Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать существующую избирательную систему Российской Федерации, определить основные принципы реализации избирательных прав граждан, а также выявить главные направления совершенствования избирательного процесса в Российской Федерации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса изменения избирательной системы России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика избирательной системы
Понятие избирательной системы и ее виды...............................................5
Конституционно-правовое регулирование избирательной системы в Российской Федерации……………..………………………………………...…..9
Вопросы демократизации избирательной системы в современной России
Пути совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………………..17
Некоторые проблемы избирательной правоприменительной практики и повышение электоральной культуры…………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации.docx

— 69.54 Кб (Скачать)

Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы  выборов2. Свобода выборов обеспечивается:

  •   свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне;
  •   свободными условиями подготовки и проведения выборов - свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.

В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в  выборах. Речь идет о субъективных избирательных  правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и  праве быть избранным (пассивное  избирательное право). К ним относятся3:

  •   Всеобщее избирательное право - такое избирательное право, при котором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, также других обстоятельств. В то же время имеются и ограничения на реализацию избирательных прав: ценз судимости, ценз дееспособности (не имеют права избирать, быть избранными лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда), ценз оседлости (ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории), ценз предыдущего избрания (условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд), возрастной ценз (достижение гражданином определенного возраста).
  •   Равное избирательное право означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях (все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один); должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству избирательные округа).
  •   Прямое избирательное право означает, что гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов). Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей (в РФ не применяется).
  •   Тайное голосование – принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Давление, запугивание избирателя преследуется по закону. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, чтобы не идентифицировать бюллетень, т.е. установить личность избирателя.
  •   Добровольность участия граждан в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Нормы избирательного права  находят свое закрепление в источниках избирательного права, под которыми понимаются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов4. Все они образуют единую систему. Высшим звеном этой системы являются нормы Конституции России. В Конституции Российской Федерации им непосредственно посвящены ч. 3 ст. 3, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 81, ч. 1 ст. 96 и ч. 1 ст. 97.

Следующим важнейшим источником избирательного права является Федеральный  закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Есть также Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ).

В субъектах Российской Федерации  имеются собственные региональные законы о выборах депутатов законодательных  органов власти, а также о выборах  в органы местного самоуправления (например, в Хабаровском крае – это Избирательный  кодекс Хабаровского края от 26 ноября 2003 года).

Важное значение имеют  решения избирательных комиссий всех уровней, которые, соответственно, обладают юридической силой в  соответствии со своим статусом. Важность именно этих актов вливается тем, что реализацию избирательных прав граждан на момент подготовки, проведения выборов и референдумов, а также следят за соблюдением установленного законом порядка при подсчете голосов.

Выборы – один из важнейших институтов избирательной системы. Согласно законодательству под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица5. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются  предусмотренные законами избирательные  действия, в совокупности образующие избирательный процесс. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

В соответствии с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» можно выделить несколько стадий6.

Регистрация (учет) избирателей. Регистрации подлежат все избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Образование избирательных  округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.

Образование избирательных  участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования;

Формирование  избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус, определенные законодательно.

Составление списков  избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.

Выдвижение кандидатов. Определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, президент, глава муниципального образования. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (если это необходимо).

Финансовое обеспечение  выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль над формированием и расходованием средств из избирательных фондов.

Расходы, связанные с подготовкой  и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета  субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются  отдельной строкой в соответствующем  бюджете на очередной финансовый год.

Для проведения своей избирательной  кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие списки кандидатов) обязаны  создавать собственные избирательные  фонды для финансирования своей  избирательной кампании в период после письменного уведомления  соответствующей избирательной  комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной  комиссией.

Информационное  обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

В день голосования до момента  окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается  публикация (обнародование) данных о  результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких  данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.

После проведения всех необходимых  подготовительных процедур наступает  время непосредственного волеизъявления народа - голосование. Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на избирательный участок. В таком случае, по заявлению гражданина, представители участковой избирательной комиссии осуществляют процедуру голосования на дому.

Завершается избирательный  процесс подсчетом голосов, подведением итогов голосования и официальным объявлением результатов. Поданные голоса сначала подсчитываются на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством (не менее года).

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных  лиц, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы в  суд. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Если при проведении голосования  или установлении итогов голосования  были допущены нарушения законодательства, вышестоящая комиссия может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять  решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения  не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Таким образом, избирательную систему регулирует избирательное право, которая как подотрасль конституционного права не может существовать, не опираясь на определенные принципы. Нормы избирательного права находят свое закрепление в источниках избирательного права. Все они образуют единую систему, которую возглавляет Конституция РФ. Выборы – один из важнейших институтов избирательной системы. Этапы организации и проведения выборов в совокупности образуют избирательный процесс. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

 

  1. Вопросы демократизации избирательной системы в современной России
  2. Пути совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации

Современное российское избирательное  законодательство — результат многолетней  эволюции. Стадии становления нашей  системы выборов в значительной мере отражали процесс развития нового российского государства. Можно  констатировать, что российское избирательное  законодательство послужило достаточной  правовой базой для проведения прошедших  за последние годы выборов.

С 1993 года избирательные  процедуры в России неоднократно уточнялись и усложнялись. Граждане и общественные объединения из года в год накапливали опыт участия в выборах. Избирательные комиссии, со своей стороны, получали богатую правоприменительную практику, выявляли пробелы и противоречия в законодательстве. Особенно интенсивным было реформирование избирательного законодательства в 2004-2009 годах. Не прекращается оно и на сегодняшний день.

В частности, за указанный  период были внесены следующие изменения  в законодательство:

  • Закрепление пропорциональной системы при выборах депутатов Государственной думы7;
  • Отмена выборности высших должностных лиц субъектов РФ8;
  • Установление 7-процентного барьера для прохождения в парламент9;
  • Отмена графы в избирательном бюллетене «против всех кандидатов»10.
  • Изменены сроки полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ: шесть11 и пять12 лет соответственно.

Все эти изменения вызвали  спор об их целесообразности, как в  научных кругах, так и среди  простых избирателей. В совокупности с теми проблемами, которые до сих пор существуют в российском избирательном праве, они позволяют на данный момент выделить следующие пути совершенствования избирательной системы России.

Во-первых, необходимо конституционное  закрепление типа избирательной  системы при выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Само по себе отсутствие такого положения в  статье 96 Конституции РФ обусловливает постоянную дискуссию о поиске оптимальной модели избирания депутатов Думы.

Анализ существующей на сегодняшний день пропорциональной системы позволяет выделить как аргументы «за» нее, так и «против» нее. Позиции в пользу данной системы основываются на мнении, что «большинство депутатов, избранных по одномандатным округам, впоследствии присоединяются к какой-либо фракции, а то и вступают в саму партию. При этом основным достоинством пропорциональной избирательной системы считается создание стабильной многопартийной системы, повышение роли политических партий»13. Другим аргументом в пользу пропорциональной системы называют то, что политические партии на выборах будут ориентироваться на общегосударственные, а не на региональные интересы.

Информация о работе Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации