Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Прежде всего, ответ на этот вопрос контрольной работы, я считаю, следует начать по традиции с истории возникновения института юридического лица, а потом уже переходить непосредственно к изучению его понятия и признаков

Оглавление

1. Юридические лица как участники гражданских правоотношений……….3
1.1 Понятие и признаки юридического лица……………………………….3
1.2 Учредительные документы как правовая основа деятельности юридических лиц………….……………………………………………..16
1.3 Правосубъектность и органы юридического лица…………………..17
1.4 Классификация и виды юридических лиц (использовать несколько оснований для классификации)………………………………………....28
2. Задача…………………………………………………………………………34
3. Тест…………………………………………………………………………...35
4. Индивидуальное задание…………………………………………………...36
5. Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики, специальной литературы………………………………………38

Файлы: 1 файл

Институт экономик1.docx

— 66.75 Кб (Скачать)

2. Представляется, что понятие, сущность и природу  органа юридического лица, а также  его влияние на внутреннюю  структуру самой организации  корректнее и обоснованнее рассматривать  через призму организационного  единства юридического лица. Суть  и задача организационного единства  заключаются в том, чтобы в  гражданском обороте участвовала  не какая-либо аморфная организация,  но юридическое лицо, имеющее  определенную конструкцию, которая  во внешнем гражданском обороте  обеспечивается, как уже отмечалось, с формальной стороны наличием  учредительных документов, через  комплекс индивидуализирующих признаков.  Обеспечивать же внутреннюю конструкцию  юридического лица – задача  его органов. Представляется правильным  суждение В.Н. Цирульникова, который  говорит, что суть организационного  единства юридического лица в  том, что это есть основной  способ установления внутренних  организационных юридически необходимых  связей в системе правовых  отношений, возникающих по поводу  и в связи с деятельностью  организации и обеспечивающих  единство ее конструктивных элементов.  Посредством познания такого  единства можно определить механизм  функционирования юридического  лица и способы формирования внешних правовых связей20.

Определяя понятие и природу органа юридического лица, следует прийти к выводу о  том, что орган – это обязательный элемент организационного единства юридического лица, действующий в  соответствии с законом, иными правовыми  актами, учредительными документами, посредством  которого юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает  на себя гражданские обязанности (ст. 53 ГК РФ).

Система органов в каждом конкретном виде юридического лица создает ту внутреннюю структуру организационного единства, которая позволяет ему вовне (во внешнем мире, то есть гражданском  обороте) выглядеть четкой организацией со своими существенными и индивидуализирующими признаками. Так, в акционерном обществе система органов состоит из общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного (единоличного или коллегиального) органа и ревизионной комиссии (гл. 7,8 ФЗ «Об акционерных обществах»). В завершение следует заметить, что  многие вопросы формирования органов  юридического лица, их компетенции  регламентируются императивно на законодательном  уровне.

3. В случаях,  предусмотренных законом, юридические  лица могут приобретать гражданские  права и принимать на себя  обязанности через своих участников. К таким юридическим лицам  относятся такие коммерческие  организации, как полные товарищества  и товарищества на вере. В соответствии  с п.1 ст. 72 и п. 2 ст. 82 ГК РФ каждый  полный товарищ вправе действовать  от имени товарищества, если учредительным  договором не установлено, что  все участники (полные товарищи) ведут дела совместно, либо  ведение дел поручено отдельным  товарищам. Учитывая, что полные  товарищи от имени товарищества  ведут предпринимательскую деятельность, к ним предъявляется требование  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. Таким образом,  в указанных юридических лицах  нет органов и их гражданская  правосубъектность реализуется  через действия их участников  – полных товарищей.

4. В соответствии  с п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое  в силу закона или учредительных  документов выступает от его  имени, должно действовать в  интересах представляемого им  юридического лица добросовестно  и разумно. Изложенное правило  относится к органу юридического  лица. Иначе говоря, в норме сконцентрированы  требования, которым должен соответствовать  субъект, исполняющий обязанности  органа, и условия его деятельности.

Принцип добросовестности и разумности является объективным критерием оценки деятельности органа или, соответственно, участника  юридического лица, действующего от его  имени, который не связан с их фактическими способностями к осуществлению  такой деятельности. В рамках этого  принципа соответствующее лицо обязано  не только действовать в интересах  юридического лица, не нарушать обязанности, возложенные на него законом или  учредительными документами юридического лица, но и вести дела способом, оптимальным  для достижения целей юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и обоснованность действий органа или, соответственно, участника юридического лица предполагаются. С нарушением принципа добросовестности и разумности п. 3 комментируемой статьи связывает обязанность соответствующего лица по требованию учредителей (участников) возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Действующие в  настоящее время нормы федеральных  законов «Об акционерных обществах» (ст. 71)21 и «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 44)22 к числу лиц, привлекаемых к ответственности за причинение убытков, относят не только единоличный исполнительный орган, управляющую организацию или управляющего, осуществляющих переданные им по договору полномочия исполнительного органа, но и членов коллегиального исполнительного органа, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Члены коллегиальных органов управления не несут ответственности только в том случае, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимали участия в голосовании.

Таким образом, механизм реализации гражданской правосубъектности  представляет не только научный интерес, но имеет и практическое значение, так как связан с ответом на вопрос о том, как юридические  лица будут осуществлять свою правосубъектность.

Системное толкование положений законодательства о юридических лицах, а также  об их органах и лицах, действующих  от имени юридического лица, позволяет  сделать, по крайней мере, три важных вывода.

Во-первых, в качестве органа юридического лица может действовать относительно независимый и волеспособный  субъект права. Причем закон допускает  даже привлечение этого субъекта к самостоятельной гражданско-правовой имущественной ответственности  перед юридическим лицом.

Во-вторых, полномочия, предоставленные этому  субъекту по отношению к юридическому лицу, могут носить как законный, так и добровольный (договорный) характер.

В-третьих, действия данного субъекта, совершенные  в рамках имеющихся у него полномочий от имени юридического лица, непосредственно  создают, изменяют или прекращают права  и обязанности у самого юридического лица, как происходит в отношениях представительства.

 

 

 

 

 

 

 

Классификация и виды юридических  лиц

Гражданский кодекс устанавливает принцип, согласно которому юридические лица могут  быть созданы только в какой-либо из предусмотренных законодательством  организационно-правовых форм. Для  коммерческих организаций исчерпывающий  перечень таких форм содержится в  самом ГК (п.2 ст.50 и ст.66-115). Содержащийся в ГК перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц (ст.116-123) не является исчерпывающим, поскольку  согласно п.3 ст.50 ГК, он может быть дополнен другими законами, что в отношении  коммерческих юридических лиц в  ГК не предусмотрено.

Однако в  любом случае создатели (учредители) юридического лица должны облечь его  в одну из предусмотренных законодательством  организационно- правовых форм, и придумать  нечто, не предусмотренное законом, они не могут.

 Данный  принцип, именуемый замкнутым  кругом, организационно-правовых форм  юридического лица позволяет  исключить возникновение юридически  не надежных, не обладающих конструктивной  устойчивостью юридических лиц.  Этот принцип обеспечивает возможность  контроля со стороны государства  и служит одним из средств  предотвращения дезорганизации  экономического оборота, охрана  стабильности, устойчивости которого  — важнейшая задача гражданского  права.

Известно, что  классификация делает возможным  четкое определение правового статуса  той или иной организации и  исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Например, малые  предприятия, подобно средним и  большим, в действительности могут  существовать не только в форме унитарных  предприятий, но и в виде хозяйственных  обществ, товариществ и производственных кооперативов, а совместное предприятие (с иностранным участием) — лишь в форме хозяйственных обществ  или товариществ. Сами же малые и совместные предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.23

Действующее гражданское законодательство выделяет критерии, по которым может быть проведена дифференциация юридических  лиц:

1) права учредителей  (участников) в отношении юридических лиц или их имущества.24

В соответствии этому критерию (п.2 ст.48 ГК РФ) могло  выделить:

- организации,  на имущество которых учредители  имеют право собственности или  иное вещное право: государственные  или муниципальные унитарные  предприятия, а также учреждения;

- организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;

- организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и автономные некоммерческие организации (п.3 ст.48 ГК РФ).

2) Юридические  лица подразделяются на организации  корпоративные и унитарные. Корпоративные  организации имеют членов, а унитарные  — членов не имеют. К первым  относятся хозяйственные товарищества  и общества (ст. 66-106 ГК), производственные (ст.121-123 ГК) и потребительские (ст.116 ГК) кооперативы, общественные и  религиозные организации (объединения) (ст.117), объединения юридических  лиц(ассоциации и союзы) (ст.121-123 ГК). К юридическим лицам унитарного  типа, не имеющим членов, относятся  государственные и муниципальные  унитарные предприятия (ст.113-115 ГК), фонды (ст.118-119 ГК), учреждения (ст.120 ГК).25

3) Объем вещных  прав организации.

В зависимости  от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно  различать:

- юридические  лица, обладающие правом оперативного  управления на имущество: учреждения  и казенные предприятия;

- юридические  лица, обладающие правом хозяйственного  ведения на имущество: государственные  и муниципальные унитарные предприятия(кроме  казенных);

- юридические  лица, обладающие правом собственности  на имущество: все другие юридические  лица.

4) Личное  или имущественное участие.

 Хозяйственные  товарищества и общества можно  классифицировать по тому, что  более важно для участников: объединение  их личных усилий для достижения  предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени  увеличения предпринимательского  риска участников хозяйственного  общества и товарищества могут  выстраиваться в следующую цепочку:  полное товарищество, товарищество  на вере, общество с дополнительной  ответственностью, общество с ограниченной  ответственностью, акционерное общество.

5) По составу  учредительных документов разграничиваются  договорные юридические лица  — хозяйственные товарищества, договорно-уставные  общества с ограниченной и  дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также  уставные юридические лица (государственные и муниципальные предприятия).26

6) Цели деятельности  юридических лиц.

Данный критерий закреплен в ст.50 ГК РФ, в соответствии с которым, все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

 Первые  преследуют извлечение прибыли  в качестве основной цели своей  деятельности вторые не имеют  такой цели в качестве основной  и распределяют полученную прибыль между собой (участниками). Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и общепроизводственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данный перечень исчерпывающий, что вытекает из смысла абз.1 п.1 ст.6 федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ»27, и п.2 ст.50 ГК РФ.

Некоммерческие  организации могут создаваться  в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником  учреждений, благотворительных и  иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Следовательно, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, данный в  п.3 ст.50

 ГК РФ, может быть расширен специальным законом.28

Некоммерческие  организации вправе заниматься предпринимательской  деятельностью с обязательным соблюдением  двух требований: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать  этим целям, т.е. некоммерческие организации  тоже могут извлекать прибыль, но не в качестве основной цели деятельности, и, кроме того, не вправе ее делить (распределять).

Но как  отграничить основную цель деятельности от основной бывает довольно затруднительно, поскольку здесь возможны обходные пути и камуфляж

(одна цель  может специально прикрывать  другую), критерий этот оказывается  весьма неопределенный. С другой  стороны, сам ГК, относя потребительские  кооперативы к некоммерческим  организациям, не только разрешает  им извлекать прибыль, но и  прямо предписывает распределять  ее между своими членами (п.5 ст.116).

 Таким  образом, последовательно провести  разделение юридических лиц как субъектов гражданского права на коммерческие и некоммерческие организации не удается. Подобное разграничение, надо полагать, является скорее предметом налогового законодательства.29

Информация о работе Юридические лица