Юридические лица как субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является углубленное изучение и всесторонний анализ института юридического лица как субъекта гражданского права.
Объект исследования - гражданские правоотношения по созданию, функционированию и прекращению юридических лиц в РФ.
Предметом исследования является совокупное понятие юридического лица в российском гражданском законодательстве.

Оглавление

Аннотация
Введение
Глава 1. Понятие, признаки и виды юридических лиц
1.1. Основные теории юридического лица и вопрос о его сущности
1.2. Понятие юридического лица и его признаки
1.3. Виды юридических лиц
Глава 2. Образование и прекращение юридических лиц
2.1. Образование юридического лица
2.2. Правосубъектность юридического лица
2.3. Прекращение юридического лица
Глава 3. Индивидуализация юридического лица
3.1. Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица
3.2. Защита средств индивидуализации юридического лица
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Юридические лица как субъекты гражданского права.docx

— 130.34 Кб (Скачать)

Правовой режим средств  индивидуализации определяется Гражданским  кодексом РФ и Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Фирменное наименование - это  индивидуальное название юридического лица. Согласно ст.54 ГК РФ фирменное  наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму (акционерное  общество, производственный кооператив и т.п.), а также собственно наименование (название) юридического лица.

Фирменное наименование не имеет специальной процедуры  регистрации, а регистрируется при государственной регистрации самого юридического лица и действует все время его существования. Данные государственной регистрации, в том числе и фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ст.51 ГК РФ).

Юридическое лицо, фирменное  наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет  исключительное право его использования. Лицо, использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить использование этого наименования и возместить данному лицу причиненные убытки.

Товарный знак и знак обслуживания согласно п.1 ст.1 закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Товарный знак представляет собой словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации с использованием любых цветов или цветовых сочетаний.

Для правовой охраны товарного  знака его необходимо зарегистрировать в установленном порядке. При  удовлетворении заявки патентное ведомство  вносит товарный знак в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, производит публикацию сведений о регистрации и выдает заявителю свидетельство на товарный знак.

Владелец товарного знака  имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Владелец товарного знака может передать его другому лицу. Оформление передачи товарного знака производится в двух правовых формах: на основании договора об уступке товарного знака или лицензионного договора. Обязательным условием оформления подобных договоров является их регистрация в патентном ведомстве.

Правовые нормы об индивидуализации товаров и их производителей образуют четвертый институт права (помимо авторского права, смежных прав, патентного права), входящий в подотрасль гражданского права, называемый «правом интеллектуальной собственности».      

 К правам на средства  индивидуализации юридических лиц,  товаров, работ, услуг и предприятий глава 76 ГК РФ относит:

·            право на фирменное наименование;

·            право на товарный знак и право на знак обслуживания;

·            право на наименование места происхождения товара;

·            право на коммерческое обозначение.       

 Основной функцией  этих средств является индивидуализация  производителей и производимых ими товаров, работ и услуг.      

Фирменное наименование — коммерческое имя предприятия. Под этим именем оно выступает в гражданском обороте. С ним связана деловая репутация предприятия. Это личное неимущественное благо. Поскольку фирменное наименование содержит указания на принадлежность предприятия и его организационно-правовую форму, оно выполняет информационную функцию.      

Юридическое лицо, фирменное  наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.      

 Статья 1475 ГК РФ подчеркивает, что исключительное право на  фирменное наименование, включенное  в Единый государственный реестр  юридических лиц, ограничено территорией  РФ. Из этого следует, что на  территории других стран оно  не будет действовать. Исключительное  право на фирменное наименование действует до тех пор, пока существует само юридическое лицо либо последнее в установленном порядке решило его изменить. Другими словами, действие исключительного права на фирменное наименование не ограничено каким-либо конкретным сроком.      

 Предприятия стремятся  защитить средства индивидуализации  товаров от подделок и от  использования их посторонними  лицами, а государство с помощью правовых норм охраняет права правообладателей средств индивидуализации товаров, работ и услуг.     

 Промышленная  собственность — собирательное понятие, которое включает в себя права на изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное наименование, наименование мест происхождения товаров, а также права по защите против недобросовестной конкуренции

 

ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ

 
 
8.1. Общие положения 
 
Нормами главы 76 ГК РФ регулируются: 
1. право на фирменное наименование;  
2. право на товарный знак и право на знак обслуживания;  
3. право на наименование места происхождения товара;  
4. право на коммерческое обозначение. 
 
