно из этой цитаты, милиция настаивала
на отказе от проведения праздника, разрешенного
в тот же день главой районной администрации.
Жители
Нооката, опрошенные ПЦ "Мемориал"
(включая одного из членов инициативной
группы), о "профилактических мероприятиях"
накануне событий вообще не упоминали.
Отсутствует информация о содержании
и масштабах "профилактической работы"
и в приговоре суда. Возможно, что милицейская
"профилактика" в Ноокате не была
особо масштабной и "профилактированы"
были не те, кто позднее оказался на скамье
подсудимых.
В приговоре
утверждается, что в Ноокатском районе
"в ночь с 30 сентября на 1 октября
2008 г. были распространены пригласительные
билеты с призывами, направленными на
насильственное изменение конституционного
строя и разжигание межрелигиозной вражды,
с ложной информацией о раздаче пищи в
виде угощения и розыгрыше лотерейных
билетов 1 октября 2008 года в центральном
парке отдыха города Ноокат"19.
Однако
ссылки на какие-либо свидетельские
показания, протоколы задержания, изъятия
или акты экспертизы, подтверждающие
данный эпизод, в судебном решении
отсутствуют. Весьма сомнительно, чтобы
приглашения на праздник в районном центре
содержали открытые призывы к насильственному
изменению конституционного строя или
разжиганию межрелигиозной вражды. В пресс-релизах
и интервью официальных лиц ни разу не
упоминалось, что кто-либо из распространителей
приглашений в Ноокате был задержан накануне
событий. Нет в приговоре и конкретных
данных о том, кем и когда были изготовлены
и распространены данные приглашения,
какие именно "экстремистские призывы"
они содержали, нет также данных и о каком-либо
планировании "беспорядков" или подготовке
к ним.
События
1 октября 2008 г.
Существуют
противоречивые описания событий, происшедших
в Ноокате 1 октября 2008 г.
Согласно
официальной версии, изложенной в
приговоре суда, происшедшее являлось
следствием заговора членов "Хизб ут-Тахрир",
которые заранее договорились об организации
в этот день "массовых беспорядков"
в Ноокате и привлекли к совершению тяжких
преступлений несовершеннолетних детей
"с целью претворить в жизнь свои преступные
идеи". 1 октября 2008 г. около 9 час. 30 мин.
около 100-150 чел., собранных обманным путем,
"распространили ложную информацию
о том, что местная власть не разрешает
и без основания запрещает раздачу пищи
и розыгрыш лотерейных билетов, призвали
к массовым беспорядкам, насильственному
изменению конституционного строя",
обеспечили толпу заранее приготовленными
камнями для нападения, не подчинялись
призывам представителей властей и кидали
камни в здание районной администрации
и в сотрудников силовым структур.
Информация о работе Кыргызстан: нарушения прав человека в связи с делом о "Ноокатских событиях"