Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:06, курсовая работа
Во времена Советского Союза использование мер конституционной ответственности, изучение указанного института и внедрение традиционных для западных демократий санкций сдерживалось в силу наличия жесткой партийной иерархии и внеправовых методов решения конфликтов между различными субъектами общественных правоотношений в административно-командной государственной системе. Лишь после распада СССР и создания демократического и правового государства в Российской Федерации перед научным сообществом встала задача комплексного изучения и теоретического обоснования применения мер конституционной ответственности.
Введение………………………………………………………………....3-4
Понятие ответственности………………………………………………5-9
Цели, функции, виды юридической ответственности……………...10-21
Особенности конституционной ответственности…………………..22-23
Заключение……………………………………………………………24-25
Список литературы……………………………………………………...26
Уместно привести здесь утвердившееся
в юридической литературе определение,
согласно которому содержание принципа
неотвратимости ответственности включает
две одинаково важных с точки
зрения законности стороны. Во-первых,
положение о том, что каждое правонарушение
должно неминуемо влечь
С учетом текстуального выражения
этого принципа в ст. 2 УПК РФ, можно
заключить, что его суть не в том,
что за каждое правонарушение обязательно
применяется юридическая
Необходимо учитывать и
Принцип индивидуализации ответственности.
Названный принцип можно
В нормах действующего права принципы
юридической ответственности
Для более глубокого проникновения в сущность юридической ответственности необходимо выяснить ее цели и назначение в обществе. На необходимость подобного выяснения указывал еще Н. Винер: «До тех пор, пока общество не установит, чего же оно действительно хочет: искупления, изоляции, воспитания или устрашения потенциальных преступников,— у нас не будет ни искупления, ни воспитания, ни устрашения, а только путаница, где одно преступление порождает другое». Цель есть идеальное представление субъектов (личностей, органов, социальных групп) о результатах своих действий. Именно они определяют и средства, и характер действий, направленных на ее достижение.
Цели юридической
Поскольку юридическая ответственность «участвует» в реализации охранительной функции, то и ее цель в общей форме можно определить как охрану существующего строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель — наказание виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного принуждения, преследует еще одну цель — предупреждение совершения правонарушений впредь.
Кроме того, существуют и чисто
правовые цели юридической ответственности,
которые служат средством обеспечения
нормального функционирования механизма
правового регулирования путем
обеспечения реализации субъектами
правоотношений субъективных прав и
юридических обязанностей, являются
важнейшей гарантией
Указанные цели юридической ответственности определяют ее функции.
Особенности
конституционной
Особенность предмета конституционного права, как это уже ранее отмечалось, состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Именно в этих сферах общественной жизни конституционно-правовая ответственность и применяется, так сказать, в "чистом" виде, как особый вид юридической ответственности.
Правда, и здесь не исключено
положение, когда государство вынуждено
для защиты определенных общественных
отношений прибегать к мерам
не только конституционно-правовой, но
и иных видов юридической
Использование иных видов юридической ответственности в этих случаях связано с тем, что все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являются базовыми, основополагающими. Они образуют фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Все они являются системообразующими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Все они так или иначе связаны с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность. Поэтому государство использует все средства их защиты, все виды юридической ответственности.
Необходимость использования всех
видов юридической
Итак, конституционно-правовая ответственность может наступать за нарушение норм конституционного права. Однако не всякая ответственность за нарушение этих норм является конституционно-правовой. В нормах конституционного права могут закрепляться и иные виды ответственности. Например, согласно ст. 20 Конституции РФ за особо тяжкие преступления может применяться в качестве исключительной меры наказания смертная казнь впредь до ее отмены. Таким образом, в этой статье Конституции речь идет не о конституционно-правовой ответственности, а об уголовной.
Юридическая
ответственность – это
Следует
признать, что конституционное право
немыслимо без существования
своего аппарата мер
Как
и любая другая юридическая
ответственность,
Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – гражданским и т.д.
В настоящее время неурегулированность многих теоретических вопросов применения мер конституционной ответственности порождает трудности в разработке законодательной модели ответственности властных структур и коллизии в правоприменительной практике. Например, Конституционный Суд РФ неоднократно вынужден был рассматривать положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на предмет конституционной ответственности принудительных мер, применяемых к органам власти. К сожалению, ни Конституция РФ, не теоретические представления не дают однозначного понимания юридической природы приоритета принуждения со стороны Федерации к иной структуре власти. Аналогично нет ясности в отношении такого условия использования конституционных санкций, как нива. В науке распространены различные концепции – от полного отрицания вины как необходимого условия применения мер ответственности до конструирования различных, порой взаимоисключающих, теорий вины субъектов конституционно-правовых отношений. Верховный Суд РФ также не раз менял свои позиции применительно к основаниям правоотношениях (например, вводя критерии вреда, а позднее отказывая в признании вреда основанием конституционно-правовой ответственности).
Список используемой литературы:
1. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994.
2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. – Н. Новгород, 1992.
3. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1978
4. Кожевников С.Н. Юридическая ответственность // Общая теория права: Курс лекций. – Н. Новгород. – 1993. – С.456
5. Лучин В. Конституционные деликты // Государство и права. – 2000.
6. Шон
Д. Конституционная ответственность //
Государство и право.-1995
7. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. – М.,1992.