Конституция РФ: сущность, функции, основные черты и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором строится правовая и политическая система.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность
Конституции Российской Федерации………………………………………………4
§ 1. Функции конституции…………………………………………………………..5
§ 2. Сущность конституции…………………………………………………………8
§ 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие
конституционных поправок……………….............................................................10
§ 4. Толкование Конституции РФ…………………………………………………14
§ 5. Структура Конституции РФ…………………………………………………..16
§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…………………20
Глава 2. История развития Конституции Российской Федерации……………...24
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

КР Конституционное право РФ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

       По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой. Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

       В  некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные  уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

       По  своей структуре конституции  и уставы6 имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы – на главы, главы на статьи. Некоторые акты содержат по два раздела, подобно тому, как это сделано в федеральной конституции. Однако в некоторых конституциях и уставах насчитывается большее количество разделов. Подавляющее большинство уставов и некоторые конституции делятся только на главы.

       Различна  и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела, главы закрепляют нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

       Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

       1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики.

       В  некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

       В  ряде уставов закреплено, что  принятию нового устава обязательно  должно предшествовать вынесение  его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть вынесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

       2. Как  в конституциях, так и в уставах  определен круг субъектов, которые  могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых – Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

       Предложения  о пересмотре, изменении уставов  могут выносить: часть депутатов  законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах граждане; постоянные комиссии законодательного (представительного) органа; судебные органы и прокурор области; выборные органы районного и городского самоуправления.

       3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав и статей представительным (законодательным) органом.

       В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.

       Конституции  и уставы должны соответствовать  Конституции РФ. Обеспечение такого  соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

     Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

       Уставы  некоторых областей устанавливают,  что при внесении изменений  в Конституцию Российской Федерации,  принятии новых федеральных законов  по предметам ведения Российской  Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

       Соответствие  конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

       Вне  этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

       Все  это свидетельствует о том,  что Конституция РФ исходит  из стержневого направления осуществляемого  в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав и одновременно ответственности субъектов Федерации.

       Важными  гарантиями соответствия конституций  и уставов субъектов Российской  Федерации федеральной Конституции  являются:

       •  верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

       •  высшая юридическая сила, прямое  действие и применение на всей  территории России федеральной  Конституции (ч. 1 ст. 15);

       •  формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

       • взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

       • возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125).

       Однако  на практике в обеспечении  соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции было много проблем. Некоторые положения названных актов противоречили Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда РФ, и отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

       Играли  свою роль и наблюдавшиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

       Проделана  значительная работа по приведению  в соответствие с федеральной Конституцией всех противоречащих ее нормам положений, содержащихся в конституциях и уставах субъектов, по обеспечению механизма реализации соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ.

 

Глава 2. История  развития Конституции Российской Федерации.

       12 декабря Россия отмечает День Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства. В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна  живет и сегодня.

       У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства.

       В истории развития Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.

       Первые  четыре конституции РСФСР были  по своему типу советскими  социалистическими конституциями.  Несмотря на существенные особенности,  свойственные каждой из них,  они развивались в соответствии  с принципом преемственности - сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли. Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

       10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР, провозгласившая диктатуру пролетариата. Она состояла из 6 разделов: "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", "Общие положения Конституции РСФСР", "Конструкция советской власти", "Активное и пассивное избирательное право", "Бюджетное право", "О гербе и флаге РСФСР". Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

      Через 7 лет (в 1925 году) вступила в силу новая Конституция РСФСР. Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван "измененным текстом Конституции".

       В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них. Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении "паразитических" слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г.

       Очередной этап в истории Основного закона России – 1937 год.       Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов была принята Конституция РСФСР.

       Социально-экономическое, политическое развитие республики требовало внести новые серьезные коррективы в ее Основной закон. В 1978 году новая Конституция РСФСР провозгласила социальное равенство разных слоев общества, социалистическую собственность на средства производства — общее достояние всего советского народа, ядром политической системы была названа КПСС.

       На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

       В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной и изменялась часто. Эта Конституция действовала до 1993 года.

       Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения, прежде всего ее сущностных черт.

       Начавшийся  процесс перестройки, демократизации  всех сторон жизни общества  в правовой форме был ознаменован  законами РСФСР «Об изменениях  и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 г.

       Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

       В  новом избирательном законе, хотя  и не предусматривалась обязательная  альтернативность выборов (т.е.  наличие в бюллетене не менее  двух кандидатов), но открывалась  возможность ее реализации, что  и было осуществлено на первых  свободных выборах.

Информация о работе Конституция РФ: сущность, функции, основные черты и особенности