Юридические лица как субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Юридические лица, как субъекта гражданского права» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу субъекты юридических лиц
2. Изложить возможности решения тематики "Юридические лица как субъекты гражданского права";
3. Изложить структуру классификации тематики «Юридические лица, как субъекты гражданского права»;
4. Обозначить тенденции развития тематики «Юридические лица, как субъек5ты гражданского права».

Оглавление

Введение……..……………………………………………………………..……..3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ гражданского права и значение института юридического лица …………………..8

ГЛАВА 2. ВИДЫ юридических лиц
§ 2.1. Классификация юридических лиц……………………………………….17
§ 2.2. Хозяйственные товарищества и общества………………………………22


ГЛАВА 3. Прекращение деятельности юридического лица…………………………………………………………………………….33


Заключение………..…………..………………………………………………...38
Список использованных источников………………………………………..45

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

         Увеличение уставного капитала АО производится либо путем увеличения номинальной стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций. В последнем случае процедура размещения акций зависит от типа акционерно­го общества. Закрытое акционерное общество обязано распреде­лять все акции новых выпусков между конкретными заранее из­вестными лицами. Открытое акционерное общество вправе пред­лагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц, т.е. проводить на них открытую подписку      (пп. 1 и 2 ст. 97 ГК РФ). Проведение открытой подписки на акции[50] может состоять из следующих основных этапов:

— принятие общим собранием акционеров решения о дополнительной эмиссии акций и определение ее размера;

— внесение в устав общества изменений, касающихся увели­чения количества объявленных акций;

— утверждение проспекта эмиссии и государственная регист­рация эмитируемых акций;

— издание проспекта эмиссии и публикация сообщений в средствах массовой информации о подписке на акции, т.е. со­вершение публичной оферты — предложения о заключении пред­варительного договора купли-продажи акций;

— получение заявлений инвесторов, заинтересованных в при­обретении акций, т.е. акцептов публичной оферты, в результате чего с ними заключаются предварительные договоры купли-про­дажи акций;

— определение перечня инвесторов, с которыми будет заклю­чаться окончательный договор купли-продажи акций (если сумма заявок на покупку акций меньше планируемого размера эмиссии, то удовлетворяются все заявки; если сумма заявок превышает раз­мер эмиссии, то последние по времени поступления заявки откло­няются) ;

— заключение договоров купли-продажи акций с инвестора­ми, передача им акций и получение платежей, а также утвержде­ние результатов эмиссии и внесение соответствующих изменений в устав АО.

        К органам управления акционерным обществом закон относит бшее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюда­тельный совет), который обязательно создается, если в обществе более 50 участников. Органами АО как юридического лица, т.е. исполнительными органами, являются единоличный и (или) кол­легиальный орган (правление, дирекция и т.п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяются ст. 103 ГК РФ ст. 47—71 Закона «Об акционерных обществах» и уставом АО. Кроме того, управление обществом может быть по договору возложено и на сторонних управляющих — юридических или фи­зических лиц.

        Значительными особенностями отличается правовое положе­ние открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе прива­тизации государственных и муниципальных предприятий. Эти АО регулируются специальным законодательством о приватизации[51], тогда как нормы Федерального закона «Об акционерных обще­ствах» применяется к ним лишь субсидиарно. В отношении АО, созданных в процессе приватизации, государство резервирует за собой ряд специальных прав по участию в их управлении. Такова, например, «золотая акция». «Золотая акция», строго говоря, не является ни акцией, ни ценной бумагой вообще. Этот условный термин обозначает специальное право РФ-субъекта РФ или муниципального образования на участие в управлении АО, когда для этого нет общих оснований. Другим словами, наряду с обычными акционерами, купившими акции общества и, в силу этого, получившими комплекс имущественных прав в отношении АО, участником общества яв­ляется и владелец «золотой акции». Но государство получает «золотую ак­цию» не в результате покупки, а на основе решения исполнительного органа (Правительства) РФ или субъекта РФ, т. е. безвозмездно. С другой стороны, прав на получение дивидендов или ликвидационного остатка (ликвидацион­ной квоты) «золотая акция» не дает. В силу принципиального различия при­роды прав по обычной и «золотой» акции закон запрещает государственным органам одновременно владеть и «золотой», и обычными акциями. Продажа «золотой акции», ее обмен или замена на обычные также не допускаются .

Смысл ее в том, что государство, формально не являясь акционером общества, сохраняет за собой возможности по участию в управлении им. «Золотая акция дает право представителям РФ или субъектов РФ участвовать «те совета директоров и ревизионной комиссии АО, причем в состав этих органов они вводятся непосредственно решением государственного органа, а не общего собрания АО.

