Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые в теории права именуются юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права.
Юридическими фактами признаются факты реальной действительности, с которыми действующие законы и правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений .
Введение_____________________________________________3
1. Сущность и виды юридических фактов
1.1 Понятие юридического факта_________________________6
1.2 Функции юридических фактов________________________10
2. Классификация юридических фактов
2.1 Виды юридических фактов____________________________13
2.2 Сложные юридические факты, юридические составы______17
3. Проблемы юридических фактов в правоприменении
3.1Определение места юридических фактов в общей концепции
правового регулирования__________________________________19
3.2 проблемы юридических фактов в правоприменительном
процессе________________________________________________25
Заключение______________________________________________31
Список использованной литературы_________________________33
В выборе юридических фактов важное значение имеет определение социально-юридической ситуации (или вида ситуаций), служащей объектом правового воздействия. Задача заключается в том, чтобы в цепи общественных отношений найти звено, максимально удобное для правового регулирования. Очевидно, что далеко не каждый участок общественных отношений пригоден для этих целей.Социально-юридическая ситуация должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть объективно контролируемой, удобной для социального контроля с использованием правовых средств. В зависимости от содержания, состава участников социальная ситуация может в большей либо в меньшей степени поддаваться социально-правовому контролю. Большое значение для такого контроля имеет наличие надежных организационных средств необходимых материальных и кадровых ресурсов. Но дело, конечно, не только в этом. Социально-правовой контроль не должен вести к вторжению в личную жизнь граждан, ущемлять их законные права и интересы.
Ситуация, подлежащая юридическому регулированию, должна обладать социальной определенностью. Достаточно определенными должны быть круг участников отношений их социальные роли, характер социального противоречия и др. Легко объяснить в этой связи ту дискуссионность, которая существует в науке уголовного права вокруг понятия "хулиганство". Это понятие охватывает чрезвычайно широкий круг неоднородных ситуаций. Между тем в юридической науке давно подмечена закономерность: чем больший круг право ограничений предусмотрен санкцией нормы, тем более точно должны быть определены действия, за которые она применяется.
Можно привести примеры,
Правильное определение обшей
структуры правового
Вовлечение тех или иных обстоятельств в орбиту правового регулирования зависит не только от социально-экономических причин, но и в немалой степени от уровня развития законодательства, зрелости научной мысли, существующих в государстве правовых традиций. Выбор юридических фактов - сложная творческая задача, решаемая в процессе разработки нормативного акта, при кодификации законодательства и в ряде других случаев.
С точки зрения своего социального содержания, юридический факт должен прежде всего адекватно отражать социальную ситуацию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию. обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают в роли "индексов", свидетельствующих о наличии социально-юридической ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных случаев. Практика свидетельствует о том, что юридические факты не всегда с достаточной полнотой осуществляют эти функции.
Но взаимоотношение
Данная сторона
Индивидуальное регулирование приводит к тому что в процесс правового регулирования "подключаются" фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной отчетливостью в нормах права. эту группу фактических обстоятельств можно назвать индивидуально-определяемыми (или относительно-определенными) фактами. Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается в том, что они требуют не только установления, как любые юридические факты, но' еще и конкретизации со стороны правоприменительного органа. Необходимо иметь представление о реальных средствах, которыми располагает общество для организации борьбы с преступностью, осуществления контроля над ней. В результате должно сложиться четкое представление о соотношении некасательных и карательных средств противодействия преступному поведению, в пределах возможности тех или других средств8.
Юридический факт должен обладать адаптивностью, способностью в известном смысле "приспосабливаться" к меняющимся условиям. Может показаться, что этот принцип противоречит требованию надежности, но это не так. Например, вскоре после начала в России радикальной экономической реформы все абсолютные суммы пошлин, штрафов, неустоек в рублях были заменены в законодательстве на относительные, кратные "минимальной заработной плате". Использование подобного "адаптирующегося" показателя позволило избежать частых изменений законодательства в стремительно меняющейся экономической ситуации.