8.2. Право на фирменное наименование 
 
Право на фирменное наименование закреплено в ст. 1473 ГК РФ.  
 
Фирменное наименование юридического лица определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает. 
 
Право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана. Не относятся к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц (п. 58.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). 
 
Фирменное наименование юридического лица должно одновременно содержать: 
1. указание на организационно-правовую форму юридического лица,  
2. наименование юридического лица (наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности).  
 
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться (п. 4 ст. 1473 ГК РФ): 
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; 
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; 
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений; 
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. 
 
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации. 
 
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования". 
 
Под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия» следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него). 
 
Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования" устанавливает что разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции Российской Федерации. Получить его могут крупнейшие налогоплательщики либо организации, которые имеют филиалы и (или) представительства на территории более половины субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке определенного товара свыше 35% или занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара. Разрешение также может быть выдано организации, более 25% голосующих акций (уставного капитала) которой принадлежат Российской Федерации. Срок выдачи разрешения составляет 30 дней. Если организация перестает отвечать установленным требованиям, разрешение отзывается. В течение 3 месяцев с даты отзыва разрешения юридическое лицо обязано сменить свое фирменное наименование и внести соответствующие изменения в учредительные документы. 
 
Наличие полного фирменного наименования для юридического лица обязательно, но наряду с полным можно иметь и сокращенное фирменное наименование. В любом случае фирменное наименование должно быть на русском языке.  
Поскольку юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, то оно вправе указывать фирменное наименование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. 
 
Отличительной особенностью исключительных прав на фирменное наименование по сравнению с иными исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации является то, что юридическое лицо, которому такое право принадлежит, не вправе распоряжаться своим исключительным правом на фирменное наименование. Это означает, что юридическое лицо не сможет заключать договоры об отчуждении исключительного права на фирменное наименование и предоставлять другому лицу права использования фирменного наименования. 
 
Интерес представляют и положения п. 3 ст. 1474 ГК РФ, которые устанавливают запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. 
 
Разберем подробнее эту норму. 
 
Во-первых, закон не позволяет использовать фирменное наименование, которое уже используется другим юридическим лицом, только если эти юридические лица осуществляют свою деятельность в одной области предпринимательской деятельности. 
 
Во-вторых, закон ничего не говорит о невозможности регистрации юридических лиц со сходными фирменными наименованиями.  
 
В-третьих, законодательство на сегодняшний день не обязывает регистрирующий орган при регистрации юридических лиц проверять на момент такой регистрации наличие иных юридических ли с одинаковым фирменным наименованием. Более того, в действующем порядке государственной регистрации юридических лиц не предусмотрено такого основания для отказа в регистрации как несоответствие фирменного наименования требованиям ГК РФ, содержащимся в п. 3 ст. 1474 ГК РФ. 
 
В-четвертых, урегулирование спорной ситуации, связанной с нарушениями п. 3 ст. 1474 ГК РФ, отдано на откуп самим юридическим лицам. Так, согласно п. 4 ст. 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее правила п. 3 ст. 1474 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки. 
Споры о фирменных наименованиях подведомственны арбитражным судам. 
 
Таким образом, норма п. 3 ст. 1474 ГК РФ на сегодняшний день не имеет достаточной правовой защиты для ее реализации. 
 
Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. 
 
8.3. Право на товарный знак и право на знак обслуживания 
 
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). 
 
Знак обслуживания – это обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (ст. 1477 ГК РФ). К знакам обслуживания применяются также правила, предусмотренные для товарных знаков. 
Исключительным правом на товарный знак и на знак обслуживания соответственно обладает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. 
 
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК РФ). 
 
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ) 
Приведем случай из судебной практики по разрешению спора о товарном знаке. Так в споре, рассмотренном в Постановлении ФАС Московского округа от 20.11.2008 № КА-А40/9001-08 по делу № А40-19079/07-93-213, юридическое лицо обжаловало отказ в регистрации заявленного обозначения, т.к. имелось сходство оспариваемого товарного знака до степени смешения с противопоставленными товарными знаками. Вывод экспертизы мотивирован тем, что заявленное обозначение "НАЗОЛИН" сходно до степени смешения с товарными знаками "NAZOL", "NAZOL BABY", "НАЗОЛ БЭБИ", "НАЗОЛ КИДС", "NAZOL KIDC". 
 