        Особой разновидностью закрытого акционерного общества яв­ляется народное предприятие акционерное общество работников[52]. Появление этого вида юридических лиц вызвано, с одной стороны, желанием защитить работников коммерческих организа­ций от произвола хозяев-учредителей. С другой стороны, законо­датель попытался оградить самих работников от возможных по­следствий их же собственных «неразумных» поступков. Однако сделана эта попытка так топорно, что ожидать массового появле­ния народных предприятий в сегодняшней России не приходится. Федеральный закон «Об особенностях правового положения ак­ционерных обществ работников (народных предприятий)» зарегу­лировал все, что только поддавалось правовой регламентации в деятельности народных предприятий породив в результате со­вершенно нежизнеспособную конструкцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

 

 

 

         Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и воз­можность временного прекращения, т. е. приостановления деятельности ряда организаций[53].

         При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам пра­ва, т. е. происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юри­дического лица[54].

         Реорганизация, как правило, проводится по решению участни­ков юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций за­кон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно[55]. Причем, если решение суда компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реор­ганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

         В зависимости от того, в какой форме проводится реоргани­зация юридического лица, она оформляется либо разделитель­ным балансом (разделение, выделение), либо передаточным ак­том (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях ре­организация считается законченной в момент государственной ре­гистрации вновь созданных юридических лиц. При присоедине­нии новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, ре­организация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

        Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение сил товаропроизводителей на рынке и при­вести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих нега­тивных последствий п. 1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоеди­нение коммерческих организаций, сумма активов которых превы­шает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций[56].

         Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое суще­ствование. Поэтому обязательным ее условием является предвари­тельное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

        Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его Деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке право­преемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и организация) может носить и добровольный, и принудительный характер.

        В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными осно­ваниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение сро­ка, на который оно было создано, достижение или, напротив принципиальная недостижимость уставных целей организации[57].

        Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятель­ность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократ­ными или грубыми нарушениями законодательства[58].

        Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие орга­низации (кроме казенных предприятий), потребительские коопе­ративы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несо­стоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и уни­тарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капи­тала. И в том и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

       Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61— 64 ГК и состоит из следующих этапов[59]:

       1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную миссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

      2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления пре­тензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыски­вает дебиторскую задолженность юридического лица;

       3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклоне­нии) выявленных требований и составляет промежуточный ликви­дационный баланс;

       4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балан­сом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК РФ. Если денежных средств организации недостаточно для расче­тов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

        5) после погашения кредиторской задолженности ликвидаци­онная комиссия составляет окончательный ликвидационный ба­ланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформ­ляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, кото­рый на их основе вносит соответствующую запись в единый госу­дарственный реестр юридических лиц. С этого момента деятель­ность организации считается прекращенной.

       Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоя­тельности (банкротства) юридического лица установлены Федеральным законом

«О несостоятельности (банкротстве)» и рядом Других нормативных актов[60].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В данной исследовательской работе автор рассмотрел наиболее важные, как я считаю, аспекты гражданско-правового положения юридических лиц, как субъектов гражданских правоотношений.

        Правовые знания становятся насущной необходимостью. Основы гражданского права надо знать каждому, чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы, отстаивать их.

        Много разногласий возникает из-за незнания прав и обязанностей. Любой самый простой вопрос вызывает у нас сомнения: так я делаю или не так, а может лучше сделать по-другому? А, зная правовые основы можно было бы избежать значительного количества споров.

        По мнению автора тема юридические лица, как субъекты гражданского права является одной из основных, так как субъекты (физические и юридические лица) - это участники всех правоотношений. А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников.

        В российском гражданском праве юридически лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и вы­ступает в гражданском обороте от своего имени[61].

Наряду с организациями, обладающими правами юридическо­го лица, в общественной жизни участвуют и различные объедине­ния, не являющиеся субъектами права. В этом качестве могут вы­ступать, например, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации[62], некоторые общественные объединения[63] и религиозные группы[64]. При этом сами члены орга­низации решают, зарегистрировать ли ее в виде юридического ли­ца или ограничиться деятельностью в качестве неформальной группы, «клуба по интересам». В последнем случае можно гово­рить либо о совместной деятельности членов неправосубъектной группы, которая регулируется нормами о простом товариществе (ст. 1041 — 1054 ГК РФ), либо о деятельности, находящейся вообще вне сферы правового регулирования.

Информация о работе Юридические лица как субъекты гражданского права