Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.71 Кб (Скачать)
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального  образования 

«Уральский  государственный  экономический университет» в г. Березники

Кафедра __________________  
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Экономический анализ права»

Тема: «Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности» 
 

  Выполнил:

                                              студент 3 курса, группы ЭкПД-091

           Назаров В.Ю 

                                                          Проверил:

                                               (звание, должность)_______________

                                               ________________________(Ф.И.О.) 

Березники

2011

ВВЕДЕНИЕ

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон  от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены  существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению  торговой деятельности, а также меры по ее развитию. До сего момента аналогичного нормативного акта не существовало.

Закон регулирует отношения, возникающие между: 
- органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности; 
- хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности

Цель курсовой работы изучение правового регулирования торговой деятельности в РФ, анализ экономической эффективности ФЗ № 381-ФЗ, разработать рекомендации для повышения экономической  эффективности ФЗ №381-ФЗ.

Объект работы ФЗ №381-ФЗ «Об основах государственного  регулирования торговой деятельности в Российской Федерации »

Предмет работы отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими  торговой деятельности.

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

    1. Цели и задачи ФЗ №381-ФЗ

Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение  единства экономического пространства  в Российской Федерации путем  установления требований к организации  и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой  деятельности в целях удовлетворения  потребностей отраслей экономики  в произведенной продукции, обеспечения  доступности товаров для населения,  формирования конкурентной среды,  поддержки российских производителей  товаров;

3) обеспечение  соблюдения прав и законных  интересов юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих  торговую деятельность, юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых  или закупаемых товаров, предназначенных  для использования их в предпринимательской  деятельности, в том числе для  продажи или перепродажи, баланса  экономических интересов указанных  хозяйствующих субъектов, а также  обеспечение при этом соблюдения  прав и законных интересов  населения;

4) разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления  в области регулирования торговой  деятельности.1

Основной идеей  Закона N 381-ФЗ является "создание прозрачного  и предсказуемого порядка осуществления  торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле".

Для достижения этих целей Закон N 381-ФЗ устанавливает  антимонопольные требования к органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации, местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование  отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским  кодексом, настоящим Законом, Законом  о защите прав потребителей, другими  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. 

    1. Торговая  деятельность как правовая и экономическая  категория

а) Торговля с  юридической точки зрения

Юридическое представление  о торговле не соответствует в  настоящее время экономическому понятию. Торговлей, с юридической  точки зрения, признается область  экономических отношений, к которой  применяется торговое право. Юридически торговля определяется теми границами, какие ставит в данное время законодатель. В разное время и в разных местах юридическое понятие о торговле не одинаково.

б) торговля с  экономической точки зрения

Торговля- деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями  при взаимном обмене экономическими благами. Экономически торговля определяется теми границами, какие намечает наука, группирующая явления по характерным  признакам.

При полном несоответствии экономической и юридической  точек зрения на торговлю необходимо обратить внимание не на то, что делается в той области, которая очерчена законом в качестве торговой, а  как делается. С законодательной  точки зрения существенна не та экономическая  функция, которую приняло на себя данное хозяйство, а его организация. То, что объединяет все отношения, включаемые законодательствами в область, подчиненную торговому праву, - это капиталистическая организация хозяйства. Отличительный признак капиталистического хозяйства следует видеть в том, что оно имеет своей целью, и соответственно тому, рассчитано, не доставление средств существования, а доставление прибыли как таковой. Хозяйства, организованные на новых началах, требовали и особой юридической нормировки. И как только какая-либо отрасль народного хозяйства становилась на капиталистическую ногу, так тотчас же проявляла желание быть подчиненной торговому праву. Следуя этому течению, законодатели все более и более расширяли и продолжают расширять область применения торгового права.

Права и ограничения  для органов власти

В Законе N 381-ФЗ четко прописаны полномочия всех представителей органов власти в  области регулирования торговой деятельности.

Так, например, Правительство  РФ вправе утверждать методику расчета  нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных продовольственных  товаров в границах субъекта РФ (в  том числе в границах городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год.

Следует отметить, что последний норматив необходим  для антимонопольного регулирования  торговой деятельности.

В компетенцию  федеральных органов власти входит:

- утверждение  методических рекомендаций по  разработке региональных программ  развития торговли;

- утверждение  формы торгового реестра, порядка  его формирования и предоставления  информации, содержащейся в данном  документе;

- участие совместно  с уполномоченным федеральным  органом в определении содержания  форм статистической отчетности, применяемых в области торговой  деятельности, сроков их представления  хозяйствующими субъектами, осуществляющими  торговую деятельность и поставку  товаров (за исключением производителей  товаров).

А на плечи органов  местного самоуправления ложится реализация государственной политики в области  торговой деятельности на территории субъекта РФ.

В частности, местные  представители органов власти:

- разрабатывают  и принимают законы (иные нормативные  правовые акты) субъектов РФ в  области государственного регулирования  торговой деятельности;

- устанавливают  (согласно утвержденной Правительством  РФ методике расчета) нормативы  минимальной обеспеченности населения  площадью торговых объектов для  конкретного субъекта РФ;

- проводят информационно-аналитическое  наблюдение за состоянием рынка  определенного товара;

- разрабатывают  и реализовывают мероприятия,  которые могут каким-либо образом  содействовать развитию торговой  деятельности на территории соответствующего  субъекта РФ.

В то же время  в ст. 15 Закона N 381-ФЗ четко прописаны  антимонопольные требования к органам  государственной власти субъектов  РФ и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности, представители органов власти не могут:

- возлагать на  хозяйствующих субъектов обязанности  по участию в повторной (дополнительной  по отношению к проведенной  в соответствии с федеральными  законами) проверке качества и  безопасности товаров в региональной  или муниципальной системе качества  товаров;

- принуждать  хозяйствующих субъектов к участию  в прохождении контрольных и  (или) разрешительных процедур, установленных  нормативными правовыми актами  субъектов РФ (муниципальными правовыми  актами) в дополнение к предусмотренным  федеральными законами процедурам  и являющихся условиями организации  и осуществления торговой деятельности  на территории субъекта РФ (муниципального  образования). В данном случае  речь идет об аттестации торговых  объектов, аккредитации хозяйствующих  субъектов, сертификации товаров,  соответствии торговых объектов  требованиям законодательства РФ;

- принуждать  к продаже товаров по ценам,  определенным в порядке, установленном  органами исполнительной власти  субъектов РФ (за исключением  случаев, если такие органы  в установленном порядке наделены  правом осуществлять государственное  регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.

Также представителям органов власти запрещается принимать  нормативно-правовые акты, решения, предусматривающие:

- установление  запретов или введение ограничений  в отношении свободного перемещения  товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями  в границах субъекта РФ;

- введение ограничений  продажи отдельных видов товаров  на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований  в границах субъектов РФ;

- понуждение  хозяйствующих субъектов к заключению  в приоритетном порядке договоров  поставки товаров с определенными  контрагентами;

- установление  для хозяйствующих субъектов  ограничений в выборе контрагентов;

- дискриминацию  хозяйствующих субъектов в предоставлении  доступа к объектам транспорта, инфраструктуры

Права и обязанности  хозяйствующих субъектов

В соответствии со ст. 8 Закона N 381-ФЗ хозяйствующие  субъекты при организации и осуществлении  торговой деятельности могут самостоятельно определять:

Информация о работе Экономический анализ закона о государственном регулировании торговой деятельности