Суд отказал заявителю и указал, что в основе противопоставленных знаков ("NAZOL", "NAZOL BABY", "НАЗОЛ БЭБИ", "НАЗОЛ КИДС", "NAZOL KIDC") лежит сильный элемент "NAZOL"/ "НАЗОЛ", образующий серию знаков. Другие словесные элементы знаков являются слабыми, поскольку носят описательный характер. Указанные выводы позволили установить однородность товаров заявленного обозначения и товаров противопоставленных знаков. Помимо фонетического сходства суд установил и графическое сходство сравниваемых обозначений по общему зрительному впечатлению, графическому написанию букв (заглавные) и цвету шрифта (черный), которым выполнены обозначения. 
 
В ст. 1483 ГК РФ перечислены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. Например, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров и по другим основаниям. 
 
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в пункте 2 ст. 1484 ГК РФ. В частности, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 
• на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 
• при выполнении работ, оказании услуг; 
• на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 
• в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 
• в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации. 
 
Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности <*> либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации. 
 
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Правообладатель вправе заключить договор об отчуждении исключительного права на товарный знак и лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака. 
 
Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам. 
 
Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Федеральную службу по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам. 
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз (п. 2 ст. 1491 ГК РФ). 
 
Заявка на государственную регистрацию товарного знака подается в Федеральную службу по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем). Заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку. 
 
Заявка на товарный знак должна содержать: 
• заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения; 
• заявляемое обозначение; 
• перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; 
• описание заявляемого обозначения. 
 
Заявка на товарный знак подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя - заявителем или его представителем, подающим заявку. 
 
К заявке на товарный знак должны быть приложены: 
• документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в размере 2000 рублей; 
• устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак (п. 1 ст. 1511 ГК РФ). 
 
Федеральная служба по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам проводится экспертиза заявки на товарный знак. Экспертиза заявки включает формальную экспертизу (ст. 1498 ГК РФ) и экспертизу обозначения (ст. 1499 ГК РФ), заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения). 
 
Заявка на товарный знак может быть отозвана заявителем на любой стадии ее рассмотрения, но не позднее даты государственной регистрации товарного знака. 
 
На основании решения о государственной регистрации товарного знака (п. 2 ст. 1499 ГК РФ) Федеральная служба по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. 
 
В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. 
 
Свидетельство на товарный знак выдается Федеральной службой по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. 
 
Форма свидетельства на товарный знак и перечень указываемых в нем сведений утверждены Приказом Роспатента от 08.08.2006 N 90 "Об утверждении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм приложений к упомянутым свидетельствам". 
 
В разделе 4 параграфа 2 гл. 76 ГК РФ рассматриваются особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака.  
По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. 
 
Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. 
 
Особенности правовой охраны коллективного знака регулируются нормами раздела 5 параграфа 2 гл. 76 ГК РФ. 
 
Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак. 
 
Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком. 
 
Правовая охрана товарного знака прекращается: 
• в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак; 
• на основании принятого решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками; 
• на основании принятого решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием; 
• на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица – правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя – правообладателя; 
• в случае отказа правообладателя от права на товарный знак; 
• на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. 
 
Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак (п. 4 ст. 1514 ГК РФ). 
 
В п. 1 ст. 1515 ГК РФ дано понятие контрафактных товаров. Так, контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. 
Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения (п. 2 ст. 1515 ГК РФ). 
 
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 
• в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 
• в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака. 
 
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, не может быть отказано в его защите (даже в случае, если в суд представляются доказательства неправомерности регистрации товарного знака) до признания предоставления правовой охраны такому товарному знаку недействительной или прекращения правовой охраны товарного знака. 
 
Вместе с тем суд вправе отказать лицу в защите его права на товарный знак, если по материалам дела, исходя из конкретных фактических обстоятельств, действия по государственной регистрации соответствующего товарного знака могут быть квалифицированы как злоупотребление правом (п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). 
 
8.4. Право на наименование места происхождения товара 
 
Согласно ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара. 
 
В качестве примеров географического обозначения как наименования места происхождения товара являются: Гжель, где изготовляется посуда; Палех, выпускающий художественные миниатюры, и др. Примерами исторического обозначения служат Бургундия, Шампань. 
 
Приведем пример из материалов судебной практики. Общество с ограниченной ответственностью "СКИТ" (далее - ООО "СКИТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом Дальминвод" (далее - ООО "ТД Дальминвод", торговый дом) о прекращении незаконного использования наименования места происхождения товара (далее - НМПТ) "Шмаковского месторождения", сходного с зарегистрированным за ООО "СКИТ" НМПТ "Шмаковка", об изъятии из оборота товара - воды минеральной питьевой лечебно-столовой "Таежная жемчужина" Восточно-Уссурийский участок Шмаковского месторождения, уничтожении контрафактных этикеток с обозначением "Шмаковского месторождения", о взыскании 1 000 000 руб. денежной компенсации. 
Судебными инстанциями установлено, что ООО "СКИТ" зарегистрировано в Государственном реестре наименований мест происхождения товара как правообладатель НМПТ "Шмаковка", о чем выдано соответствующее свидетельство от 14.06.2007 N 71/3 сроком действия до 19.07.2016. 
 
Установлено также, что ООО "ТД Дальминвод" не позднее чем с 05.11.2008 производит и реализует минеральную воду "Таежная жемчужина", на лицевой стороне этикетки которой указано, что вода добыта из подземного источника на Восточно-Уссурийском участке крупнейшего на Дальнем Востоке Шмаковского месторождения минеральных вод в районе Приморского края. 
 
Доказательства государственной регистрации за ООО "ТД Дальминвод" НМПТ "Шмаковка" или НМПТ "Шмаковского месторождения" в деле отсутствуют. 
 
Согласно пункту 14 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32 и зарегистрированных в Минюсте РФ 25.03.2003 N 4322, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельные отличия. Сходство может быть звуковым, графическим и смысловым. 
 
В данном случает, как установил суд, используемое ответчиком НМПТ "Шмаковского месторождения" в целом ассоциируется с НМПТ "Шмаковка", используемым истцом, поскольку из обозначения "Шмаковского месторождения" явно следует, что указанная минеральная вода добывается из месторождения минеральной воды в окрестностях курортной зоны Шмаковка. Иного толкования спорного обозначения не может быть в силу отсутствия одноименного месторождения, курорта, географического объекта с таким же наименованием, где расположены источники минеральных вод. 
 
Обозначение "Шмаковского месторождения" и НМПТ "Шмаковка" несут в себе одну и ту же смысловую нагрузку, которая обозначает место нахождения источника предлагаемой потребителю минеральной воды. Различие в обозначении "Шмаковского месторождения" и НМПТ "Шмаковка", которое заключается в наличии слова "Месторождения" и иного окончания в слове "Шмаковского" не может являться основанием для признания их не сходными, поскольку корень "Шмаков" является единым для обоих обозначений, одно из которых в установленном законом порядке зарегистрировано как наименование места происхождения товара и подлежит охране законом (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2009 N Ф03-7698/2009 по делу N А51-4459/2009). 
 
Наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации (ст. 1518 ГК РФ). 
 
Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1519 ГК РФ. Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности: 
• на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 
• на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот; 
• в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 
• в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации. 
 
Знак охраны наименования места происхождения товара содержится в ст. 1520 ГК РФ. Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ", указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации. 
 
Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ). 
Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 
 
Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара установлены в ст. 1522–1534 ГК РФ и в Приказе Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 328 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации". 
 
Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара подается в Федеральную службу по интеллектуальной собтственности, патентам и товарным знакам. 
 
Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать: 
• заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения; 
• заявляемое обозначение; 
• указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара; 
• указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара; 
• описание особых свойств товара. 
 
Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. 
 
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. 
 
Заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование выдается: 
• Министерством здравоохранения и социального развития России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды; 
• Министерством промышленности и торговли России - в отношении изделий народных художественных промыслов; 
• Министерством сельского хозяйства России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов; 
• Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка - в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. 
 
К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, прилагается заключение компетентного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. 
 
Государственный орган, который выдает заключение определяется Постановлением Правительства РФ от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара». 
 
К заявке также прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в размере 2000 рублей. 
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам проводится экспертиза заявки на наименование места происхождения товара. 
 
Экспертиза заявки включает формальную экспертизу (проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям) и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара. 
 
На основании решения, принятого по результатам экспертизы заявленного обозначения, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет государственную регистрацию наименования места происхождения товара в Государственном реестре наименований. 
 
Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара выдается Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за выдачу свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. 
 
Согласно ст. 1536 ГК РФ правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается в случае: 
1) исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара; 
2) утраты иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара. 
Действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращается в случае: 
1) утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара; 
2) прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара; 
3) ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся обладателями свидетельств; 
4) истечения срока действия свидетельства; 
5) подачи обладателем свидетельства соответствующего заявления в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 
 
Прекращение действия свидетельства может не затрагивать самой правовой охраны наименования места происхождения товара - если имеются и сохраняют свою силу другие свидетельства, выданные иным лицам. 
 
Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение. 
 
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 
• в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 
• в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара. 
 
8.5. Право на коммерческое обозначение 
 
В соответствии со ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. 
 
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (п. 2 ст. 1538 ГК РФ). Следует учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия. 
 
На территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. 
 
Согласно ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. 
 
Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. 
 
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

 

Список использованной литературы 
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) (с поправками от 30 декабря 2008г.) 
2. Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г. (в ред. на 26 ноября 2001г.) (утратили силу) 
3. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964г. (в ред. на 26 ноября 2001г.) (утратил силу) 
4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ (в ред. на 9 февраля 2009г.) 
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ (в ред. на 23 июля 2008г.) 
6. Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. на 28 февраля 2009г.) 
7. Закон РФ от 20 февраля 1992г. № 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. на 15 апреля 2006г.) 
8. Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-I "О потребительской кооперации (потреби-тельских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. на 21 марта 2002г.) 
9. Закон РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 "Об образовании" (в ред. на 13 февраля 2009г.) 
10. Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
11. Федеральный закон от 28 июня 1995г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке мо-лодежных и детских общественных объединений" (в ред. на 22 августа 2004г.) 
12. Федеральный закон от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятель-ности и благотворительных организациях" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
13. Федеральный закон от 8 декабря 1995г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной коопе-рации" (в ред. на 3 декабря 2008г.) 
14. Федеральный закон от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
15. Федеральный закон от 12 января 1996г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
16. Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
17. Федеральный закон от 8 мая 1996г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. на 18 декабря 2006г.) 
18. Федеральный закон от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ "О национально- культурной авто-номии" (в ред. на 9 февраля 2009г.) 
19. Федеральный закон от 22 августа 1996г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. на 13 февраля 2009г.) 
20. Федеральный закон от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религи-озных объединениях" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
21. Федеральный закон от 18 декабря 1997г. № 152-ФЗ "О наименованиях географиче-ских объектов" (в ред. на 27 октября 2008г.) 
22. Федеральный закон от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной от-ветственностью" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
23. Федеральный закон от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
24. Федеральный закон от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
25. Федеральный закон от 19 июля 1998г. № 115-ФЗ "Об особенностях правового поло-жения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (в ред. на от 21 марта 2002г.) 
26. Федеральный закон от 20 июля 2000г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос-сийской Федерации" (в ред. на 2 февраля 2006г.) 
27. Федеральный закон от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. на 8 ноября 2008г.) 
28. Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (в ред. на 3 ноября 2006г.) 
29. Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
30. Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
31. Федеральный закон от 29 ноября 2001г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
32. Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адво-катуре в Российской Федерации" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
33. Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкрот-стве)" (в ред. на 30 декабря 2008г.) 
34. Федеральный закон от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ "О государственных и муници-пальных унитарных предприятиях" (в ред. на 1 декабря 2007г.) 
35. Федеральный закон от 27 ноября 2002г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодате-лей" (в ред. на 1 декабря 2007г.) 
36. Федеральный закон от 30 декабря 2004г. № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (в ред. на 23 июля 2008г.) 
37. Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. на 8 ноября 2008г.) 
38. Федеральный закон от 17 мая 2007г. № 82-ФЗ "О банке развития" 
39. Федеральный закон от 19 июля 2007г. № 139-ФЗ "О Российской корпорации нано-технологий" 
40. Постановление СМ РСФСР от 25 декабря 1990г. № 601 "Об утверждении "Положе-ния об акционерных обществах" (в ред. на 15 апреля 1992г.) (утратило силу) 
