История развития российской конституции в период с 1917 по 1978г

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ процесса развития Конституции как Основного закона в период с 1917 по 1978 год и выявления особенностей структуры и содержания конституций периода с 1917 по 1978 года.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать Конституцию как Основной Закон;
- исследовать Конституции периода с 1917 по 1978г. и выявить их отличия;
- классифицировать события и процессы, повлекшие за собой изменения в Конституциях;
- изучить механизм внесения дополнений и изменений в конституцию;

Оглавление

Введение 3
I. Понятие Конституции. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г 7
1.1. Понятие Конституции 7
1.2. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г. 9
II. Конституции в период с 1924 по 1978г. 15
2.1. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1924г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925г. 15
2.2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937г. 22
2.3. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978г. 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии.

В общем изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее.[7]

В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924г., оформила правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена статья "Об основах экономического строя РСФСР". Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925г. Конституция СССР 1924г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления Верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР. Конституция РСФСР 1925г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 192 г. сформулированы задачи. Если в 1918 г. ставилась задача "установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах" то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью "осуществление коммунизма", а о других странах ничего уже не говорилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937г.

 

Конституция СССР 1936 года («Сталинская конституция») — основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Осенью 1935г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях - от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тыс. предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал рассмотрение проекта. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936г. постатейным голосованием, а затем в целом проект Конституции СССР был единогласно утвержден съездом.

В конечный вариант Конституции 1936г. вошло 13 глав, 146 статей.

Итак, в текст конституции вошло 13 глав. Это:

Глава 1. Общественное устройство;

Глава 2. Государственное устройство;

Глава 3. Высшие органы государственной власти СССР;

Глава 4. Высшие органы государственной власти союзных республик;

Глава 5. Органы государственного управления СССР;

Глава 6. Органы государственного управления союзных республик;

Глава 7. Высшие органы государственной власти автономных ССР;

Глава 8. Местные органы государственной власти;

Глава 9. Суд и прокуратура;

Глава 10. Основные права и обязанности граждан;

Глава 11. Избирательная система;

Глава 12. Герб, флаг, столица;

Глава 13. Порядок изменения конституции.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность , построенная на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), это ознаменовало победу социалистических производственных отношений. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

1) Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

2) Право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное);

3) Свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции было положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти и создание «коллективного президента» в лице Президиума Верховного Совета, предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие.

То есть в сравнении с предыдущим основным законом СССР, налицо - усиление тенденции на расширение прав Союза.

Каждая союзная республика также имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР (ст.16).

За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР (ст.15-18). Каждая союзная республика имела право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями; имела свои республиканские войсковые формирования.

Уже в это время появляется депутатский иммунитет: депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР (ст.52).

Совет народных комиссаров СССР в 1946 году переименован в Совет министров СССР. Совет Министров СССР был ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Он издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверял их исполнение.

Совет Министров СССР:

А) Объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;

Б) Принимал меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;

В) Принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

Г) Осуществлял общее руководство в области сношений с иностранными государствами;

Д) Определял ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством Вооруженных Сил страны;

Е) Образовывал Государственные комитета СССР, а также, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.

Глава IX Конституции “Суды и прокуратура” закрепляла, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. На Верховный Суд СССР возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности (ст.103-105).

Одна из самых ярких частей Основного закона - глава Х, где закреплялись основные права и свободы граждан СССР.[8]

В соответствии с положениями ст.128-133 граждане СССР имеют право: на труд, на отдых; на материальное обеспечение в старости; на образование. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Как отмечалось в ст. 123 Конституции, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Наряду с правами Конституция содержала и ряд обязанностей: каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст.130):

1) Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся;

2) Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР.

Глава XI Конституции закрепила избирательную систему СССР. Статья 134 закрепляла: выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. То есть, фактически впервые был утвержден принцип “один человек - один голос”. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Депутатом мог стать гражданин достигший возраста 23 лет.

Конституция СССР от 5 декабря 1936г. усилила противоречие между формальной и реальной властью. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила социальную основу власти, предоставив всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала избирательную систему. Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Одновременно конституционное законодательство конца 30—40-х годов последовательно упрочивало тоталитарный характер власти по отношению к личности. По-прежнему был узаконен режим подавления политических оппонентов; на конституционном уровне этому соответствовал институт «врага народа» (ч. 2 ст. 131 главы X), использовались лишение гражданства, лишение прав по суду. Для борьбы с внутриклассовым врагом на уровень Конституции выносился институт измены Родине, которая расценивалась как тягчайшее злодеяние.[9]

Однако, как отмечают исследователи, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР.

Информация о работе История развития российской конституции в период с 1917 по 1978г