Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
Цель работы: анализ процесса развития Конституции как Основного закона в период с 1917 по 1978 год и выявления особенностей структуры и содержания конституций периода с 1917 по 1978 года.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать Конституцию как Основной Закон;
- исследовать Конституции периода с 1917 по 1978г. и выявить их отличия;
- классифицировать события и процессы, повлекшие за собой изменения в Конституциях;
- изучить механизм внесения дополнений и изменений в конституцию;
Введение 3
I. Понятие Конституции. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г 7
1.1. Понятие Конституции 7
1.2. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918г. 9
II. Конституции в период с 1924 по 1978г. 15
2.1. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1924г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925г. 15
2.2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937г. 22
2.3. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978г. 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
1) Утверждение, изменение и дополнение Конституции.
2) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР.
3) Установление и изменение границ государства.
4) Принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда.
5) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСр.
6) Установление общегосударственных налогов и повинностей.
7) Установление основ организации вооруженных сил РСФСР.
8) Издание постановлений о приобретении и утрате гражданства.
9) Право общей и частичной амнистии и другие вопросы.
О членах ВЦИКа в Конституции сказано лишь то, что они работают в отделах СНК (Совет народных комиссаров) или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов. В свою очередь СНК принадлежало общее управление делами РСФСР. Для осуществления этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК. Все постановления решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение также должны были представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции особо оговорено, что мероприятия, которые требуют неотложного выполнения могут быть осуществлены СНК непосредственно. Конституция четко устанавливает ответственность СНК перед Съездом Советов и ВЦИКом.
Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, ведающего общими делами РСФСР и никаким иным представителям Советской власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение в Конституции оговаривается отдельной статьей.
Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:
1) Съездами Советов. Ст.53 Конституции РСФСР 1918 года выделяет следующие Съезды Советов: областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные. Областные съезды Советов формировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на 25000 избирателей, от городов – 1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей, от городов – на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ). Уездные (районные) – из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 на уезд (район). Волостные – из представителей всех сельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета). Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости. В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом местной власти на определенной территории.
2) Советами депутатов. Советы депутатов образуются в городах, население которых превышает 10000 человек, (1 депутат на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Ст.57 Конституции ограничивался срок полномочий депутатов: он составлял 3 месяца. Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно организовать. Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях. Совет депутатов являлся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов на соответствующей территории.
3) Исполнительными комитетами Советов. Напрямую в Конституции Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного органа местной власти имеются в главах о съезде Советов и о Совете депутатов, что позволяло по усмотрению соответствующих Советов изменять, в пределах не оговоренных в Конституции и иных нормативных актов высших органов власти, структуру Исполкомов. Совет депутатов формирует Исполнительный комитет соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду – 20, а по волости –10. Исполнительный комитет является высшим органом местной власти в пределах местности и компетенции Совета депутатов, сформировавшего его, в период между съездами Совета. Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим его Советом депутатов. Для реализации стоящих задач перед Исполкомом в рамках его структуры образуются отделы, назначаются их руководители.
Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она в основном утратила силу в связи с принятием Конституции РСФСР от 11 мая 1924 года, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Однако статья 25 Конституции 1918 года действовала вплоть до 1937 года в связи с тем, что на неё прямо ссылалась статья 20 Конституция РСФСР 1924 года.[3]
II. КОНСТИТУЦИИ В ПЕРИОД С 1924 ПО 1978Г.
2.1 Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1924г. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925г.
В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию[4] и Договор об образовании СССР[5]. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:
1) Комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР.
2) Бюджетную комиссию.
3) Комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР.
4) Комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР.
5) Комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах.
6) Комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
26-27 июня проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.
Анализ частей основного закона показывает, что главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. Декларация, как бы обозначала достижения молодой советской власти.
Договор об образовании СССР включил в себя следующие главы:
Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданств.
Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик.
Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении.
Глава 10. О союзных республиках.
Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик.
В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали:
1) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
2) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
3) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
4) объявление войны и заключение мира;
5) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
6) ратификация международных договоров;
7) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
8) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
9) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
10) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;
11) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
12) установление единой денежной и кредитной системы;
13) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;
14) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
15) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
16) установление основных законов о труде;
17) установление общих начал в области народного просвещения;
18) установление общих мер в области охраны народного здравия;
19) установление системы мер и весов;
20) организация общесоюзной статистики;
21) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
22) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
23) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;
24) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.[6]
Верховным органом власти СССР, в соответствии со ст.8 Конституции являлся съезд Советов СССР. Утверждение и изменение основных начал Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом.
В соответствии со Ст.16 Конституции, Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривали все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передавался в создаваемую ими согласительную комиссию.
ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР.
Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции).
Информация о работе История развития российской конституции в период с 1917 по 1978г