Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.71 Кб (Скачать)

- вид торговли (оптовая и (или) розничная);

- форму торговли (в стационарных торговых объектах  или в нестационарных торговых  объектах, в том числе на ярмарках, выставках, развозная или разносная  торговля, дистанционный способ  или продажа товаров с использованием  автоматов и т.д.);

- способ торговли (с использованием торговых объектов  и (или) без их использования);

- специализацию  торговли (универсальная и (или)  специализированная торговля);

- тип торгового  объекта, используемого для осуществления  торговой деятельности (стационарный  и (или) нестационарный торговый  объект);

- основания использования  имущества при осуществлении  торговой деятельности (право собственности  и (или) иное законное основание);

- порядок и  условия осуществления торговой  деятельности (в том числе: ассортимент  продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью  которых осуществляется продажа  товаров; количество, типы, модели  технологического оборудования, инвентаря,  используемых при осуществлении  торговой деятельности; способы  доведения до покупателей информации  о продавце, о предлагаемых для  продажи товарах, об оказываемых  услугах);

- цены на продаваемые  товары;

- форму распространения  рекламы в торговом объекте  и его витринах;

- условия заключения  договоров купли-продажи товаров,  договоров возмездного оказания  услуг;

- иные порядок  и условия осуществления торговой  деятельности.

Особое внимание стоит уделить пункту, касающемуся  установления цены на продаваемые товары. Дело в том, что согласно Закону N 381-ФЗ, если в течение 30 календарных  дней подряд на территории(ях) отдельного(ых) субъекта(ов) РФ рост розничных цен  на определенные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров  имеет право устанавливать предельно  допустимые розничные цены на них  на территории данных субъектов. Вместе с тем законодатели отмечают, что  такой ценовой мораторий не может  быть установлен на срок, превышающий 90 календарных дней.

Статья 9 Закона N 381-ФЗ возлагает на хозяйствующих  субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и поставщиков продовольственных  товаров обоюдную обязанность по предоставлению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора.

Законодатель  отметил, что реализовать указанную  обязанность можно либо путем  размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете, либо путем безвозмездного предоставления запрашиваемой информации. В последнем  случае на исполнение соответствующего запроса законодатель отвел 14 дней.

Еще один немаловажный момент, касающийся установления цены договора поставки.

По общим правилам исполнение договора оплачивается по цене, предусмотренной соглашением  сторон (ст. 424 ГК РФ). Цена договора поставки товаров теоретически определяется исходя из цены товаров, установленной  соглашением сторон договора.

Однако на практике не все складывается так просто. В большинстве случаев поставщикам  приходится приобретать так называемый входной билет в ту или иную торговую сеть. Роль такого билета, как  правило, играет вознаграждение, предусмотренное  договором, которое уплачивается хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением  им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, то есть за заключение договора поставки. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению его  в цену договора и не учитывается  при определении цены товаров. Законом N 381-ФЗ установлено, что размер данного  вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных  товаров.

Включать в  цену договора поставки продовольственных  товаров иные виды вознаграждения законодатели категорически запретили. Более  того, не допускается выплата вознаграждения в случаях, если предметом договора поставки являются отдельные виды социально  значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном  Правительством РФ.

Если договором  поставки предусмотрено условие  оплаты продовольственных товаров  через определенное время после  их передачи в торговую сеть, то данная отсрочка платежа должна осуществляться по следующим правилам:

- на поставку  товаров со сроком годности  менее 10 дней отсрочка платежа  не может превышать 10 рабочих  дней со дня их приемки торговой  сетью;

- если срок  годности товаров находится в  пределах от 10 до 30 дней включительно, то покупатель (владелец торговой  сети) должен оплатить поставку  таких товаров в срок не  позднее 30 календарных дней со  дня приемки;

- если срок  годности продовольственных товаров  установлен свыше 30 дней (к данной  категории отнесена также алкогольная  продукция, произведенная на территории  РФ), то платеж за поставку можно  отсрочить не более чем на 45 календарных дней со дня приемки  таких товаров.

Если по каким-либо причинам поставщик товаров не в  состоянии организовать документооборот  по сделке должным образом, то срок оплаты продовольственных товаров  увеличивается до момента предоставления поставщиком по запросу торговой сети соответствующих документов.

В силу п. 10 ст. 9 Закона N 381-ФЗ в договоре поставки продовольственных  товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве  путем уступки требования, а также  ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами данного договора.

Услуги по рекламированию, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных  товаров, могут оказываться торговой сетью на основании договоров  возмездного оказания соответствующих  услуг. При этом включение в договор  условий об оказании вышеперечисленных  услуг, а также заключение договора поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных  товаров, Законом N 381-ФЗ не допускается

. 

  1. АНАЛИЗ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЗ № 381-ФЗ
 
    1. Механизм  государственного регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственным

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления  требований к ее организации  и осуществлению;

2) антимонопольного  регулирования в этой области;

3) информационного  обеспечения в этой области;

4) государственного  контроля (надзора), муниципального  контроля в этой области.2

Применение не предусмотренных данным перечнем методов  в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона не допускается, за исключением  случаев, установленных федеральными законами.

Обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня  форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства (в лице своих государственных  органов) в воздействии на общественные отношения, но и определенной гарантией  субъектам таких отношений, что  другие средства воздействия на их поведение государство применять  не будет и, следовательно, что соответствующие  вопросы будут решаться на условиях саморегулирования или сорегулирования (если применение государством отдельных  средств ставится в зависимость  от определенных условий).

Вступивший в  силу с 01.01.2010 Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009  № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утвердил механизм государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров

Законом предусмотрено  государственное регулирование  цен на отдельные виды товаров, торговые надбавки к ценам на них (в том  числе установление их предельных (максимального и минимального) уровней органами государственной власти),  
Цены на такие товары, торговые надбавки к ценам на них устанавливаются в соответствии с федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    1. Эффективность государственного регулирования торговой деятельности

Отрасль торговли играет важную социальную и  экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого  региона.

Уровень развития торговли очень неоднороден  по регионам Российской Федерации. Это  выражается как в уровне цен, в  обеспеченности населения торговыми  площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся  к отрасли торговли, так и в  уровне развития транспортно-логистической  инфраструктуры, наличии местных  производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для  многих регионов торговля является основой  экономики.

Так, для 14 регионов Российской Федерации торговля формирует более 19% ВРП, а для 13 –  в занятости. Например, для Московской области доля торговли в ВРП составляет 21%, а в занятости 20%. Наряду с регионами  с высоким вкладом торговли в  экономику, есть регионы, в которых  торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остаётся одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе вклад  торговли в ВРП всего 4,5%. Но для  этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку  большая часть продукции доставляется из других регионов.

Торговля  в большей степени развивается  в крупных городах, являющихся региональными  центрами. Это объясняется высокой  привлекательностью отрасли ввиду  высокого спроса и концентрации товаропотоков  в региональных центрах.

Для многих регионов торговля оказывает существенный вклад в муниципальные и региональные бюджеты.

Данный закон  ориентирован на крупного предпринимателя  и антимонопольные меры  направлены не на предотвращение монополии, а на развитие , это подтверждается в  статье 9, часть 6  и12

«6. Включение  в цену договора поставки продовольственных  товаров иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным  законом, не допускается.»

Раньше мелкий поставщик мог заплатить вознаграждение в процентах от проданного товара за то, что его товар будет стоять на лучшей полке (то есть - вознаграждение прямо зависело от эффективности  продаж), так как плата за позиционирование для него более доступна, чем гигантские затраты на ТВ-рекламу и прочие. Теперь торговые сети заставили устанавливать плату за полку не в процентах от проданного товара, а сразу и до поставок товара - в рублях - это может себе позволить только более богатый поставщик, товар которого и так разрекламирован, а рекламный бюджет которого и так велик, бедные поставщики не готовы заранее платить за хорошую полку, если оплата не будет зависеть от результата. 

«12. При заключении договора поставки продовольственных  товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных  товаров. 
 
Данная статься защищает не бедных поставщиков, как говорит ФАС, а более богатых - их товар и так продаётся, так как имеет более массированную рекламу, и им не надо мотивировать сеть, чтобы она выставляла товар на лучших местах. Товары же небольших поставщиков при такой схеме будут либо не закупаться так как сеть даже лишается возможности обусловить закупку определённого товара выкладкой его в определённом месте. Соответственно - страдает потребитель, которого вынуждают поддерживать крупных поставщиков, так как мелкие просто не могут конкурировать с ними по объёмам "внешней" рекламы.
 

2.3 Состояние торговли в 2010 году и 1 полугодии 2011 года

Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов российской экономики. В структуре  валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2010г. доля оптовой и розничной  торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования) составила в основных ценах (включая  субсидии на продукты, без налогов  на них) более 18%. Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации.

Информация о работе Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности