Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать роль исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав в системе авторского и смежного права, а также права промышленной собственности.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- определить понятие и правовую природу интеллектуальной собственности;
- охарактеризовать имущественные и личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности;
- рассмотреть основания и порядок возникновения и прекращения прав на объекты интеллектуальной собственности;
- проанализировать порядок передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...5
2 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ………………………………………………………………………..10
2.1 Имущественные и личные неимущественные права авторов, смежные права……………………………………………………………………………………….10
2.2 Основания и порядок возникновения и прекращения авторских и смежных прав на объекты интеллектуальной собственности…………………………17
3 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАВА ПРОМЫШЛЕННОЙ……………………….21
3.1 Объекты права промышленной собственности………………………….21
3.2 Основания и порядок возникновения и прекращения права промышленной собственности…………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...35
латинской буквы "C" в окружности;
наименования обладателя исключительных имущественных прав;
года первого опубликования произведения [4].
Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 3(1) Всемирной конвенции об авторском праве, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны авторского права [10].
Первым элементом конвенционного знака является символ © (латинская буква «С» в окружности), который ведет свое происхождение от слова copyright (авторское право).
Второй элемент – наименование обладателя имущественного авторского права, то есть необязательно автора.
Третьим элементом конвенционного знака является год первого опубликования произведения. Эта норма проста, но некоторые сложности появляются для переиздаваемых произведений. Если новое издание в основном повторяет первое, то год переиздания не указывается. Если же при переиздании появились новые элементы, то в нем могут быть указаны как год первого издания, так и год переиздания, поскольку первая дата будет относиться к переиздаваемому материалу, а вторая – к новому [1, с. 102].
Закон выделяет также презумпцию обладателя авторского права, которая заключается в следующем: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Однако, в случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Важно отметить, что данная норма будет действовать до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение [4].
Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает, что личные неимущественные права авторов признаются бессрочными и неотчуждаемыми, т. е. они принадлежат вечно автору, который не может отказаться и передать их иным лицам, в том числе и родственникам, а также закрепляет бессрочную охрану личных неимущественных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности [2, с. 514].
В отношении имущественных прав исполнителей и производителей фонограмм установлено, что они действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения либо после первого опубликования фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока [4].
Основанием прекращения имущественных прав является прекращение авторского договора, что приводит к прекращению прав и обязанностей его участников, а в некоторых случаях — к возложению на кого-либо из них отрицательных последствий данного юридического факта. Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Однако, может иметь место возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Например, издательство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, хотя бы согласно договору могло делать это неограниченное число раз в пределах срока его действия. Письменный отказ издательства от переиздания равнозначен прекращению договора и дает автору право распорядиться произведением по своему усмотрению. Наряду с прекращением авторского договора в связи с истечением его срока авторский договор прекращается также из-за окончания действия самих авторских прав, которые выступали его предметом, поскольку, как указывалось выше, имущественные авторские права, передаваемые по авторскому договору, носят срочный характер.
В любой момент авторский договор может быть прекращен по взаимному соглашению сторон. Соглашение сторон о прекращении договора может быть совершено в различной форме, стороны также определяют и последствия прекращения договора, которые, в принципе, могут быть любыми.
Существуют и иные основания прекращения авторского договора, указанные в законе.
Порядок прекращения авторского договора в связи с рассмотренными основаниями специально авторским законодательством не регламентирован. Иногда, например, по истечении срока действия договора, это происходит автоматически, в других случаях прекращение договора оформляется специальным соглашением сторон, в том числе путем обмена письмами, либо делается на основе одностороннего заявления одной из сторон. В случае, если какая-либо из сторон не согласна с расторжением договора или тем основанием, по которому оно производится, спор рассматривается в судебном порядке.
Общим последствием прекращения действия авторского обязательства является прекращение прав и обязанностей сторон. Нередко наряду с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, в частности уплатой (возвратом) авторского гонорара, возмещением убытков и т.д. Они, в свою очередь, зависят от конкретных оснований прекращения договора, в частности наличия вины участников обязательства и т. д. [4].
В отношении смежных прав Закон Республики Беларусь «Об авторских и смежных правах» устанавливает, что для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трёх элементов:
латинской буквы «P» в окружности;
имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
года первого опубликования фонограммы [4].
Символ «Р», использующийся для оповещения об имущественных правах, происходит от первых букв английских слов «performer» (исполнитель) и «phonogram producer» (производитель фонограмм) [1, с. 294].
Закон выделяет также презумпцию обладателя смежных прав: при отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы [4].
