Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа
Цель работы – изучить правовой статус Конституционного Суда Россий-ской Федерации.
Задачи исследования:
- Определить роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти;
- проанализировать процесс формирования Конституционного Суда ;
- проанализировать организацию деятельности Конституционного Суда;
- определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как специализированного органа конституционного контроля;
- проанализировать решения Конституционного суда РФ и определить их роль в правовой системе России.
Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы правового статуса Конституционного Суда РФ были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы Авакьян С.А., Витрук Н.В., Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Стрекозов В.Г..
Данная курсовая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного Суда России.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. (с изменениями на 2 июня 2009 года), некоторые постановления Конституционного Суда РФ, учебные пособия, а также статьи и работы известных ученых – юристов.
Работа состоит из двух глав. В первой главе определен статус Конституционного Суда РФ в системе органов государственной власти, так же рассмотрены структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ. Во второй главе рассмотрены принципы деятельности Конституционного Суда РФ, так же его полномочия и какова роль решений Конституционного суда РФ в правовой системе России
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ.
1.1Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти.
1.2 Структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.
2.1 Принципы деятельности Конституционного Суда РФ.
2.2 Полномочия Конституционного Суда РФ.
2.3 Решения Конституционного Суда РФ и их роль в правовой системе России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Устность разбирательства - это принцип в котором говорится о Разбирательства в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления Судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Производство в
Одним из принципов также является непрерывность Судебного заседания. Этот принцип говорит о том, что заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к компетенции палаты. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
И
последний принцип это - состязательность
и равноправие сторон. Тут говорится о
том, что стороны пользуются равными правами
по отстаиванию своей позиции на основе
состязательности в заседаниях Конституционных
Судов.
Сторона-заявитель
самостоятельно представляет доказательства,
на которых основано обращение. В равной
мере сторона-ответчик может реагировать
на представленные доказательства, давать
им оценку и т.п. Стороны вправе пользоваться
услугами адвокатов.
Стороны
в заседаниях Конституционного Суда Республики
Корея всегда представлены своими адвокатами.
В случае, если стороной является орган
государственной власти, ее представителем
выступает министр юстиции. |
Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, жалобы или ходатайства, отвечающего требованиям Федерального конституционного закона. Круг органов и лиц, имеющих право на обращение в зависимости от его характера определен ст.125 Конституции Российской Федерации.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в соответствии Конституции Российской Федерации закона, иного нормативного акта, договора между органами государственной власти или противоречие в позициях сторон в спорах о компетенции или неопределенность понимания положений Конституции, а также выдвижение Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме, с приложением необходимых документов, подтверждающих его характер, после оплаты государственной пошлины от одного до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения.10
Конституционный Суд полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел.
1. О соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
По делам этой категории Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Право на обращение в Конституционный Суд по упомянутым выше вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. По спорам о компетенции:
между федеральными органами исполнительной власти;
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
между высшими государственными органами власти субъектов Российской Федерации.
Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре, перечисленных выше, а также Президент Российской Федерации – в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногласий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении согласованных решений11.
3. О конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Так, в соответствии со ст.101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд общей юрисдикции, арбитражный суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона.12
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле13
4. Толкование Конституции дается Конституционным Судом по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и Судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
5. О даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращение с запросом о даче заключения направляется в Конституционный Суд Советом Федерации, если обвинение выдвинуто Государственной думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков соответствующего преступления.
Кроме того, Конституционный Суд выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Полномочия Конституционного Суда реализуются путем принятия правовых актов, которыми Конституционный Суд в пределах своей компетенции выражает свою волю посредством констатации юридически значимых фактов и изложения государственно-правовых распоряжений. Особенность юридической природы этих актов состоит в том, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Закон определил исчерпывающий перечень принимаемых Конституционным Судом актов, относящихся к его решениям. Это – постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам.
Постановлением именуется итоговое решение Конституционного Суда, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палат по существу любого из перечисленных выше конкретных дел, рассматриваемых Конституционным Судом, кроме дел, связанных с процедурой импичмента Президента Российской Федерации. Итоговое решение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях Конституционного Суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности (выборы Председателя Суда, формирование палат, утверждение Регламента и т.д.).
Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда не вправе воздерживаться или уклоняться от голосования.
Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости – в иных изданиях.
Юридическая сила решений Конституционного Суда заключается в том, что оно окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.14
Установлена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда.
В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или в частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязаны в установленные сроки (от 2 до 6 месяцев) принять новый нормативный акт, признанный неконституционным. Определенно, что при неисполнении решения Конституционного Суда применяются механизмы ответственности, предусмотренные федеральным законодательством.
2.3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в правовой системе России.
Согласно ст.71 ФКЗ «О Конституционном Суде», решением Конституционного Суда РФ, признается как решение, принятое в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации. Выделяются следующие виды решений: