Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
Цель работы: анализ процесса развития Конституции как Основного закона в период с 1917 по 1978 год и выявления особенностей структуры и содержания конституций периода с 1917 по 1978 года.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать Конституцию как Основной Закон;
- исследовать Конституции периода с 1917 по 1978г. и выявить их отличия;
- классифицировать события и процессы, повлекшие за собой изменения в Конституциях;
- изучить механизм внесения дополнений и изменений в конституцию;
Введение 3
I. Понятие Конституции. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г 7
1.1. Понятие Конституции 7
1.2. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г. 9
II. Конституции в период с 1924 по 1978г. 15
2.1. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1924г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925г. 15
2.2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937г. 22
2.3. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978г. 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
18
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3
I. Понятие Конституции. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г 7
1.1. Понятие Конституции 7
1.2. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г. 9
II. Конституции в период с 1924 по 1978г. 15
2.1. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1924г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925г. 15
2.2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937г. 22
2.3. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978г. 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
ВВЕДЕНИЕ
История развития советской государственности неразрывно связана с историей развития его права. Конституция – фундамент правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство – непременное условие. В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали "Основные государственные законы", принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. В начале 20 годов девятнадцатого столетия переводятся труды иностранных авторов о конституционном праве.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России в период с 1917 по 1978 года имеет огромное значение исследование документов связанных с разработкой и принятием конституций. Без изучения этапов развития Советской конституции нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, который был вложен в разработку и принятие как Конституций СССР, так и Конституции РФ. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология. Наглядным примером связи советского права и классовой борьбы является эволюция закрепленного в этих Конституциях избирательного права для различных категорий граждан.
Кто бы мог подумать, что самое серьезное и можно сказать кардинальное развитие получит конституционное право в период с 1918 по 1936г. В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская конституция), СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), СССР от 5 декабря 1936 г. (Сталинская конституция), СССР от 7 октября 1977 г., также как и в современной Конституции Российской Федерации от 1993 года, присутствуют, уже ставшие дежурными, статьи о демократии, защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. В современной науке, именно период с 1918 по 1936 год называют первым этапом становления конституционного права в Советской России.
Данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения Конституции к «самой демократической» Конституции мира. А развитие конституционной мысли на лицо: в Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина, новая концепция власти; в Конституции 1924 г. - принципы государственного объединения республик; в Конституции 1936 г. отражено изменение форм организации государственной власти; в Конституции 1977 н. – партийная система.
Наука конституционного права не находилась в забвении. В 20-х годах было немало книг, брошюр, статей, посвященных разъяснению положений конституций, преимущественно о государственных органах. После известного совещания по проблемам юридической науки 1938 г. выходит в свет первый фундаментальный учебник «Советское государственное право», построенный в строгом соответствии с системой действующей Конституции 1936 г.
Возможно, именно переосмысление накопленного опыта позволит по-новому взглянуть на современную Конституцию Российской Федерации и на развитие конституционного права страны в целом.
Объектом исследования являются Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 годов.
Предмет исследования - события и процессы, повлекшие изменение и развитие Конституций в период с 1917 по 1978г.
Цель работы: анализ процесса развития Конституции как Основного закона в период с 1917 по 1978 год и выявления особенностей структуры и содержания конституций периода с 1917 по 1978 года.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать Конституцию как Основной Закон;
- исследовать Конституции периода с 1917 по 1978г. и выявить их отличия;
- классифицировать события и процессы, повлекшие за собой изменения в Конституциях;
- изучить механизм внесения дополнений и изменений в конституцию;
- проанализировать связь особенностей развития Конституции с изменением общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР.
Источниковую базу работы составляют Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 годов, учебная и монографическая литература, а также периодические издания по исследуемой проблематике.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, закдючения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматриваются понятие Конституции, основные черты, виды конституций, юридические свойства, сущность, структура и функции, а так же порядок внесения поправок в конституцию и её изменение.
Вторая глава изучает процесс изменения и развития Конституции в период с 1917 по 1978г., события и решения, повлекшие изменение Конституции.
В заключении подводятся итоги и выводы проделанной работы.
I. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 1918Г
1.1. Понятие Конституции
Конституция в любом государстве – это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни. Главный источник национальной системы права.
Конституция – это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» - установление, построение. Во времена Римской империи конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов.
Конституция как основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствую основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. Все законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
В отличие от обычных законов, основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью.
Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы – социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как правило, в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни – государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
С течением времени понятие конституции эволюционировало. В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революции на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.
1.2 Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г.
Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики была первой конституцией Советской России. Она была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года. Конституция содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года, были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах. Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности.[1]
Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались не зависимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, которым ко дню голосования исполнилось 18 лет граждане РСФСР, которые:
1) Добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и др., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.
2) Солдаты Советской Армии и флота.
3) Граждане, перечисленные выше, но частично потерявшие трудоспособность.
Вышеперечисленные граждане не могут избирать и быть избранными, если они прибегают к наемному труду с целью извлечения прибыли, живут на нетрудовой доход, являются частными торговцами, монахами, духовными служителями церквей и религиозных культов, а также преступники, душевно больные и другие лица. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами.
Выборы должны производиться в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета согласно установившимся обычаям в дни, устанавливаемые местными Советами. О ходе и о результате выборов составлялся протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя местных Советов. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных организаций определялся местными Советами согласно инструкции ВЦИКа. Весь материал по производству выборов поступает в соответствующий Совет, который для их проверки назначает мандатную комиссию. О результатах проверки комиссия докладывает Совету, а Совет, в свою очередь, решает вопрос об утверждении спорных кандидатов. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению[2].
Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. По конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной республики. Он должен был давать общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране. В его компетенцию входило объединение и согласование работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также он мог издавать собственные декреты и распоряжения. В полномочия ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по общей политике и другим отдельным вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы общегосударственного значения:
Информация о работе История развития российской конституции в период с 1917 по 1978г