Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:41, реферат
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель-предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель-орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.
1. ПРЕДМЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
2. МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3. НАУКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО (ХОЗЯЙСТВЕННОГО)
ПРАВА
4. ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
5. СИСТЕМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
6. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права содержатся в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например. Гражданском кодексе РФ.
Возникает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского законодательства. Не поднимая дискуссии о месте предпринимательского права в системе права, отметим, что в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ 1994 г. предпринята попытка регулировать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда по мнению авторов нового кодекса (С.С.Алексеев, Е.А.Суханов, В.Ф.Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.
Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.
Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.
Рассматривая источники предпринимательского права, нельзя обойти и еще одну проблему, а именно, об экономической роли государства. Сторонники .одномерного подхода (либо гражданско-правового, либо административно-правового) регулирования хозяйственных отношений, исходя из экономической теории монетаризма и в юридической науке проводится мысль об ограничении государственного регулирования экономики (т.е. идея саморегулирования рынка). Современная научная концепция предпринимательского права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:
1. Хозяйственные
(предпринимательские)
2. Монетаристский
взгляд на государство, как
на пассивный элемент
3. Государство
должно установить правило
4. Система публичного законодательства (уголовное, административное и т.д.), устанавливающая ответственность за нарушение правил хозяйствования с целью защиты интересов общества и граждан.
Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:
1) Законы,
принятые в бывшем СССР; например:
Основы законодательств об
2) Законодательство
РСФСР, принятое в
Весь этот нормативный массив законодательства принимался в . разное время. Более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.
Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.
Вот некоторые тенденции, характеризующие современное предпринимательское законодательство:
1. Многие
предписания Российского
2. В современном предпринимательском законодательстве существует часто употребляющийся термин “ответственность”. Этот термин имеет различное значение. В одних случаях “ответственность” является синонимом обязанности. В других, что значительно чаще, под этим термином понимается сознание долга (чувство ответственности) перед обществом, государством, народом, наконец, перед страной, побуждающей выполнить возложенное на хозяйственный орган или должностное лицо обязанность. И, наконец, в третьих, речь идет о юридической ответственности, основанием возникновения которой является правонарушение.
Вероятно, разработчики проектов законодательных и других нормативных актов (центральные органы государственной власти и управления) не заинтересованы установлением юридической ответственности за отклонения от предписанных правовыми нормами поведения ни в отношении управленческих органов своих систем, ни тем более центральных аппаратов. Так, в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от II июля 1992 г. № 2981-1 в разделе третьем декларируется, что “персональная ответственность” за выполнение заданий Программы возлагается на председателей комитетов по управлению имуществом и фондов имущества всех уровней.
3. Значительное
число предписаний актов
Имитация правового регулирования начинается, как правило, когда надо закрепить самостоятельность и права основных звеньев экономики, а также когда речь идет об обязанностях и ответственности органов управления.
Полномочия органов управления определяются столь абстрактно, что установить конкретные границы часто весьма трудно. Так, преследующая цель насытить рынок товарами, что сейчас крайне важно. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. “О свободе торговли” предоставляет право предприятиям и гражданам осуществлять торговлю в любых удобных для них местах и одновременно обязывает местные органы власти и управления оборудовать места свободной торговли, поддерживать в них 1чэбвдественный порядок и следить за соблюдением санитарных правил. 1д$ результате этого города превратились в сплошные базары, так как 1торговать стали везде. Причем, каждый продающий имеет при себе, как доказательство правоты своего дела, вырезку из газеты с текстом этого Указа. В итоге прекратилось применение нормы более высокой юридической силы - Кодекса РСФСР “Об административных правонарушениях” (статьи 150 и 150/2).
Следует отметить, что статья 1 этого Указа предоставляет право предприятиям и гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специального разрешения, тогда как Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. “О защите прав потребителей” требует наличия сертификата на реализуемую яродукцию.
Закон не обеспечен механизмом его реализации, и поэтому применить его очень трудно. Закон становится “безруким”. Таким образом, пренебрежение законодателя процессуальными нормами делает бездействующими материальные нормы права и вносит неразбериху в общественные отношения. Применительно к Указу “О свободе торговли” некоторая ясность появилась лишь после принятия Указа Президента “О мерах по защите прав потребителей и предотвращении спекуляции”.
4. Если
при подготовке законопроектов
ведомственные интересы
5. Не
только наличие правового
6. Для
современного Российского
7. Девальвация
Законов Российской Федерации,
регулирующих хозяйственную, в
том числе предпринимательскую
деятельность, происходит из наличия
в них большого количества
отсылочных и бланкетных норм.
Яркий пример тому - Закон Российской
Федерации от 9 октября 1992 г. “О
валютном регулировании и
Список литературы.
1. В.С.Мартемьянов. Хозяйственное право. T.I. Общие положения: Курс лекций. М.: Изд-во БЕК, 1994 г. С. 1. 8
2.Гражданское
и торговое право
3.Закон
Российской Федерации от 14 июня 1994
г. “О порядке опубликования
и вступления в силу
4.Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 1-7. Собрание законодательства РФ 1994 г. №32, ст. 3301.
Информация о работе Юридические лица как субъекты предпринимательского права