Источники гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Задачами дипломной работы являются:
Определить понятие источников права вообще и источников гражданского права в частности.
Выявить место Гражданского Кодекса как источника в гражданском праве России.
Рассмотреть значение Закона РФ «Об исполнительном производстве как источника гражданского права в новых условиях социально-экономических отношений.
Определить влияние международных норм частного права.
Определить понятия «Гражданское законодательство» и система нормативных актов гражданского права.
Выявить место обычаев, законов, подзаконных актов, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе источников гражданского права.
Определить, являются ли или нет деловые обыкновения, правила морали и нравственности, постановление судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент источниками гражданского права Российской Федерации и дать обоснование этому.



Целью дипломной работы являются – определение, понятие, становление и влияние источников гражданского права на само право в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4



Глава I. Понятие источников права, источников гражданского права,

гражданское законодательство…………………………………….9



§ 1. Понятие источников права……………………………………………9

§ 2. Понятие источников гражданского права…………………………...21

§ 3. Гражданское законодательство………………………………………26

§ 4. Система нормативных актов гражданского права………………….32

§ 5. Официальное опубликование и вступление нормативного акта

в силу………………………………………………………………….35

§ 6. Действие гражданского законодательства во времени………… ...39

§ 7.Действие гражданского законодательства в пространстве и

по кругу лиц……………………………………………………… .…41

§ 8. Применение гражданского законодательства по аналогии… ……42



Глава II. Виды источников гражданского права РФ…………………… .46



§ 1. Законы (законодательные акты)………………………………… …46

§ 2. Подзаконные нормативные акты……………………………… … .51

§ 3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной

власти………………………………………………………… …… .53

§ 4. Комплексные нормативные акты………………………………… .56

§ 5. Нормы международного права, международные договоры…… ..58

§ 6. Деловые обыкновения обычаи делового оборота и правила морали и

нравственности…………………………………………… ……….64

§ 7. Постановление судебных пленумов, постановления конституционного

суда РФ, судебная практика, судебный прецедент……………… ..69

§ 8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном

производстве» – как источник гражданского права………………72



Глава III. Современные проблемы источников гражданско-правового

регулирования……………………………………………………78



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… .85



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………… ………….89



ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………… …………… .88

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 135.43 Кб (Скачать)

Принятие  Федерального закона "Об исполнительном производстве", регулирующего порядок  принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций  в исполнительном производстве. В  процессе его разработки необходимо было, прежде всего, восполнить пробелы  в законодательстве, определяющем правила  обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан  и организаций-должников, а также  устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон "О судебных приставах", который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона "Об исполнительном производстве". Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение ( в частности определены права и обязанности), регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты, и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные новеллы на практике еще не апробированы, не все они в должной мере согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко изложено содержание некоторых из них, что может создать определенные трудности при применении. Это потребует совершенствования статей Закона на основе анализа и обобщения судебной практики.

      Учитывая изложенное, можно сделать  вывод, что Закон «Об исполнительном  производстве» относится к нормам  более скажем Гражданско-процессуального  права, так как указанный закон  определяет порядок и процедуру   исполнения решений судов и  пр. Но нельзя не заметить, что  данный Закон, наряду с процедурами  действий определяет права и  обязанности сторон в исполнительном  производстве. Сторонами в данном  случае являются граждане и  юридические лица. В частности  в Законе содержатся такие  правовые нормы как: права и  обязанности должника, взыскателя, способы делегирования полномочий  для участия в исполнительном  производстве отсылают в части  составления доверенностей к  нормам гражданского права (ГК  РФ). Данный закон также устраняет  противоречия, возникшие, в частности,  между нормами ст. 411-413 ГПК и  ст. 56 ГК РФ, а устраняя их создает универсальную норму которая может считаться источником права. Таким образом,  можно говорить, что Закон «Об исполнительном производстве содержит редакционно слитые нормы, принадлежащие к двум различным отраслям права, а именно к гражданскому процессу и к гражданскому праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

      Источники российского  гражданского права делятся на  правовые акты и обычаи.

     Среди федеральных конституционных законов наиболее высшей юридической силой обладает конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу гражданско-правового регулирования  личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ. Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского Кодекса. Гражданский кодекс – основополагающий источник гражданского права.

    Наряду  с кодифицированными нормативными  актами  - источниками гражданского  законодательства (права) являются  специальные законы, регулирующие  отдельные виды общественных  отношений, входящие в предмет   гражданского права: например  Закон РФ « О страховании», Патентный Закон  и др. Эти  и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего  характера как ГК РФ, однако  имеют важное значение, поскольку  в них отражены и юридически  закреплены происходящие в нашей  стране экономические преобразования.

Среди  нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ.    Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему). 
     Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК).

Гражданско-правовые нормы могут содержаться также  и в нормативных актах министерств  и ведомств и иных федеральных  органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут  издаваться только в случаях и  пределах, предусмотренных ГК РФ, другими  законами и иными правовыми актами.

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных  нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной  отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный  акт приобретает только в том  случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных  отраслей права.