41. Постановление ВС РФ от 14 февраля 1992г. № 2355-I "О порядке использования на-именований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" (в ред. на 19 мая 1995г.) 
42. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006г. № 45 "Об организации лицен-зирования отдельных видов деятельности" (в ред. на 27 января 2009г.) 
43. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 10 декабря 1992г. № С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" 
44. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2005г. № 14806/04 
45. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2008г. № 508/08 
46. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 2008г. № 4173/08 
47. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2009г. № 17040/08 
48. Аскназий С.И. Об основаниях правовых отношений между государственными со-циалистическими организациями // Ученые записки Ленинградского юридического института. Вып. IV. Л.: Изд-во ЛГУ, 1947. 
49. Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивили-стические записки: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. Москва, Ека-теринбург: Статут, 2004. 
50. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. 
51. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л.: Госюр-издат, 1948. 
52. Венедиктов А.В. Обзор дискуссии о государственных юридических лицах // Совет-ское государство и право, 1954, № 8. 
53. Гаврилов Э. О проекте части четвертой ГК РФ о праве интеллектуальной собствен-ности // Хозяйство и право, 2006, № 11. 
54. Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. М.: Экзамен, 2008. 
55. Генкин Д.М. Значение применения института юридического лица во внутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сборник научных работ МИНХ им. Плеханова. М.: Изд-во МИНХ им. Плеханова, 1955. Вып. 9. 
56. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2008. 
57. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М. Юристъ, 2001. 
58. Гражданское право. Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Т.И. Илларионовой, к.ю.н., доц. Б.М. Гонгало и к.ю.н., доц. В.А. Плетнева. М.: Из-дательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 
59. Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. М.: ТЕ-ИС, 1996. 
60. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и зако-нодательстве. СПб.: Питер, 2002. 
61. Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд-во МГУ, 1961. 
62. Гришаев С.П. Правовая охрана коммерческих обозначений и фирменных наимено-ваний // Законы России: опыт, анализ, практика, 2008, № 1. 
63. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2007. 
64. Гуляев А.М. Русское гражданское право. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1913. 
65. Еременко В.И. Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Законодательство и экономика, 2008, № 4. 
66. Законы Российской Федерации о юридических лицах / Составление и предисловие Г.Е. Авилова, С.А. Денисова, О.М. Козырь. М.: НОРМА, 2003. 
67. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб. пособие. М.: Статут, 2003. 
68. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство, 2003, № 12; 2004, № 1. 
69. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. 
70. Козлова Н.В. Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика // Законодательство, 1997, № 2. 
71. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридиче-ских лиц". 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2003. 
72. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных уни-тарных предприятиях" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю, 2003. 
73. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (по-статейный). Научно-практический / Под ред. Ю.А. Дмитриева, д.ю.н., проф., чл.-корр. РАО, А.А. Молчанова, д.ю.н., проф. М.: Деловой двор, 2008. 
74. Крутикова С.В. Вопросы правосубъектности финансово-промышленных групп // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, 2004, № 6. 
75. Куликов А. Ипотека предприятия как имущественного комплекса. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2000. 
76. Курс советского гражданского права. М.: Наука, 1984. 
77. Ломакин Д.В. Договоры о создании и реорганизации юридических лиц: значение и место в структуре Гражданского кодекса РФ // Законодательство, 2004, № 2. 
78. Мельников А.А. Гражданско-правовое регулирование прекращения деятельности юридических лиц: Автореф.дис. ... канд.юрид.наук. М.: Изд-во МГУ, 1997. 
79. Минкина Л.Ш. Условия гражданско-правовой ответственности: общие положения // Правосудие в Поволжье, 2008, № 6. 
80. Мисник Н.Н. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридиче-ских лиц. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002. 
81. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации об акционерных обществах и иных юридических лицах. М.: Статут, 1995. 
82. Обзор дискуссии о государственных юридических лицах // Советское государство и право, 1954, № 8. 
83. Сафонов И.В. Товарный знак // Законы России: опыт, анализ, практика, 2008, № 1. 
84. Серкова Ю.А. Создание юридического лица: теоретические и практические аспекты // Правосудие в Поволжье, 2008, № 6. 
85. Степанов Д.И. Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал россий-ского права, 2002, № 10. 
86. Степанов П.В. Корпорации в российском гражданском праве // Законодательство, 1999, № 4. 
87. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. М.: ЗАО "Юс-тицинформ", 2006. 
88. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право, 2002, № 5. 
89. Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М.: Спарк, 1996. 
90. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство, 2000, № 1. 
91. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: сборник статей. М.: Юристъ, 2001. 
92. Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. 
93. Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Правове-дение, 1958, № 2. 
94. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. 
95. Щенникова Л.В. О конструкции юридического лица в гражданском законодательстве и цивилистической доктрине // Законодательство, 2005, № 1. 
96. Юкша  Я.А.  Учебник «Гражданское право»


Информация о работе Юридические лица как субъекты гражданского права