Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать существующую избирательную систему Российской Федерации, определить основные принципы реализации избирательных прав граждан, а также выявить главные направления совершенствования избирательного процесса в Российской Федерации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса изменения избирательной системы России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика избирательной системы
Понятие избирательной системы и ее виды...............................................5
Конституционно-правовое регулирование избирательной системы в Российской Федерации……………..………………………………………...…..9
Вопросы демократизации избирательной системы в современной России
Пути совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………………..17
Некоторые проблемы избирательной правоприменительной практики и повышение электоральной культуры…………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра конституционного, административного и финансового права
Курсовая работа
по Конституционному праву Российской Федерации
на тему: «Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации»
Выполнил:
Студент 2 курса
юридического факультета ХГАЭП
группы: Ю-03
Шемелин Евгений Евгеньевич
Проверил:
Кандидат юридических наук, доцент
Федорин Виктор Павлович
Хабаровск 2011
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В условиях становления и
развития в России демократического
правового государства
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и свободные выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением1.
Сегодняшняя избирательная система РФ находится в стадии постоянного формирования и развития, что связано, прежде всего, с тенденциями усиления вертикали власти в стране.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать существующую избирательную систему Российской Федерации, определить основные принципы реализации избирательных прав граждан, а также выявить главные направления совершенствования избирательного процесса в Российской Федерации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса изменения избирательной системы России.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Методологическую основу работы составляют как общенаучные методы (анализ, сравнение, систематизация), так и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, системный, формально-юридического анализа).
Если попытаться дать общее
определение термину «
В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В нее входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения и т. п. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, которые в совокупности представляют собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.
Однако исторически сложилось, что наибольший интерес представляет избирательная система в, так называемом, узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.
Виды избирательных систем (в узком смысле) определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако историей развития представительной демократии выработано два базовых вида избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых, так или иначе, проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
Мажоритарная система – это система основанная на персональном (индивидуальном) представительстве, при которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов в одномандатном избирательном округе. Из-за различных требований к величине необходимого для избрания большинства голосов, мажоритарная система бывает нескольких видов:
Преодолевается
Ещё один способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Напротив фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру «1», против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру «2» и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после этого ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.
Пропорциональная избирательная система предполагает пропорциональное представительство партий и движений на выборах. При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.
Пропорциональная система, действующая в чистом виде без каких-либо ограничений, порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. К распределению мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил определенный законом процент голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются.
Смешанная избирательная система подразумевает применение элементов различных систем. В этом случае часть депутатов избирается по партийным спискам (пропорциональная система), а часть по одномандатным округам. Причем определение результатов выборов первых никак не связано с результатами выборов других. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из партийных списков.
В заключение хотелось бы отметить, что все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты. Поэтому в современных условиях (особенно это касается России) первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.
Избирательную систему регулирует избирательное право. В настоящее время избирательное право в научном плане представляет собой сложное юридическое, политическое и социальное явление. В юридической науке принято выделять как субъективное, так и объективное избирательное право.
Первое определяют как конкретное неотъемлемое политическое правомочие каждого индивида – право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. По своей природе оно является элементом правового статуса личности и охватывается предметной областью конституционного права, муниципального права, избирательного права.
Объективное избирательное
право изучается как
Избирательное право как подотрасль конституционного права не может существовать, не опираясь на определенные принципы. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне (статьи 32 и 81 Конституции РФ).
Информация о работе Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации