Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:37, курсовая работа
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором строится правовая и политическая система.
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность
Конституции Российской Федерации………………………………………………4
§ 1. Функции конституции…………………………………………………………..5
§ 2. Сущность конституции…………………………………………………………8
§ 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие
конституционных поправок……………….............................................................10
§ 4. Толкование Конституции РФ…………………………………………………14
§ 5. Структура Конституции РФ…………………………………………………..16
§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…………………20
Глава 2. История развития Конституции Российской Федерации……………...24
Заключение…………………………………………………………………………29
Библиография………………………………………………
Курсовая работа
по конституционному праву РФ:
Конституция РФ: сущность, функции, основные черты и особенности.
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность
Конституции Российской Федерации………………………………………………4
§ 1. Функции конституции…………………………………………………
§ 2. Сущность конституции…………………………………………………
§ 3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие
конституционных поправок………………................
§ 4. Толкование Конституции РФ…………………………………………………14
§ 5. Структура Конституции РФ…………………………………………………..16
§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…………………20
Глава 2. История развития Конституции Российской Федерации……………...24
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
В жизнедеятельности современного общества
особое место принадлежит конституции.
Ее содержание и сущностные черты определяются,
прежде всего, тем, что она регулирует
важнейшие общественные отношения между
гражданином, обществом и государством,
закрепляет основы общественного строя,
принципы организации государственного
аппарата. Она является фундаментом, на
котором строится правовая и политическая
система.
Вне всякого
сомнения, конституция – явление демократического
порядка, поскольку устанавливает равноправие
граждан, определенные права и свободы,
ограничивает произвол государства, его
должностных лиц и представителей. Ее
принятие, а тем более последовательная
реализация, является фактором стабильности,
определенности в развитии общественных
отношений.
Конституция,
выполняя роль «главного регулятора»,
осуществляет обобщенную регламентацию
наиболее массовых и социально значимых
общественных отношений. Ее положения
в значительной мере политизированы, ибо
регулирование осуществляется на основе
учета интересов носителей конкретных
социально-политических ценностей, реальной
социокультурной среды, международной
обстановки и внешнеполитических приоритетов,
реакции общественного мнения. Конституционные
положения содержат концентрированное
нормативное выражение принципов внутренней
и внешней политики страны. В самом общем
виде конституцию можно определить как
основной закон государства, выражающий
волю и интересы народа в целом либо отдельных
социальных слоев (групп) общества и закрепляющий
в их интересах важнейшие начала общественного
строя и государственной организации
соответствующей страны. В этом определении
сразу можно отметить некоторые черты
или свойства конституции, а также ее функции,
рассмотрение которых и является основной
целью данной работы. В работе автор отметит
присущие всем конституциям основные
признаки и функции, а также рассмотрит
их применительно к Конституции РФ.
Глава 1. Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации.
При изучении источников отрасли конституционного права становится ясно, что основным из них является Конституция Российской Федерации.
Однако
наша, так и зарубежная
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания.
Ученые
анализируют понятие и
В каждой
стране своеобразными путями
появляются и сменяются
Конституция РФ отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных правовых актов.
Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
По форме конституция - всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция - конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции, прежде всего, отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.
При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).
Суть классово-политического подхода состоит в том, что конституции, закрепляя названные выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Ф.Лассаль, которого традиционно цитируют в этой связи, говорил: «Конституция является действительным отношением общественных сил страны».
Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.
§ 1. Функции конституции.
Конституцию
как нормативно правовой акт,
занимающий самостоятельное и
особое место в правовой систем
Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.
Рассмотрим эти функции.
Учредительная функция. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.
Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.
Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.
Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).
Внешнеполитическая функция. Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.
Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.
Идеологическая функция. «Такая функция также присуща нашей Конституции. Есть ли основания для этого утверждения? Может быть, так надо говорить о прошлых конституциях? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция - как бы деидеологизированный документ, а автор этих строк неправомерно пишет о какой-то идеологической функции конституции?»1.
Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.
Информация о работе Конституция РФ: сущность, функции, основные черты и особенности