Следует отчетливо сознавать, что в меняющемся мире нет и не может быть абсолютно неизменных фактических обстоятельств. С течением времени юридическое значение фактов может существенно модифицироваться, им может даваться принципиально иная (подчас противоположная) социальная и правовая оценка. Поэтому чрезмерная "жесткость" юридических фактов столь же нежелательна, как и необоснованная "текучесть". Адаптивность, таким образом, не противоречит надежности юридических фактов, а, напротив, дополняет ее, выступает одним из аспектов юридической надежности.
Неточно выбранные показатели (например, в процессе приватизации) становятся причиной появления ложных интересов, вместо стимулов к правомерному и социально полезному поведению правовое регулирование создает различного рода "антистимулы".
Рассмотрим специальные
Юридические факты, как уже отмечалось, должны отвечать не только "социологическим", но и некоторым "специально-юридическим" требованиям. Нельзя забывать, что они представляют собой элемент юридической формы общественных отношений, одно из средств правового регулирования. Поэтому каждый новый юридический факт должен органично включаться в процесс правового регулирования, не быть "инородным телом" в системе юридических фактов отрасли, правового института, нормативного правового акта. В качестве юридических фактов могут выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно закрепить формально, наличие или отсутствие которых можно с достоверностью установить. Например, 8 качестве юридических фактов иногда указываются: "старость", "творчество", "здоровье". Вряд ли эти социальные обстоятельства, сами по себе достаточно существенные, могут быть юридическими фактами. Невозможно установить, когда наступает "старость" Юридическое значение может иметь возраст, инвалидность, но не "старость", не "здоровье".
В отборе юридических фактов важно учитывать механизм установления, фиксации и удостоверения юридического факта. Если такого механизма нет, т. е. социальное обстоятельство никем не фиксируется, оно вряд ли может быть использовано в качестве юридического факта. Например, в настоящее время не существует единообразной регистрации дисциплинарных поступков, нет надежной системы регистрации предприятий, регистрации недвижимости. Это существенно затрудняет использование данных фактических обстоятельств в качестве юридических фактов.
Наконец, в выборе и закреплении юридических фактов нельзя не считаться с правовыми традициями, сложившимися установками практических работников. Новое, необычное обстоятельство может быть неверно понято и неправильно истолковано. Определенную традицию надо поддерживать и в выборе наименования документов, содержащих фактическую информацию (протокол, акт, справка и т. п.).
Юридические факты, закрепляемые в нормах законодательства, должны получать адекватное понятийное выражение и четкое терминологическое обозначение. Содержание факта не нейтрально по отношению к языку, на котором выражен этот факт. В зависимости от системы понятий и терминов, которыми описываются факты, они могут получать ту или иную окраску, приобретать или утрачивать юридическое значение. Функция языка заключается в том, чтобы максимально точно и однозначно отразить в нормах права фактические обстоятельства, используя при этом слова и термины, которые бы единообразно понимались всеми субъектами, реализующими правовые нормы.
Практика свидетельствует о
том, что фактографический язык российского
законодательства не во всем отвечает
предъявляемым к нему требованиям.
Он не лишен полисемии (многозначности
терминов) и необоснованной синонимии
(обозначения одних понятий
3.2 Проблемы юридических фактов в правоприменительном процессе.
Отправной "точкой" правоприменительного
процесса выступает, как уже отмечалось,
юридически значимая социальная ситуация.
Именно она - основание и конечный
объект социально-правового
Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход проuессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии. относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.
С точки зрения теории информации, правоприменительная деятельность - это процесс преобразования информации о фактических обстоятельствах дела в информацию о принятом решении.
Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация.
Любой юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельства как трудовой стаж, образование, нуждаемость в жилье и т. п. вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации и удостоверения юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.
Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пеисиоииого обеспечеиия, включаются оргаиы записи актов гражданского состояния, оргаиы социального страховаиия, воениые комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участиики данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага).
В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).
Информация о работе Юридические факты: понятие, классификация