Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать существующую избирательную систему Российской Федерации, определить основные принципы реализации избирательных прав граждан, а также выявить главные направления совершенствования избирательного процесса в Российской Федерации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса изменения избирательной системы России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика избирательной системы
Понятие избирательной системы и ее виды...............................................5
Конституционно-правовое регулирование избирательной системы в Российской Федерации……………..………………………………………...…..9
Вопросы демократизации избирательной системы в современной России
Пути совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………………..17
Некоторые проблемы избирательной правоприменительной практики и повышение электоральной культуры…………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов2. Свобода выборов обеспечивается:
В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах. Речь идет о субъективных избирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и праве быть избранным (пассивное избирательное право). К ним относятся3:
Нормы избирательного права находят свое закрепление в источниках избирательного права, под которыми понимаются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов4. Все они образуют единую систему. Высшим звеном этой системы являются нормы Конституции России. В Конституции Российской Федерации им непосредственно посвящены ч. 3 ст. 3, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 81, ч. 1 ст. 96 и ч. 1 ст. 97.
Следующим важнейшим источником избирательного права является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Есть также Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ).
В субъектах Российской Федерации
имеются собственные
Важное значение имеют решения избирательных комиссий всех уровней, которые, соответственно, обладают юридической силой в соответствии со своим статусом. Важность именно этих актов вливается тем, что реализацию избирательных прав граждан на момент подготовки, проведения выборов и референдумов, а также следят за соблюдением установленного законом порядка при подсчете голосов.
Выборы – один из важнейших институтов избирательной системы. Согласно законодательству под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица5. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.
Этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, в совокупности образующие избирательный процесс. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить несколько стадий6.
Регистрация (учет) избирателей. Регистрации подлежат все избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования;
Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус, определенные законодательно.
Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.
Выдвижение кандидатов. Определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, президент, глава муниципального образования. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (если это необходимо).
Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль над формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
Расходы, связанные с подготовкой
и проведением выборов
Для проведения своей избирательной
кампании кандидаты (политические партии,
выдвигающие списки кандидатов) обязаны
создавать собственные
Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
В день голосования до момента
окончания голосования на территории
соответствующего избирательного округа,
округа референдума запрещается
публикация (обнародование) данных о
результатах выборов, референдума,
в том числе размещение таких
данных в информационно-
После проведения всех необходимых
подготовительных процедур наступает
время непосредственного
Завершается избирательный процесс подсчетом голосов, подведением итогов голосования и официальным объявлением результатов. Поданные голоса сначала подсчитываются на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством (не менее года).
Решения и действия (бездействие)
органов государственной
Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения законодательства, вышестоящая комиссия может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Таким образом, избирательную систему регулирует избирательное право, которая как подотрасль конституционного права не может существовать, не опираясь на определенные принципы. Нормы избирательного права находят свое закрепление в источниках избирательного права. Все они образуют единую систему, которую возглавляет Конституция РФ. Выборы – один из важнейших институтов избирательной системы. Этапы организации и проведения выборов в совокупности образуют избирательный процесс. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
Современное российское избирательное законодательство — результат многолетней эволюции. Стадии становления нашей системы выборов в значительной мере отражали процесс развития нового российского государства. Можно констатировать, что российское избирательное законодательство послужило достаточной правовой базой для проведения прошедших за последние годы выборов.
С 1993 года избирательные процедуры в России неоднократно уточнялись и усложнялись. Граждане и общественные объединения из года в год накапливали опыт участия в выборах. Избирательные комиссии, со своей стороны, получали богатую правоприменительную практику, выявляли пробелы и противоречия в законодательстве. Особенно интенсивным было реформирование избирательного законодательства в 2004-2009 годах. Не прекращается оно и на сегодняшний день.
В частности, за указанный период были внесены следующие изменения в законодательство:
Все эти изменения вызвали спор об их целесообразности, как в научных кругах, так и среди простых избирателей. В совокупности с теми проблемами, которые до сих пор существуют в российском избирательном праве, они позволяют на данный момент выделить следующие пути совершенствования избирательной системы России.
Во-первых, необходимо конституционное закрепление типа избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Само по себе отсутствие такого положения в статье 96 Конституции РФ обусловливает постоянную дискуссию о поиске оптимальной модели избирания депутатов Думы.
Анализ существующей на сегодняшний день пропорциональной системы позволяет выделить как аргументы «за» нее, так и «против» нее. Позиции в пользу данной системы основываются на мнении, что «большинство депутатов, избранных по одномандатным округам, впоследствии присоединяются к какой-либо фракции, а то и вступают в саму партию. При этом основным достоинством пропорциональной избирательной системы считается создание стабильной многопартийной системы, повышение роли политических партий»13. Другим аргументом в пользу пропорциональной системы называют то, что политические партии на выборах будут ориентироваться на общегосударственные, а не на региональные интересы.
Информация о работе Избирательная система и вопросы ее демократизации в Российской Федерации