Рассматривая данный вопрос необходимо затронуть принцип вторичности смежных прав, невозможности их существования в большинстве случаев без авторских прав. Это означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторских прав на произведения, которые субъекты смежных прав воплощают в объекты смежных прав. Более того, если субъект смежных прав для создания своего объекта использовал иные объекты смежных прав, то он должен соблюдать права соответствующих субъектов.
Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения авторских прав, то принципы возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов авторского права. Причем, если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторских прав, то возникновение смежных прав производителей фонограмм зависит от правомерности использования как произведений, так и исполнений.
Законодательством установлено, что личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно. Что же касается имущественных прав исполнителя и производителя фонограммы, то они действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения либо после первого опубликования фонограммы, либо в течение 50 лет после её первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние [4].
Таким образом, белорусское законодательство принципиально устанавливает «автоматическое» возникновение авторских и смежных прав с момента создания произведения. То есть, для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Однако, несмотря на то, что правовая охрана возникает автоматически, для ее возникновения, необходимо выражение произведения в объективной форме, например, письменной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи. Авторы произведений, таким образом, избавлены от необходимости осуществлять их государственную регистрацию.
3 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАВА ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
3.1 Объекты права промышленной собственности
Гражданский кодекс Республики Беларусь к объектам права промышленной собственности относит: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытую информацию, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другие объекты промышленной собственности [2, с. 523].
Несмотря на то, что все объекты промышленной собственности признаются результатом интеллектуальной деятельности, доля творческого труда в создании того или иного объекта промышленной собственности может быть весьма низкой и даже вообще отсутствовать. Прежде всего, это относится к маркетинговым обозначениям, т. е. товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров.
Для того, чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать свойством патентоспособности.
Во многих странах патентное законодательство предоставляет автору результата творческой деятельности личное неимущественное право.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности в ст. 4 устанавливает, что «изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте», что понимают как предоставление ему права авторства (право признаваться автором) [5].
Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» указывает, что основным личным правом автора объекта промышленной собственности является право авторства, т.е. основанная на законе и факте выдачи патента (свидетельства) возможность признаваться создателем данного объекта. Она предполагает запрет всем другим лицам на территории страны именоваться авторами изобретения, полезной модели или промышленного образца. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно, сохраняется при отчуждении исключительного права [6].
Важно отметить, что право авторства на изобретение не имеет особых правовых последствий, поскольку при правомерном использовании изобретения не устанавливается обязательность упоминания имени изобретателя. По этой причине имя изобретателя отсутствует на товарах, в которых воплощено его изобретение. Имя изобретателя подтверждается в патенте на изобретение.
Другое личное право автора – право на получение патента, а также на передачу указанного права другим физическим или юридическим лицам. Патентообладатель может по договору уступить патент другому физическому или юридическому лицу, а также передать права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца другому физическому или юридическому лицу по лицензионному договору.
Понимание исключительного права как права на исключительное использование изобретения означает, что правообладатель самостоятельно решает, каким образом будет использоваться изобретение, на которое ему принадлежит патент. При этом никто иной не имеет права использовать патентованное изобретение [1, с. 420].
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», патентообладателю принадлежит исключительное право на использование запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца. Оно включает в себя: право использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец по своему усмотрению, если это не нарушает прав других лиц, а также включает право запрещать использование изобретения, полезной модели, промышленного образца другим лицам [6].
Использованием, в частности, признается ввоз на территорию Республики Беларусь, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец.
Запатентованные изобретение или полезная модель признаются использованными в продукте или способе, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак изобретения или полезной модели, приведенный в независимом пункте формулы изобретения или полезной модели, либо признак, эквивалентный ему и ставший известным в качестве такового в данной области техники до начала использования в отношении продукта или способа.
Запатентованный промышленный образец признается использованным в изделии, если такое изделие содержит все существенные признаки промышленного образца, нашедшие отражение на изображениях изделия и приведенные в перечне существенных признаков промышленного образца.
Взаимоотношения по использованию объекта промышленной собственности, патент на который принадлежит нескольким лицам, определяются соглашением между ними. При отсутствии такого соглашения каждое из них может использовать охраняемый объект по своему усмотрению, но не вправе предоставить на него лицензию или передать исключительное право другому лицу без согласия остальных владельцев [1, с. 422].
Если патентообладатель не может использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, не нарушая при этом прав другого патентообладателя, он вправе требовать от последнего заключения лицензионного договора. Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение передаются по наследству. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)», в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь подлежат регистрации лицензионные договоры о предоставлении права использования следующих объектов права промышленной собственности, охраняемых в Республике Беларусь: изобретений; полезных моделей; промышленных образцов; сортов растений; топологий интегральных микросхем; товарных знаков и знаков обслуживания [11].