Источником гражданского права РФ также являются нормы  международного права, международные  договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед  ее гражданским законодательством.

 Деловые обыкновения  не являются источником гражданского  права. Однако в тех случаях,  когда государство правовым актом  санкционирует деловое обыкновение,  оно приобретает юридическую  силу правовой нормы и входит  в систему гражданского законодательства.

Правила морали, и  нравственности сами по себе также  не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства.

Согласно ст. 5 ГК РФ источником гражданского права является обычай. Этот источник является дополнительным источником.

Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а  актами применения права. Постановления  пленумов должны лишь разъяснять и  толковать смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права.

Не относятся  к числу источников гражданского права и постановления Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного суда неконституционным  акта гражданского законодательства или  отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт  или отдельные его положения  утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.

Не является источником гражданского права и сложившаяся  судебная практика, под которой понимаются многократные, единообразные решения  судами одной и той же категории  дел.

     Не относится к  числу источников гражданского  права и судебный прецедент,  под которым понимается решение  суда по конкретному делу. Такое  решение является обязательным  только для лиц участвующих  в данном деле. Оно не имеет  обязательной силы для судей,  рассматривающих аналогичные дела.

 

 

 

 

 

 

Глава III. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования.

 

В части первой Гражданского кодекса  появилась норма, которая имеет  основополагающее значение не только для собственно гражданского, но и  всего российского законодательства: речь идет о ст. 3 Гражданского кодекса  РФ, которая закрепляет следующие  новые положения:

1. Понятие “гражданское законодательство”  отныне включает в себя только  Кодекс и принятые в соответствии  с ним федеральные законы. Иные  нормативные акты сюда больше  не относятся; 

2. Нормы гражданского права,  содержащиеся в других законах,  должны соответствовать  положениям  Гражданского кодекса; 

3. Отношения, на которые распространяется  действие Гражданского кодекса,  могут регулироваться указами  Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ, но, если эти   акты противоречат положениям  Кодекса или иного закона, применяется  Гражданский кодекс.

Ни в одном акте столь детально и четко не закреплялась главенствующая роль Кодекса по отношению к иным правовым актам.

Согласно ст. 3 ГК, гражданское законодательство состоит из “настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним  иных Федеральных законов”. Определение, которое дает Кодекс, “узкое”.

Научная доктрина дает более широкое  понятие гражданского законодательства, которое включает в себя: указы  Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств  и ведомств, нормативные акты СССР и СНГ, международные нормы права.

Виды источников Гражданского права:

Правовые акты:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Федеральные законы, которые составляют гражданское законодательство;
  • Указы Президента, постановления Правительства, которые создаются на основании и во исполнение закона в пределах установленной компетенции;
  • международные договора.

Конституция РФ закрепляет наиболее общие положения гражданско-правового  регулирования, дает отсылку к отраслевым кодифицированным нормативным актам, которые призваны урегулировать  все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права.

Данные акты являются базой для  развития всего гражданского законодательства. 

Вопрос о Федеральном законе слабо решен в Гражданском  Кодексе.

         Федеральный  закон регулирует отдельные виды  общественных отношений,  порой  вопрос о том, какой нормативный  акт применить в первую очередь,  решается не в пользу ГК.

К другим актам относятся указы  Президента РФ. Это подзаконные нормативные  акты. Они не должны противоречить  Гражданскому Кодексу и иным федеральным  законам.

      Постановления Правительства  РФ принимаются на основании  и во исполнение ГК и иных  законов. При противоречии ГК  постановления Правительства могут  быть отменены.

Акты министерств и ведомств также могут являться источниками  гражданского права, они не должны противоречить  законам, указам президента, постановлениям правительства и Гражданскому Кодексу.

Нормы международного права. Интеграция России в мировую экономику приводит к тому, что международные правовые акты и договоры занимают все большее  место в российском законодательстве.

Нормы международного права имеют  примат над нормами Гражданского кодекса. 

Обычаи делового оборота. Не являются источниками гражданского права, но являются источниками гражданско-правового  регулирования. Применяются исключительно  в сфере предпринимательских  отношений.

Понятие источников гражданского законодательства в соответствии с ГК является “узким”  и не включает в себя всех источников гражданско-правового регулирования, научная доктрина дает более широкое  понятие законодательству, чем Кодекс, в связи с тем, что гражданское  законодательство находится в стадии развития.

Главенствующая роль Гражданского Кодекса в системе гражданского законодательства не решает всех проблем, связанных с применением норм гражданского права, поскольку отношения, регулируемые гражданским правом, очень  объемные и постоянно изменяются, развиваются. В этой связи является актуальным применение иных источников гражданско-правового регулирования, что в свою очередь вызывает определенные трудности с их применением.

Кроме того, в ряде случаев, оговоренных  в законе, в качестве источников гражданского права могут быть международные  договора и иностранные гражданские  законы.

Источником права является внешняя  форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых  содержатся нормы права. В законодательстве правовые нормы находят свое официальное  выражение.

Гражданское право находит свое выражение непосредственно в  Гражданском кодексе и ряде специальных  законов.

Информация о работе Источники гражданского права