Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:33, курсовая работа
С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет» в г. Березники
Кафедра
__________________
Курсовая
работа
по дисциплине: «Экономический анализ права»
Тема: «Экономический
анализ закона о государственном регулировании
торговой деятельности»
Выполнил:
студент 3 курса, группы ЭкПД-091
Назаров
В.Ю
Березники
2011
ВВЕДЕНИЕ
С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. До сего момента аналогичного нормативного акта не существовало.
Закон регулирует
отношения, возникающие между:
- органами государственной власти, органами
местного самоуправления и хозяйствующими
субъектами в связи с организацией и осуществлением
торговой деятельности;
- хозяйствующими субъектами при осуществлении
ими торговой деятельности
Цель курсовой работы изучение правового регулирования торговой деятельности в РФ, анализ экономической эффективности ФЗ № 381-ФЗ, разработать рекомендации для повышения экономической эффективности ФЗ №381-ФЗ.
Объект работы ФЗ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации »
Предмет работы
отношения, возникающие между органами
государственной власти, органами местного
самоуправления и хозяйствующими субъектами
в связи с организацией и осуществлением
торговой деятельности, а также отношения,
возникающие между
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение
единства экономического
2) развитие торговой
деятельности в целях
3) обеспечение
соблюдения прав и законных
интересов юридических лиц,
4) разграничение
полномочий между федеральными
органами государственной
Основной идеей Закона N 381-ФЗ является "создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле".
Для достижения
этих целей Закон N 381-ФЗ устанавливает
антимонопольные требования к органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления
в области регулирования
В п. 1 ст. 3 Закона
N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование
отношений в области торговой
деятельности осуществляется Гражданским
кодексом, настоящим Законом, Законом
о защите прав потребителей, другими
федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами РФ, законами и
иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ.
а) Торговля с юридической точки зрения
Юридическое представление о торговле не соответствует в настоящее время экономическому понятию. Торговлей, с юридической точки зрения, признается область экономических отношений, к которой применяется торговое право. Юридически торговля определяется теми границами, какие ставит в данное время законодатель. В разное время и в разных местах юридическое понятие о торговле не одинаково.
б) торговля с экономической точки зрения
Торговля- деятельность,
имеющая своей целью
При полном несоответствии экономической и юридической точек зрения на торговлю необходимо обратить внимание не на то, что делается в той области, которая очерчена законом в качестве торговой, а как делается. С законодательной точки зрения существенна не та экономическая функция, которую приняло на себя данное хозяйство, а его организация. То, что объединяет все отношения, включаемые законодательствами в область, подчиненную торговому праву, - это капиталистическая организация хозяйства. Отличительный признак капиталистического хозяйства следует видеть в том, что оно имеет своей целью, и соответственно тому, рассчитано, не доставление средств существования, а доставление прибыли как таковой. Хозяйства, организованные на новых началах, требовали и особой юридической нормировки. И как только какая-либо отрасль народного хозяйства становилась на капиталистическую ногу, так тотчас же проявляла желание быть подчиненной торговому праву. Следуя этому течению, законодатели все более и более расширяли и продолжают расширять область применения торгового права.
Права и ограничения для органов власти
В Законе N 381-ФЗ четко прописаны полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.
Так, например, Правительство
РФ вправе утверждать методику расчета
нормативов минимальной обеспеченности
населения площадью торговых объектов,
а также методику расчета объема
всех реализованных
Следует отметить, что последний норматив необходим для антимонопольного регулирования торговой деятельности.
В компетенцию федеральных органов власти входит:
- утверждение
методических рекомендаций по
разработке региональных
- утверждение
формы торгового реестра,
- участие совместно
с уполномоченным федеральным
органом в определении
А на плечи органов местного самоуправления ложится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.
В частности, местные представители органов власти:
- разрабатывают
и принимают законы (иные нормативные
правовые акты) субъектов РФ в
области государственного
- устанавливают
(согласно утвержденной
- проводят информационно-
- разрабатывают
и реализовывают мероприятия,
которые могут каким-либо
В то же время в ст. 15 Закона N 381-ФЗ четко прописаны антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности, представители органов власти не могут:
- возлагать на
хозяйствующих субъектов
- принуждать
хозяйствующих субъектов к
- принуждать
к продаже товаров по ценам,
определенным в порядке,
Также представителям органов власти запрещается принимать нормативно-правовые акты, решения, предусматривающие:
- установление
запретов или введение
- введение ограничений
продажи отдельных видов
- понуждение
хозяйствующих субъектов к
- установление
для хозяйствующих субъектов
ограничений в выборе
- дискриминацию
хозяйствующих субъектов в
Права и обязанности хозяйствующих субъектов
В соответствии
со ст. 8 Закона N 381-ФЗ хозяйствующие
субъекты при организации и