Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа
Цель работы – изучить правовой статус Конституционного Суда Россий-ской Федерации.
Задачи исследования:
- Определить роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти;
- проанализировать процесс формирования Конституционного Суда ;
- проанализировать организацию деятельности Конституционного Суда;
- определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как специализированного органа конституционного контроля;
- проанализировать решения Конституционного суда РФ и определить их роль в правовой системе России.
Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы правового статуса Конституционного Суда РФ были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы Авакьян С.А., Витрук Н.В., Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Стрекозов В.Г..
Данная курсовая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного Суда России.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. (с изменениями на 2 июня 2009 года), некоторые постановления Конституционного Суда РФ, учебные пособия, а также статьи и работы известных ученых – юристов.
Работа состоит из двух глав. В первой главе определен статус Конституционного Суда РФ в системе органов государственной власти, так же рассмотрены структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ. Во второй главе рассмотрены принципы деятельности Конституционного Суда РФ, так же его полномочия и какова роль решений Конституционного суда РФ в правовой системе России
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ.
1.1Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти.
1.2 Структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.
2.1 Принципы деятельности Конституционного Суда РФ.
2.2 Полномочия Конституционного Суда РФ.
2.3 Решения Конституционного Суда РФ и их роль в правовой системе России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ.
1.1Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти.
1.2 Структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.
2.1 Принципы деятельности Конституционного Суда РФ.
2.2 Полномочия Конституционного Суда РФ.
2.3 Решения Конституционного Суда РФ и их роль в правовой системе России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ.
Конституционный Суд Российской Федерации, созданный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
Актуальность темы исследования определяется тем, что Конституционный Суд Российской Федерации выступает важнейшим элементом правового государства, судебным органом конституционного контроля, самостоятельный и независимый, осуществляющий судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.
Объектом работы является институт конституционного судебного контроля. Предметом является деятельность государственных органов по конституционному судебному контролю.
Цель работы – изучить правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.
Задачи исследования:
- Определить роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти;
- проанализировать процесс формирования Конституционного Суда ;
- проанализировать организацию деятельности Конституционного Суда;
- определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как специализированного органа конституционного контроля;
- проанализировать решения Конституционного суда РФ и определить их роль в правовой системе России.
Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы правового статуса Конституционного Суда РФ были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы Авакьян С.А., Витрук Н.В., Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Стрекозов В.Г..
Данная курсовая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного Суда России.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. (с изменениями на 2 июня 2009 года), некоторые постановления Конституционного Суда РФ, учебные пособия, а также статьи и работы известных ученых – юристов.
Работа состоит из двух глав. В первой главе определен статус Конституционного Суда РФ в системе органов государственной власти, так же рассмотрены структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ. Во второй главе рассмотрены принципы деятельности Конституционного Суда РФ, так же его полномочия и какова роль решений Конституционного суда РФ в правовой системе России
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ
1.1Конституционный Суд в системе органов государственной власти
Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в 1991 году. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г.
В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР.
Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего, в конце концов, прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Новый Закон о Конституционном Суде РФ внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда. 1
Для России вопрос взаимоотношения Конституционного Суда с другими высшими органами государственной власти был особо сложным в силу специфики расстановки политических сил, взаимоотношений Президента и парламента, по существу их конфронтации. В условиях острой политической борьбы в российском обществе, постоянного и разрастающегося противостояния Президента и парламента, переходящего в прямой конфликт, деятельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции актов той и другой власти не могла не приобрести острополитического характера.
Взаимодействие Конституционного Суда с иными высшими органами государственной власти в основном прослеживается в следующих сферах:
- при формировании судейского корпуса конституционной (уставной) юстиции;
- принятии несудебными органами власти нормативных актов в рамках своей компетенции;
- осуществлении правосудия конституционными (уставными) судами.
Такое взаимодействие проявляется во взаимном влиянии несудебных органов власти и конституционных (уставных) судов друг на друга. Отдельные элементы этого влияния можно считать частью механизма «сдержек и противовесов» в российской системе разделения властей.
Можно выделить следующие аспекты влияния высших органов государственной власти на Конституционный Суд:
- решения о
создании отдельных органов
- Конституционные Суды функционируют на основе правил, установленных другими, в первую очередь законодательными, органами государственной власти.
- условия функционирования Конституционных Судов зависят от других органов. В частности, органы законодательной власти принимают законы о бюджете, в которых предусматривается финансирование этих Судов, указы Президента РФ регулируют вопросы материального обеспечения Конституционного Суда РФ и его Судей, нормативные акты глав субъектов Федерации также посвящены материально-организационным аспектам деятельности органов региональной конституционной (уставной) юстиции;
- при формировании Конституционных (уставных) Судов упомянутое влияние несудебных органов власти выражается в их участии в процедуре назначения конституционных (уставных) судей.
- взаимоотношения Конституционного Суда РФ и несудебных высших органов власти проявляются в возможности последних обращаться в органы конституционной (уставной) юстиции.
- Конституционные (уставные) Суды могут выступать в качестве «негативного законодателя», признавая акт любого иного органа государственной власти или его отдельные положения неконституционными, после чего они утрачивают юридическую силу, а дисквалифицированные нормативные договоры, заключенные указанными органами, не подлежат введению в действие и применению.
Признание нормативного акта (либо его отдельных положений) не соответствующим Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений и других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Более того, нормативный акт (отдельные его положения), признанный неконституционным, не может применяться Судами, другими органами и должностными лицами.
- Органы конституционной
юстиции воздействует на
- Конституционные Суды в пределах своих полномочий разрешают споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти различных уровней. Региональные органы конституционной юстиции на своем уровне разрешают споры между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
- Совместно с
законодательными органами
Как правило, такое влияние на процесс импичмента выражается в форме дачи заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения против того или иного должностного лица (что, к примеру, предусмотрено ст. 125 Конституции РФ в отношении Президента РФ), либо заключения о наличии оснований для отрешения от должности (такова компетенция конституционных Судов в республиках Адыгея, Дагестан, Коми). Конституционный Суд Карелии вообще наделен правом самостоятельно отрешать высших должностных лиц республики от должности.
- За время
своей деятельности
- Органы конституционной (уставной) юстиции обладают правом законодательной инициативы по предметам своего ведения.
- Определенное
влияние на законодательный
Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. При осуществлении конституционного судопроизводства суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия суда, но создает четкий раздел с другими судами.
Поскольку осуществление судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установлено, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении информационного и кадрового обеспечения и распоряжения имуществом.3
Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.
1.2 Структура и порядок формирования Конституционного Суда
По Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" увеличилось число судей до 19, установлен срок пребывания в должности судьи - 12 лет и предельный возраст пребывания в этой должности - 70 лет (для вновь назначаемых судей), повышен минимальный возраст для кандидатов в судьи до 40 лет. В отличие от прежней однопалатной структуры суда, теперь в нем образованы две палаты (по 9 и 10 судей), которые равноправны и решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения суда в целом.4
Конституционный Суд стал более самостоятельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах. Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в прежнем законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства. Из полномочий суда исключена оценка правоприменительной практики; она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его применения.
Как уже отмечалось ранее, в состав Конституционного Суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.