Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать роль исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав в системе авторского и смежного права, а также права промышленной собственности.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- определить понятие и правовую природу интеллектуальной собственности;
- охарактеризовать имущественные и личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности;
- рассмотреть основания и порядок возникновения и прекращения прав на объекты интеллектуальной собственности;
- проанализировать порядок передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...5
2 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ………………………………………………………………………..10
2.1 Имущественные и личные неимущественные права авторов, смежные права……………………………………………………………………………………….10
2.2 Основания и порядок возникновения и прекращения авторских и смежных прав на объекты интеллектуальной собственности…………………………17
3 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАВА ПРОМЫШЛЕННОЙ……………………….21
3.1 Объекты права промышленной собственности………………………….21
3.2 Основания и порядок возникновения и прекращения права промышленной собственности…………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...35
Правовое положение участников интеллектуальной собственности по поводу возникновения и порядка осуществления прав определяет пределы исключительных имущественных прав и связанных с ними личных неимущественных прав.
Исключительный имущественный характер прав состоит в том, что только автору-правообладателю предоставляется первоначальное право ввести объект интеллектуальной собственности в гражданский оборот.
Следует также обратить внимание на то, что сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, установленных Гражданским кодексом Республики Беларусь [1, с. 207].
В соответствии со статьей 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь, обладатель исключительного права на объект интеллектуальной собственности вправе передать это право другому лицу полностью или частично, разрешить другому лицу использовать объект интеллектуальной собственности и вправе распорядиться им иным образом, если это не противоречит законодательным актам Республики Беларусь [2, с. 515].
Продажа имущественного права обычно оформляется авторским договором для объектов авторского права и лицензионным договором для объектов промышленного права, хотя разграничение этих договоров скорее традиция, чем существо.
Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть переданы посредством заключения с последующим исполнением договоров двух основных видов:
1) Договор, отчуждающий исключительное право;
2) Договор, предоставляющий право на использование результата интеллектуальной деятельности [1, с. 619].
В рамках договора, отчуждающего исключительное право, сторона в лице правообладателя обязуется передать или передает принадлежащие ей исключительные права на средство индивидуализации, либо на результат интеллектуальной деятельности другой стороне в полном объеме. Договор обязательно заключается в письменной форме.
Если предметом договора является отчуждение исключительных прав для изобретений, селекционных достижений, промышленных образцов, полезных моделей, зарегистрированных топологий интегральных микросхем, товарных знаков, либо зарегистрированных компьютерных программ и баз данных, заключаемый договор должен пройти еще и государственную регистрацию. В противном случае такой договор будет считаться недействительным.
В качестве сторон договора выступают приобретатель и правообладатель. Правообладатель представляет собой лицо, которое обладает исключительным правом. Изначально такое право имеется у автора, однако, во исполнение требований законодательства или договора, оно может перейти к другому лицу. При составлении договора должен быть четко определен его предмет. Для этого необходимо указать на объект права, который может быть представлен в виде результатов интеллектуальной деятельности, а также приравненных к ним средств индивидуализации.
В случае нарушения обязанностей по выплате вознаграждений, допущенного со стороны приобретателя, законодательство предусматривает два вида ответственности. Если право в соответствии с договором было передано приобретателю, передавший его правообладатель в случае существенного нарушения своих прав на получение вознаграждений может обратиться в суд с требованием возмещения убытков. Помимо этого, правообладатель может в судебном порядке потребовать перевести права приобретателя на себя.
Правообладатель имеет право на односторонний отказ от договора, при этом он также может требовать возместить убытки, причиненные ему из-за расторжения договора. Но это возможно лишь в том случае, если приобретатель нарушил свои обязанности по выплате в установленные сроки вознаграждения за приобретение исключительного права, которое не было передано приобретателю.
Важно также подчеркнуть, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. И, соответственно, переход имущественных прав на вещь не влечет перехода интеллектуальных прав на сам результат интеллектуальной деятельности, выраженные в этой вещи, за исключением случая, когда отчуждается оригинал произведения его собственником, который, в свою очередь, не является автором [1, с. 633].
Таким образом, Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет исключительное имущественное право как объект гражданского оборота. В составе исключительного права выделено правомочие распоряжения им, благодаря чему и становится возможным оборот права.
Исключительные права на результаты творческой деятельности, охраняемые в связи с их формой, возникают с момента создания этих результатов. Исключительное право на творческий результат, охраняемый в связи с его содержанием, возникает с момента его государственной регистрации или при сохранении его конфиденциальности.
Исключительные права не следует смешивать с вещными правами. Несмотря на множество признаков, объединяющих обе подгруппы абсолютных прав, между ними сохраняется достаточно четкая грань.
Распоряжение исключительным имущественным правом осуществляется с помощью его передачи в определённом объёме (полностью или частично).
Передача имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности возможна посредством заключения соответствующего договора.
2 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
2.1 Имущественные и личные неимущественные права авторов, смежные права
Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя.
На международном уровне исключительное право авторов признается с 1886 года Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений. Однако личное неимущественное право стало признаваться лишь с 1928 г., когда в Бернскую конвенцию была включена ст. 6bis, в соответствии с которой «независимо от исключительных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора» '. Другими словами, Бернская конвенция признает только два личных неимущественных права авторов:
право авторства;
право на защиту репутации [8].
В национальном законодательстве статья 982 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.
Изготовителям фонограмм и организациям вещания принадлежат в отношении этих объектов только имущественные права.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу [2, с. 514].
В соответствии с законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
1) право авторства, то есть право признаваться автором произведения;
2) право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно;
3) право на защиту репутации, то есть право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;
4) право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме [4].
Право авторства – это личное неимущественное право автора требовать признания своего авторства на свое произведение, т. е. что именно он является автором созданного им произведения.
Свое личное неимущественное право автор реализует, размещая свое имя на товарах, в которых воплощены произведения. Важно подчеркнуть, что автор может указывать свое подлинное имя или вымышленное имя (псевдоним) либо не указывать никакого имени (анонимное произведение). Более того, он может указать имя лица, которое вообще не создавало произведения в силу служебного или иного зависимого положения автора (гетеронимность). Важнейшей особенностью права авторства является то, что оно должно соблюдаться при любом использовании произведения, другими словами, недопустимо использование произведения или его части без указания авторства [1, с. 201].
Статья 982 Гражданского кодекса указывает, что право авторства является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности [2, с. 514].
Личные неимущественные права, как указывалось выше, характеризуются тесной связью с личностью автора, отсюда вытекает такая их особенность, как непередаваемость и неотчуждаемость. Следствием неотчуждаемости личных неимущественных прав является отсутствие у них оборотоспособности, а значит, возможности участвовать в гражданском обороте, то есть право авторства не только не может быть отобрано у автора, но и автор не может это право передать кому-либо, в том числе и своим родственникам. Если же результат создан совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами.
Право автора на имя — это право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, т. е. анонимно.
Предоставление права на имя вместе с правом авторства не является необходимым, поскольку право авторства подразумевает право автора использовать любое имя для оповещения о своем авторстве. Он может указать в качестве автора свое настоящее имя, свой псевдоним или сделать произведение анонимным. При этом автор всегда может отказаться от псевдонима или открыть свое подлинное имя. Другими словами, право авторства включает и право на имя.
В некоторых случаях применимость права на авторство и права на имя оказывается весьма сложной, по причине возникновения в области авторского права такого термина как «гетероним». Гетеронимом считается автор, пишущий для другого лица, которое и обнародует такое гетерономное произведение от своего собственного имени. Однако, следует подчеркнуть, что правомерное существование гетеронимов оказывается возможным в рамках почти любого законодательства, в том числе гетеронимность существует и в ВОИС – международной организации, позиционирующей себя как защитника права интеллектуальной собственности.
Право автора на защиту репутации – это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, включая его название, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации. [1, с. 203-205].
Следовательно, речь идет только о разрешенных автором изменениях произведения, в противном случае никто не имеет права изменять произведение. Другими словами, даже если автор передал другому лицу свое исключительное право на переработку, у него остается личное неимущественное право контролировать переработку, чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения и не нанесен ущерб его чести, достоинству или репутации [8].
Таким образом, передача исключительного права на переработку произведения не означает предоставления полной свободы переработчику, поскольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке произведения не искажалось содержание произведения. При этом автор сам решает, подрывает ли его репутацию переработка его произведения или нет.
Ущерб репутации автора могут нанести и иные посягательства на произведение, например добавление к произведению предисловий, послесловий, пояснений, комментариев, иллюстраций.
В соответствии с договором Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнения и фонограммам, исполнитель может обладать следующими личными неимущественными правами:
1) право исполнительства;
2) право на защиту репутации [9].
Право исполнительства – это право исполнителя требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений.
Право на защиту репутации – это право исполнителя возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации.
Право на обнародование произведения – это право автора обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение [1, с. 205-208].