Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:37, курсовая работа
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором строится правовая и политическая система.
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность
Конституции Российской Федерации………………………………………………4
§ 1. Функции конституции…………………………………………………………..5
§ 2. Сущность конституции…………………………………………………………8
§ 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие
конституционных поправок……………….............................................................10
§ 4. Толкование Конституции РФ…………………………………………………14
§ 5. Структура Конституции РФ…………………………………………………..16
§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…………………20
Глава 2. История развития Конституции Российской Федерации……………...24
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиография………………………………………………
По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой. Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.
В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.
По своей структуре конституции и уставы6 имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы – на главы, главы на статьи. Некоторые акты содержат по два раздела, подобно тому, как это сделано в федеральной конституции. Однако в некоторых конституциях и уставах насчитывается большее количество разделов. Подавляющее большинство уставов и некоторые конституции делятся только на главы.
Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела, главы закрепляют нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.
Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.
1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики.
В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.
В
ряде уставов закреплено, что
принятию нового устава
2. Как
в конституциях, так и в уставах
определен круг субъектов,
Предложения о пересмотре, изменении уставов могут выносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах граждане; постоянные комиссии законодательного (представительного) органа; судебные органы и прокурор области; выборные органы районного и городского самоуправления.
3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав и статей представительным (законодательным) органом.
В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.
Конституции
и уставы должны
Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.
Уставы
некоторых областей
Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.
Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.
Все
это свидетельствует о том,
что Конституция РФ исходит
из стержневого направления
Важными
гарантиями соответствия
• верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
• высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);
•
формирование субъектами Федера
• взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);
• возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125).
Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции было много проблем. Некоторые положения названных актов противоречили Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда РФ, и отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.
Играли свою роль и наблюдавшиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.
Проделана
значительная работа по
Глава 2. История развития Конституции Российской Федерации.
12 декабря Россия отмечает День Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства. В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня.
У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства.
В истории развития Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.
Первые
четыре конституции РСФСР были
по своему типу советскими
социалистическими
10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР, провозгласившая диктатуру пролетариата. Она состояла из 6 разделов: "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", "Общие положения Конституции РСФСР", "Конструкция советской власти", "Активное и пассивное избирательное право", "Бюджетное право", "О гербе и флаге РСФСР". Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.
Через 7 лет (в 1925 году) вступила в силу новая Конституция РСФСР. Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван "измененным текстом Конституции".
В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них. Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении "паразитических" слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г.
Очередной этап в истории Основного закона России – 1937 год. Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов была принята Конституция РСФСР.
Социально-экономическое, политическое развитие республики требовало внести новые серьезные коррективы в ее Основной закон. В 1978 году новая Конституция РСФСР провозгласила социальное равенство разных слоев общества, социалистическую собственность на средства производства — общее достояние всего советского народа, ядром политической системы была названа КПСС.
На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.
В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной и изменялась часто. Эта Конституция действовала до 1993 года.
Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения, прежде всего ее сущностных черт.
Начавшийся
процесс перестройки,
Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.
В
новом избирательном законе, хотя
и не предусматривалась
Информация о работе Конституция РФ: сущность, функции, основные черты и особенности