Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.71 Кб (Скачать)

Состояние розничной  торговли в 2010г. и I полугодии 2011г. характеризовалось  следующими основными итогами:

- в результате  постепенного восстановления потребительского  спроса начиная с января 2010г.  наблюдается увеличение оборота  розничной торговли по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года. В целом за 2010г. оборот розничной  торговли увеличился по сравнению  с 2009г. на 6,3% в сопоставимых  ценах (в кризисный 2009г. по  сравнению с 2008г. уменьшился  на 5,1%). В I полугодии 2011г. по  сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил 5,4% (за аналогичный период 2010г. - 4,6%);

- наблюдается  переориентация населения на  покупку товаров в магазинах,  в следствии чего при увеличении  по сравнению с 2009г. объемов  продажи товаров торгующими организациями  (включая индивидуальных предпринимателей  вне рынка) на 7,4%, объемы продажи  на рынках упали на 0,4%. В I полугодии  2011г. тенденция 2010г. продолжилась, прирост продажи товаров торгующими  организациями составил 6,4%, объемы  продажи на рынках снизились  на 1,3%;

- опережающими  темпами развивается сетевая  торговля и современные форматы  торговли. Так, в 2010г. по сравнению  с 2009г. оборот розничной торговли  торговых сетей составил 111,3% против 106,3% по общему объему оборота  розничной торговли (в I полугодии  2011г. по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года - 110,6% и  105,4% соответственно). Доля продажи  через сетевые форматы торговли  в общем обороте розничной  торговли в 2010г. составила 15,8% против 14,6% в 2009г. (в I полугодии  2011г. - 18,7%);

- прочное место  в торговле по-прежнему занимает  малый бизнес. Субъекты малого  предпринимательства формируют  в 2010г. более половины всего  оборота розничной торговли;

- соотношение  объемов продажи пищевых продуктов,  включая напитки и табачные  изделия, и непродовольственных  товаров до кризиса 2008г. показывало  динамику увеличения доли последних.  В 2009г. в структуре оборота  розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,4% в 2008 году. С 2010г. началось постепенное восстановление потребительского спроса, в результате чего доля непродовольственных товаров стабилизировалась;

- в 2010г. тенденция  изменения потребительских цен  вернулась к докризисному периоду.  Так после отмечавшегося в  2009г. снижения темпов прироста  цен на товары в потребительском  секторе (7,9% - один из самых  низких за весь период наблюдения), в 2010г. индекс потребительских  цен на товары вырос и составил 109,1%. Потребительские цены на  продовольственные товары росли  быстрее (на 12,9%), чем на непродовольственные  товары (5,0%). В I полугодии 2011г.  динамика цен на товары была  выше, чем в аналогичном периоде  2010г. (прирост цен составил 4,2% и  3,7% соответственно). При этом опережающими  темпами в 2011г. росли цены  на непродовольственные товары, которые стали дороже на 3,5% (в  2010г. - на 1,9%). В то же время, темпы  увеличения цен на продовольственные  товары несколько отставали от  показателей предыдущего года (5,0% и 5,4% соответственно);

- более высокая  инфляция в продовольственном  секторе потребительского рынка,  увеличение потребительского кредитования  способствовали тому, что в течение  всего года (за исключением I квартала) объемы продажи пищевых продуктов  (в сопоставимых ценах) отставали  от объемов продажи непродовольственных  товаров. Оборот розничной торговли  непродовольственными товарами  в 2010г. увеличился по сравнению  с 2009г. на 7,6% в сопоставимых  ценах, в то время как оборот  розничной торговли пищевыми  продуктами, включая напитки, и  табачными изделиями - на 5,1%. В  I полугодии 2011г. прирост оборота  розничной торговли непродовольственными  товарами составил 9,7%, прирост оборота  розничной торговли пищевыми  продуктами, включая напитки, и  табачными изделиями - 1,2%;

- импорт потребительских  товаров в 2010г. увеличился по  сравнению с 2009г. на 19,1% (в 2009г.  по сравнению с 2008г. наблюдалось  снижение более чем на 25%), в  результате доля импорта в  объеме ресурсов оборота розничной  торговли увеличилась до 44% против 41% в 2009 году. В I полугодии 2011г.  импорт потребительских товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 28,0%, доля импорта в объеме ресурсов оборота розничной торговли составила, как и в I полугодии 2010г., 43%;

- практически  в течение всего года сохранялся  устойчивый уровень товарных  запасов в организациях розничной  торговли (30-32 дня торговли), за исключением  ноября (33 дня) и декабря (29 дней). В течение I полугодия 2011г. уровень  товарных запасов был стабилен  и составлял 32-33 дня торговли;

- по данным  Роспотребнадзора, о качестве товаров,  поступивших в 2010г. на потребительский  рынок, по ряду товаров наблюдалось  снижение доли продукции ненадлежащего  качества и опасной для потребителя,  причем как по пищевым продуктам,  так и по непродовольственным  товарам, в основном указанная  тенденция наблюдалась по товарам  импортного производства. В то  же время, по таким товарам  как трикотажные изделия, кожаная  обувь, радиоприемные устройства, стиральные машины, фотоаппараты  качество проинспектированных образцов (проб) в 2010г. было хуже, чем  в 2009г. независимо от страны  их производства;

- за 2010г. число  организаций розничной торговли  выросло более чем на 9%. Количество  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в  розничной торговле, оставалось  примерно на уровне 2009 года. Одновременно, число розничных рынков сократилось  за год на 2%;

- на конец  2010г. наблюдался рост общего  количества торговых объектов  и их торговых площадей. Опережающими  темпами растет число торговых  центров (на 9% больше, чем на конец  2009г.). Однако обеспеченность населения  торговыми площадями выросла  незначительно (на 1,7%) и составила  615,4 кв.м. на 1000 человек; 

- в 2010г. численность работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, составила 2366,6 тыс.человек, или 5,1% от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. По сравнению с 2009г. она снизилась на 0,4%, однако среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 12,3% и составила 70% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике. В I полугодии 2011г. численность работников розничной торговли выросла по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 5,8%, среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 10,3%;

- степень износа  основных фондов на конец 2010г.  увеличилась на 1,3 процентного пункта  по сравнению с концом 2009г., но  оставалась более, чем в 2 раза  ниже, чем степень износа основных  фондов по экономике в целом.  Коэффициент обновления основных  фондов организаций розничной  торговли в 2010г. составил 18,9%, что  выше в 2 раза среднего по  экономике уровня (9,3%). Коэффициент  ликвидации, как и в среднем  по экономике, составил 0,7%;

- на развитие  розничной торговли в 2010г. было  направлено 116,7 млрд.рублей инвестиций  в основной капитал, что в  сопоставимых ценах на 6,8% больше, чем в предыдущем году. Основным  источником финансирования инвестиций  являются собственные средства  организаций;

- финансовое  состояние организаций розничной  торговли, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами, по  ремонту бытовых изделий и  предметов личного пользования  (кроме субъектов малого предпринимательства), несколько изменилось. Если в  2009г. по сравнению 2008г. темп  прироста сальдированного финансового  результата указанных организаций  составил 9,3%, то в 2010г. по сравнению  с 2009г. он возрос в 1,7 раза. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли в 2010г. составила 21,1% и снизилась по сравнению с 2009г. на 1,7 процентного пункта (в 2009г. по сравнению с 2008г. наблюдался рост на 3,3 процентного пункта). В I полугодии 2011г. сальдированный финансовый результат организаций снизился по отношению к I полугодию 2010г. на 23,7%, удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли вырос с 23,3% до 30,9%.

число хозяйствующих субъектов  розничной торговли  
на конец 2010 года

  Всего Из них Всего (2009 год
Коммерческие  организации, не относящиеся к субъектам  малого и среднего предпринимательства Субъекты  малого и среднего предпринимательства
Средние предприятия Малые предприятия Микро-предприятия 
Организации, осуществля- 
ющие розничную торговлю  
автотранспортными  
средствами, мотоциклами и  
моторным топливом
14641 544 250 1993 11590 13398
Организации розничной  
торговли и по ремонту  
бытовых изделий и предме- 
тов личного пользования
236028 7558 1258 25015 197780 216096
Индивидуальные  предприниматели, тыс.человек 1743,9         1757
Розничные рынки, тыс. 3,4         3,5
число торговых мест  
на рынках, тыс.мест
961,1         971,0
 

Как видно из таблицы в 2010 году по сравнению с 2009 просиходит рост количества торговых предприятий 

После падения  в период экономического кризиса (в 2009г. по сравнению с 2008г. на 6,2%) валовая  добавленная стоимость оптово й  и розничной торговли, включая  ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования в 2010г. составила 7064,2 млрд.рублей, что на 5% больше, чем  в 2009 году. В I полугодии 2011г. валовая  добавленная стоимость составила 3742,8 млрд.рублей, что на 1,8% больше, чем  за аналогичный период 2010 года. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Ф3 №381

В настоящее  время государством разработана  стратегия  развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной  товаропроводящей системы, соответствующей  требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения  в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое  качество товаров и услуг) путем  создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей  требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы  необходимо значительно увеличить  количество торговых площадей современных  форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте  отрасли, уровень консолидации в  отрасли, долю дистанционной торговли. На основе проведенного анализа зарубежного  опыта сделан вывод о необходимости  обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

Данная стратегия  будет реализована в 3 этапа:

1 этап. Создание институциональной базы. 1 апреля 2011 г. – 31 декабря 2011 г.

2 этап. Ускоренный  рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря  2013 г.

3 этап. Дальнейшее  развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря  2019 г.

Необходимо переработать статьи для того чтобы антимонопольные  меры действительно стали антимонопольными.

А именно:

1) дать возможность малым предпринимателям выйти на рынок, предоставляя  субсидии на приобретение и продвижение товара, чтобы предприниматель смог продавать свой товар

2 ) стимулировать  создание торгового предприятия  в отдаленных от центра пунктах,  т.к в основном торговля развита  в крупных городах 

3)Понизить налоги  для малого бизнеса

4) Стимулировать  внедрение инноваций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности