Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать существующую избирательную систему Российской Федерации, определить основные принципы реализации избирательных прав граждан, а также выявить главные направления совершенствования избирательного процесса в Российской Федерации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса изменения избирательной системы России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика избирательной системы
Понятие избирательной системы и ее виды...............................................5
Конституционно-правовое регулирование избирательной системы в Российской Федерации……………..………………………………………...…..9
Вопросы демократизации избирательной системы в современной России
Пути совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………………..17
Некоторые проблемы избирательной правоприменительной практики и повышение электоральной культуры…………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Позиции «против» распадаются на два «лагеря»: в пользу смешанной системы, существовавшей в недавнем прошлом в нашей стране, и в пользу мажоритарной системы. По мнению сторонников смешанной системы, она отвечала и условиям России, и международным стандартам, и основным тенденциям мирового развитии избирательных систем14. Изменение порядка выборов депутатов Государственной Думы с переходом к избранию по партийным спискам свидетельствует о концентрации властных полномочий парламента на федеральном уровне, который вряд ли будет выражать интересы регионов.15 После выборов 2007 года в Думе образовалась абсолютное большинство одной партии, остальные партии занимают одну треть мест в Госдуме. Юридически парламент можно признать как многопартийный, а фактически главенствующая одна партия, от которой зависит принятие любого решения. При этом еще в период президентуры Б. Ельцина некоторые специалисты-юристы высказывались за переход к выборам депутатов Думы только по мажоритарной системе, которая представляется наиболее приемлемой для формирования нижней палаты российского парламента: депутаты, которые избираются по одномандатным округам могут быть как беспартийными, так и принадлежащими к какой-либо партии16.
Во-вторых, возврат выборности высших должностных лиц субъектов РФ. На данный момент они фактически назначаются Президентом РФ, хотя это и требует утверждения законодательным органом субъекта федерации. Таким образом, главы субъектов РФ стали менее самостоятельными и в большей степени зависимыми от воли главы России. Кроме того, Конституционный Суд РФ, опираясь на ст. 3 Конституции РФ, еще в 1996 году определил «Из смысла этой статьи в ее взаимодействии со статьей 32 Конституции, закрепляющей право избирать и быть избранными в органы государственной власти, вытекает, что должностное лицо, формирующее орган государственной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно. Поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве органов государственной власти (ст. 5. часть 3 Конституции РФ), органы государственной власти в субъектах РФ формируются на тех же принципах, что и федеральные»17.
В-третьих, возврат графы «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») в избирательные бюллетени. Сам факт отмены данной графы в 2006 году фактически ведет к нарушению избирательных прав граждан, к тому, что они не смогут адекватно выразить свою волю. «Подобное изменение законодательства приведет только к избирательному абсентеизму, поставит под сомнение легитимность сформированных таким образом органов власти18».
В-четвертых, усовершенствовать в избирательном законодательстве институт досрочного голосования. При проведении досрочного голосования у заинтересованных сторон меньше возможности для пресечения возможных злоупотреблений, так как не организуется должного наблюдения за работой «разъездных» членов избирательных комиссий19;
В-пятых, следует подумать о введении так называемого «института неизбираемости», который существует в большинстве демократических стран, когда чиновники, если они желают выдвигать свою кандидатуру на выборах, уходят не в отпуск на период выборов, а в отставку до выборов; либо берут на время избирательной компании отпуск за свой счет. При этом, в случае их избрания они теряют государственную должность.
В-шестых, целесообразно
снять коллизии между избирательным
законодательством и иными
Это, конечно, не все направления
совершенствования
Через выборы большинство
граждан участвует в
Однако было бы неправильно утверждать, что наработка такой практики в России не происходит без каких-либо проблем, анализ которых также крайне важен для развития демократической избирательной системы в стране. Для удобства рассмотрения этих проблем необходимо разделить их на несколько блоков.
В свете развернувшейся в последние годы борьбы с коррупцией в нашем государстве, крайне важным стал вопрос финансирования выборов. Финансирование выборов в РФ является сложным, комплексным институтом. Особый интерес представляют проблемы правового регулирования финансирования отдельных избирательных кампаний кандидатов, партий и их блоков.
