Источники гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Основу любого права составляют его источники. От того, каким образом в государстве построена система нормативных актов, как они между собой взаимодействуют, как решаются проблемы противоречия права, зависит и сам процесс развития правового государства.
Гражданское право и гражданское законодательство являются понятиями, взаимосвязанными друг с другом, однако они не тождественны из-за того, что первое это совокупность норм права, а второе - совокупность нормативных актов.
Нормы гражданского права выражены в различных правовых формах, которые в юридической науке получили название «источники гражданского права». Существуют два основных источника гражданского права: законодательство или нормативные акты и обычай. Кроме того, источниками гражданского права являются международные договоры и судебная практика. В гражданско-правовой науке вопрос об источниках гражданского права до сих пор решается неоднозначно, поэтому целесообразно рассмотреть проблему источников гражданского права исходя из наиболее широкого подхода, то есть исследовать все упомянутые в литературе источники.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Понятие и виды основных источников гражданского права 6
§ 1. Нормативные акты как источники гражданского права 9
§ 2. Конституция РФ – главный первоисточник гражданского права 11
§ 3. Гражданский кодекс Российской Федерации 13
§ 4. Подзаконные нормативно-правовые акты 16
§ 5. Вступление в силу нормативно-правовых актов
гражданского законодательства 19
Глава 2. Иные источники гражданского права 22
§ 1. Обычаи делового оборота 22
§ 2. Судебная практика как источник гражданского права 25
§ 3. Нормы морали 27
Заключение 28

Файлы: 1 файл

источники гражданского права.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Будучи основным законом гражданского права, ГК определяет предмет гражданского права и  его основные начала, закрепляет систему  институтов гражданского права и большинство из них достаточно подробно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и исключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК имеется развернутая система норм о предпринимательской деятельности: в части первой определен статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и государственных предприятий, а в части второй подробно урегулированы все основные предпринимательские договоры.

При подготовке нового ГК были использованы предшествующий опыт развития гражданского законодательства России, выводы и рекомендации отечественной цивилистической науки, а также законодательная практика зарубежных государств рыночной экономики. Были приняты во внимание и важнейшие универсальные международные соглашения в области частного права, в которых участвует Российская Федерация9.

Наиболее важными  законами, дополняющими ГК, являются к  примеру в области корпоративного права это: Закон об акционерных  обществах, Закон об обществах с  ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях.

По некоторым  проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, «рамочные» нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Подзаконные нормативно-правовые акты

 

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в  которых находят свое выражение  законы, являются своды законов, собрания законодательства11.

Все другие нормативные  акты, кроме законов, - акты иного  юридического качества: все они находятся «под» законом, т. е. являются подзаконными.

Важную группу источников гражданского права образуют указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ. ГК именует их «иные правовые акты» и этот термин используется во многих последующих статьях ГК. В юридической литературе эта группа правовых норм обозначается также термином «подзаконные акты»12. Они подразделяются на нижеуказанные акты.

1. Указы Президента  РФ. Согласно ст.80 Конституции РФ  Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта конституционная норма позволяет Президенту РФ издавать указы по широкому кругу вопросов, прежде всего в области регулирования предпринимательской деятельности, а также защиты прав граждан.

2. Постановления Правительства РФ. Законодательная компетенция Правительства РФ определена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» достаточно широко и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере, управление федеральной собственностью, обеспечение свободы экономической деятельности. Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам - в форме распоряжений.

3. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов. Эти федеральные органы согласно п.7 ст.3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ.

Иными федеральными органами являются Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба. В случаях, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовое регулирование вправе осуществлять по вопросам своей компетенции и вновь созданные федеральные агентства, входящие в структуру министерств.

Вместе с  тем подзаконность нормативных  юридических актов не означает их «меньшую» юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической  силой; дело лишь в том, что их юридическая  сила не имеет такой же всеобщности  и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных юридических  актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего  комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования13. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой «ниже расположенной» государственной инстанции должен не только находиться «под» законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5. Вступление в силу нормативно-правовых актов гражданского законодательства

 

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня  их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок  вступления их в силу. Так, в законах  о введении в действие отдельных частей Гражданского кодекса РФ определен иной порядок вступления в силу. Например, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 2002 года14.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный  характер, а также акты Правительства  Российской Федерации, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных  их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются:

• федеральные конституционные законы,

• федеральные законы,

• акты палат Федерального Собрания,

• указы и распоряжения Президента Российской Федерации,

• постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,

• решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов15.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию  в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Иные источники гражданского права

 

§ 1. Обычаи делового оборота

 

Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая16.

В ст. 5 ГК дается определение обычая делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, в суде заинтересованная сторона вправе обосновывать наличие обычая, используя общие правила гражданского процесса и способы доказывания.

Однако обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что  права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или  условиями обязательства (ст.311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Признаки обычая делового оборота:

1) это сложившееся  правило поведения,

2) оно широко  применяется исключительно в  какой-либо области предпринимательской  деятельности,

3) не предусмотрено  законодательством,

4) оно может  быть выражено в письменной  форме (в виде документа) или  нет17.

Обычай признается источником права в том случае, если он санкционирован государством, например, в форме указания на него в законе (например, ст.309, 311, 314 и др.).

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения  положениям законодательства или договору, не применяются. В качестве распространенных в международной практике обычаев  можно отметить обычаи, систематизированные Международной торговой палатой, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Судебная практика как источник гражданского права

 

Возникающие между  субъектами гражданского права споры, число которых за последние годы заметно возросло, разрешаются судами общей юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитражными судами (споры предпринимателей) 18. Высшие органы этих судебных систем - Пленумы - наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму постановлений. Ранее в теории и практике преобладало мнение, что правовые нормы могут создаваться только уполномоченными на то государственными органами, а задача суда и арбитража - применять действующие правовые нормы, и их решения источником права не являются, а представляют собой акты толкования закона. В случае неполноты или несогласованности правовых предписаний должен ставиться вопрос о дополнении действующего законодательства.

Однако ввиду  неизбежных в законодательстве пробелов в процессе применения правовых норм суд и арбитраж для урегулирования возникающих споров бывают вынуждены в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского законодательства, не дожидаясь внесения в него изменений. Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было высказано мнение о том, что решения судов и арбитражей, формулируемые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъяснению норм законодательства, имеют нормативный характер19.

Информация о работе Источники гражданского права