Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Основные права человека и гражданина в Конституции РФ.…………………….……3
2. Гражданство РФ, как основание возникновения прав………………………………….7
3. Классификация основных прав и свобод………………………………………………...8
4. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод………………………………..…...11
5. Механизм осуществления гарантий прав и свобод……………………………………16
Заключение…..……………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………….……………………….31

Файлы: 1 файл

Нижегородский Государственный университе1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Говоря о правах  социально-экономических, необходимо отметить, что  Конституция 1993 года  Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни -   личность стала экономически активной. Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные  в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года.   Помимо положений, регулирующих  экономические права и свободы,  большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не  только и не столько правах, сколько о гарантиях.

Культурные права -  Осуществление этих прав и свобод человека в демократическом социальном государстве предполагает  гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45).

Особое место в системе  прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают  так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….»12 - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека  взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения. 

 

Гарантии осуществления  и защиты прав и свобод .

 

Поскольку темой нашей  работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции  имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из  принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность -  как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в  Конституции указаний на гарантии их осуществления и  защиты. Более  того, положения Конституции, в которых  закрепляются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина  получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»13. Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55  - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и  не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны  - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных  законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона»14.

Таким образом, конституционные  права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»15), гарантий их выполнения и защиты.  В этом случае конституционные нормы становятся гарантом  выполнения положений  иных нормативных актов.

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится  к осуществлению всех возможных  гарантий по осуществлению прав и  свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

В юридической литературе принята классификация гарантий:

Юридические гарантии  рассматриваются как гарантии специальные;

Экономические, социальные политические, духовные, социально  –психологические – как общие  гарантии.

 

Рассмотрим их специфику:

Социально-экономические  – в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности  собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии  формирования, роль Конституции как основного закона и иных  нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение.  Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для  осуществления социальных потребностей общества.

Политические – направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий.  Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека  в российской Федерации гарантируется»16.   

Представительная ветвь  власти  - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным  принципам, создает юридические  механизмы обеспечения реального  осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии  с федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года.  «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»17. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам,  руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная власть -

«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»18 - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод:  реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так,  1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом прав человека в Российской Федерации». В числе мероприятий  по его  проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

О минимальных государственных  социальных стандартах;

Об альтернативной гражданской  службе;

Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Об обучении лиц с  ограниченными возможностями получения образования.

Предложено ратифицировать международные документы:

Рамочная конвенция  о защите национальных меньшинств 1995 года;

Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская  конвенция о выдаче 1957 года и протоколы  к ней № 1 и 2;

Европейская конвенция  о взаимной  правовой помощи по уголовным  делам 1959 года;

Конвенции Международной  организации труда  1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.

Кроме того в данном документе  Правительству РФ предложено финансировать  Федеральные программы, обеспечивающие выполнение  постановления в области прав человека и т.д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство  РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование  системы  специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение. 

Защита прав и свобод человека и гражданина  - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение  обращений о нарушении права; перед судом – который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством  является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях  соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди  гарантий прав и свобод человека и  гражданина  занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина»19

 Поскольку Российская  Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ  правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения  норм права,  закрепленных к конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента  и Постановлениях Правительства).

Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?

Можно выделить несколько направлений  в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

Система охраны и защиты прав и  свобод в обеспечении их реального  использования;

Система охраны и защиты прав и  свобод в борьбе с их нарушениями;

Развитие общественно-политической активности граждан;

Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории  Российской Федерации»20, что гарантирует  использование конституционных положений  при решении любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так  же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты:  наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии;  наличие  соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии юридические.

 

Механизм осуществления  гарантий прав и свобод .

 

Попробуем все же рассмотреть каким  же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод  и как осуществляются их юридические гарантии.

Прежде стоит рассмотреть специфический  набор средств и методов защиты конституционных  прав и свобод:

Конституционно-судебный механизм –  т.е. возможность обращения в Конституционный  Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);

Судебная защита в судах общей  юрисдикции (регулируется Законом «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993 г.);

Административные действия органов  исполнительной власти;

Законная самозащита человеком  своих прав – лично или через  общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

Международно-правовой механизм –  возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии  личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

Право на жизнь (ст. 20 КРФ)   - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно  закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В  Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»21 Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»22 - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.

Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для  умаления достоинства.  Гарантии этого  права предусмотрены многими  законодательными актами: «Закон о  средствах массовой информации», в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; «Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»  - в соответствии с окторым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно – право на достоинство личности  не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены – но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.

Информация о работе Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.