Сегодня существуют различные
модели финансирования избирательных
кампаний. Законодательно предусмотрено
как государственное
На сегодняшний день не
полностью ликвидированы
В вопросах реализации активного избирательного права россиянами также не все гладко. В Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления22. Факт включения лица в список избирателей на конкретном избирательном участке ставится в зависимость от наличия у лица документа, подтверждающее его место жительства либо временного пребывания на территории определенного избирательного участка. Но в ряде случаев такого подтверждения у лица может и не быть в силу разных причин:
Реализация активного избирательного права, таким образом, на практике затруднена.
Механизм реализации пассивного избирательного права также не остается неизменным. В частности, проблемы здесь могут возникнуть в вопросе ограничения такого права. Ведь конституционно закреплено, что не имеют права избирать и быть избранными лица, признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда23. Однако в федеральном законодательстве содержится ещё одно важное основание, по которому лицо лишается пассивного избирательного права - наличие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства24.
Но при этом, кандидат, имеющий наряду с гражданством РФ гражданство еще одного государства, может и не знать о своем втором гражданстве: оно с необходимостью не вытекает из сознательного выбора гражданина. И даже если гражданин знает о том, что рассматривается каким-то другим государством как его гражданин, то это не значит, что он предпринимал для обретения гражданства этого государства какие-либо действия.
Вопрос проведения предвыборной агитации через СМИ также до конца не решен. В соответствии с законом агитационные материалы могут распространяться через СМИ двух категорий: государственные, муниципальные - с одной стороны, и негосударственные - с другой25.
В отличие от государственных
и муниципальных СМИ, негосударственные
не обязаны предоставлять
С другой стороны, не всегда
является положительным моментом и
возможность проведения предвыборной
агитации исключительно через
Применение норм избирательного права зависит не только от решений и других действий органов власти и кандидатов. Здесь важную роль играет электоральная культура, т. е. правовая культура избирателей. С сожалением приходится констатировать, что эта культура в Российской Федерации остается на довольно низком уровне. Это выражается, прежде всего, в абсентеизме граждан, т. е. их уклонении от участия в выборах, а также в банальном неверии в возможность реально повлиять на политическую ситуацию в стране. В совокупности эти проблемы и ставят под сомнение достоверность и объективность волеизъявления выражаемого населением на выборах.
Как активное, так и пассивное
избирательное право
Многие политологи, социологи, юристы и деятели наук высказывают мнение о введении обязательного голосования на территории РФ. Однако, представляется, что данная мера не приведет к повышению электоральной культуры, так как действовать «из-под палки» граждане не захотят, а, следовательно, будут искать способы избежать участия в выборах, что ещё больше подорвет доверие к государству.
Вообще, подобное поведение
избирателей объясняется
Во многом и сейчас избиратель чувствует себя несколько отстраненным от значимых процессов. О нем вспоминают в дни высочайшего напряжения, а именно в период предвыборной кампании. Это по существу во многом отторгает избирателя от рационального выбора, дает повод считать, что он (избиратель) в этом действе лишь мелкая статистическая единица. Следовательно, для того, чтобы повысить активность граждан, вовлечь их в процессы политической жизни, необходимо значительно глубже осваивать все возможности, связанные с постоянным влиянием на избирателя через разнообразные формы правового и политического участия.
Необходимо вести работу по информированию, воспитанию и обучению избирателей вести не от случая к случаю, а постоянно, на протяжении жизненного цикла гражданина, с учетом его индивидуальных характеристик, начиная еще со школы. Очень важно в этом плане правовое воспитание молодежи.
Наиболее распространенными формами вовлечения молодежи в электоральную жизнь, наряду с привлечением ее к работе избирательных комиссий различного уровня, являются организации молодежного самоуправления: советы учащихся, советы старшеклассников, молодежные парламенты и советы и пр. Основной задачей, которую они перед собой ставят – это подготовка и проведение выборов в молодежный коллегиальный орган. С другой стороны - молодежные избирательные комиссии выступают в качестве совещательного и консультативного органа при избирательных комиссиях различного уровнях, что помогает преодолеть мнение о неспособности реально участвовать в управлении государством и влиять на его развитие. При этом необходимо помнить, что формализация инициативы молодежи, «спускание» задания сверху приведет к обратному результату.
Информация о работе Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации