Территориальные прокуратуры организованы
в соответствии с административно-территориальным
и национально-государственным устройством,
установленным Конституцией РФ.
К территориальным прокуратурам
относятся:
— прокуратуры республик в
составе РФ, краев, областей, автономной
области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— прокуратуры городов, районов;
Следует учесть,
что наименование прокуратур может
отличаться своеобразием, вытекающим
из особенностей территориального деления
некоторых субъектов РФ. Например,
в Москве средним звеном являются
прокуратуры административных округов.
Во многих регионах имеются межрайонные
прокуратуры, юрисдикция которых распространяется
на территорию двух районов. Существуют
так называемые специализированные
прокуратуры.
В число специализированных прокуратур,
входящих в систему прокуратуры
Российской Федерации, входят
военные, транспортные, природоохранные
прокуратуры, прокуратуры по надзору
за Наблюдением законов при
исполнении уголовных наказаний,
а также прокуратуры, осуществляющие
надзор в закрытых административно
- территориальных образованиях
и на режимных объектах.
Транспортные прокуратуры создаются
для осуществления надзора за
исполнением законов на железнодорожном,
водном и воздушном транспорте
на определенной железной дороге,
ее участке, в аэропортах, морских
и речных портах.
Во главе военных прокуратур
стоит Главная военная прокуратура,
входящая на правах структурного
подразделения в Генеральную
прокуратуру.
Структуру военной прокуратуры
составляют Главная военная прокуратура,
прокуратуры военных округов,
групп войск, флотов, прокуратура
Ракетных войск стратегического назначения,
прокуратура Федеральной пограничной
службы Российской Федерации и Прокуратуры
других войск, приравненные к прокуратурам
субъектов Российской Федерации, прокуратуры
гарнизонов, объединений и соединений,
приравненные к прокуратурам городов
и районов.
Возглавляет органы военной прокуратуры
заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации — Главный
военный прокурор.
В систему специализированных
прокуратур, осуществляющих надзор
за исполнением законов в закрытых
административно-территориальных образованиях,
на особо важных объектах и
в воинских формированиях ряда
министерств и ведомств, входят
Второе управление Генеральной
прокуратуры РФ и прокуратуры
войсковых частей, статус каждой
из которых определен Генеральным
прокурором РФ. Перечень особо
важных объектов определяется
Правительством Российской Федерации.
Прокуратуры по надзору за
законностью исполнения уголовных
наказании имеют статус районных
прокуратур и подчиняются соответствующим
прокурорам субъектов Федерации.
На прокуроров по надзору за соблюдением
законов в исправительных учреждениях
возложены обязанности по осуществлению
надзора за исполнением законов и соответствием
законам издаваемых правовых актов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина в
исправительных учреждениях.
Межрайонные природоохранные прокуратуры
со статусом районных и подчинением,
соответствующим прокурорам республик,
краев, областей, автономных округов
созданы во всех субъектах Российской
Федерации. Данные прокуроры осуществляют
надзор за исполнением законов, направленных
на защиту окружающей среды, экологических
прав граждан природоохранными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями,
их должностными лицами, общественными
объединениями.
Надзор за
исполнением экологических законов
на территории волжского бассейна —
от истоков до Каспийского моря —
осуществляет Волжская природоохранительная
прокуратура, созданная для усиления
прокурорского надзора за исполнением
законов об охране природы и окружающей
среды. Аналогичные задачи решаются
Московской природоохранной прокуратурой.
Эти прокуратуры имеют низовые
звенья (например, Волжская природоохранная
прокуратура-17), действующие на правах
прокуратур районов. Природоохранные
прокуратуры на правах межрайонных
прокуратур созданы и в большинстве
субъектов РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры
Российской Федерации составляют
главные управления, управления
и отделы. В соответствии с
приказом Генерального прокурора
РФ от 5 февраля 1996 года №12-111
Генеральная прокуратура РФ включает
в свой состав:
— Секретариат Генерального прокурора
Российской Федерации (на правах
управления);
— Организационно-контрольное
управление;
— Управление кадров;
— Управление по надзору за
исполнением законов и законностью
правовых актов;
— Главное следственное управление,
включающее в себя Управление
по надзору за следствием, дознанием
и оперативно-розыскной деятельностью
в органах внутренних дел;
— Управление по надзору за
расследованием преступлений органами
прокуратуры;
— Организационно-методическое
управление;
— Управление по расследованию
особо важных дел;
— Отдел по надзору за
расследованием особо важных
дел — на правах управления;
— Отдел криминалистики —
на правах управления;
— Управление по надзору за
исполнением законов о федеральной
безопасности;
— Главное управление по
надзору за исполнением законов
о федеральной безопасности и
межнациональных отношениях на
Северном Кавказе;
— Управление по делам
несовершеннолетних и молодежи;
— Второе управление;
— Управление по надзору за
законностью судебных постановлений
по уголовным делам;
— Управление по надзору за
законностью постановлений судов
по гражданским
делам;
— Управление по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном
процессе;
— Управление по надзору за
исполнением законов на транспорте
и в таможенных органах;
— Управление по надзору за
законностью исполнения уголовных
наказаний;
— Управление правового обеспечения;
— Международно-правовое управление;
— Отдел реабилитации жертв
политических репрессий (на правах
управления);
— Центр информации и общественных
связей (на правах управления);
— Управление по надзору за
исполнением налогового законодательства;
— Отдел писем (на правах
управления);
— Приемная (на правах управления);
— Первый отдел (на правах
управления);
— Управление делами;
— Управление делопроизводства;
— Отдел по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и мобилизационной работе (на
правах управления);
— Отдел безопасности (на правах
управления);
— Главная военная прокуратура.
В главных управлениях, управлениях
и отделах устанавливаются должности
старших прокуроров и прокуроров,
старших прокуроров-криминалистов
и прокуроров-криминалистов, а
также старших следователей по
особо важным делам и следователей
по особо важным делам и
их помощников.
В соответствии с Конституцией
РФ Генеральный прокурор Российской
Федерации назначается на
должность (сроком на 5 лет) и
освобождается от должности Советом
Федерации — верхней палатой
Федерального Собрания РФ по
представлению Президента РФ. Если
предложенная Президентом кандидатура
на должность Генерального прокурора
не получит требуемого количества
голосов членов Совета Федерации,
то Президент в течение 30 дней
представляет сенаторам новую
кандидатуру.
В отсутствие Генерального прокурора
РФ или в случае невозможности
исполнения им своих обязанностей
его обязанности исполняет первый
заместитель.
Генеральный прокурор Российской
Федерации несет ответственность
за выполнение задач, возложенных
на органы прокуратуры.
В число полномочий Генерального
прокурора входит назначение
прокуроров всех звеньев системы
прокуратуры РФ. В соответствии
со ст. 129 Конституции назначение
прокуроров субъектов Федерации
осуществляется по согласованию
с органами государственной власти
этих субъектов.
Прокуратуры субъектов Российской
Федерации, приравненные к ним
военные и иные специализированные
прокуратуры, возглавляют соответствующие
прокуроры, назначаемые Генеральным
прокурором РФ. В прокуратурах
субъектов РФ, приравненных к
ним военных и иных, специализированных
прокуратурах, образуются коллегии
в составе прокурора субъекта
Российской Федерации (председатель),
его первого заместителя и
заместителей (по должности) и
других прокурорских работников,
назначаемых прокурором субъекта
РФ.
Сообщения о назначении прокуроров
на должность и об освобождении
их от должности публикуются
в печати.
В Генеральной прокуратуре РФ
действует Научно – консультативный
совет для рассмотрения вопросов,
связанных с организацией и
деятельностью прокуратуры. Положение
о Научно – консультативном
совете и его состав утверждаются
Генеральным прокурором РФ.
3.Компитенция
деятельности органов прокуратуры
В целях устранения, а главное,
предупреждения нарушения закона
и норм уголовного процесса, охраны
прав и законных интересов
граждан прокурору в сфере
уголовного судопроизводства предоставлены
весьма существенные полномочия.
Они значительно расширены в
связи с принятием Закона «Об
оперативно-розыскной деятельности
в РФ». В такой отрасли прокурорского
надзора, как надзор за исполнением
законов органами дознания и
предварительного следствия, полномочия
прокуроров носят властно-распорядительный
характер. Прокурор может быстро,
без проволочек устранить любое
нарушение закона.
Полномочия прокурора в этой
стадии процесса сформулированы
в УПК, в Законе «О прокуратуре
РФ», в приказах и указаниях
Генерального прокурора РФ. Эти
полномочия неоднородны по своему
содержанию и назначению, но подчинены
единой цели - обеспечению законности
в стадии дознания и предварительного
следствия.
Прежде всего прокурор выступает как
орган надзора за исполнением законов.
Обладая властно-распорядительными полномочиями,
он вправе отменить или изменить любое
решение или акт органов расследования,
отстранить лицо, производящее расследование,
от дальнейшего производства по делу,
передать уголовное дело другому следователю
или принять его к своему производству,
избрать, изменить или отменить избранную
следователем меру пресечения в отношении
обвиняемого и т. д.
С другой стороны, являясь участником
уголовно-процессуальной деятельности,
прокурор вправе возбудить уголовное
дело, санкционировать арест, обыск,
выемку почтово-телеграфной корреспонденции,
отстранение обвиняемого от занимаемой
должности и т. д. Прокурор
вправе также участвовать в
выполнении следователем любого
процессуального действия или
самостоятельно расследовать преступление.
Наконец, прокурор наделен функциями
административного характера относительно
следственного аппарата органов
прокуратуры. Как должностное
лицо, возглавляющее орган прокуратуры,
прокурор вправе применить к
подчиненному ему следователю
меры поощрения и взыскания,
отстранить его от производства
расследования конкретного уголовного
дела или освободить от занимаемой
должности и т. д.
Все эти разноплановые функции,
соединенные в одном должностном
лице, делают процессуальное положение
прокурора в уголовном судопроизводстве
весьма сложным, а, главное,
ответственным при осуществлении
предоставленных ему полномочий.
Осуществляя надзор за исполнением
законов органами дознания и
предварительного следствия, прокурор
в пределах своей компетенции:
•
требует от органов дознания и
предварительного следствия для
проверки уголовные дела, документы,
материалы, иные сведения о совершенных
преступлениях, ходе и результатах проведенных
дознания и предварительного следствия,
а также установления лиц, совершивших
преступления; проверяет исполнение требований
закона о приеме, регистрации и разрешении
заявлений и сообщений о совершенных или
готовящихся к совершению преступлениях;
•
отменяет незаконные и необоснованные
постановления следователей и лиц,
производящих дознание;
•
дает письменные указания о расследовании
преступлений, об избрании, изменении
или отмене меры пресечения, юридической
оценке преступления, производстве отдельных
следственных действий и розыске
лиц, совершивших преступления;