Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..4
2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей……………………………………………………………………………..11
3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Гражданами  России являются также родившиеся на ее территории дети, родители которых  являются лицами без гражданства, в  результате приобретения гражданства  по рождению, на основании п. "а" ст. 11 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

     Гражданство представляет собой немаловажный элемент  правового статуса лица. Право  ребенка выражать свое мнение относится  к разряду естественных прав личности. Следовательно, вопрос о гражданстве  должен решаться с учетом мнения ребенка, достигшего четырнадцати лет, как правильно устанавливает ч. 2 ст. 9 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

     Иногда  высказывается мнение, что дети в  возрасте до 14 лет полностью недееспособны. Обосновывая такую точку зрения, авторы ссылаются на то, что гражданское законодательство практически не предоставляет детям до 14 лет права на совершение каких - либо сделок, а также какой - либо ответственности малолетних.

     Конвенция ООН о правах ребенка и ст. 57 СК РФ предусматривает право ребенка  на выражение своего мнения. Ребенок может выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Наличие такого законодательно установленного права придает ребенку статус равноправного члена семьи при решении вопросов, затрагивающих его самого.

     Нормативное закрепление права выражать свое мнение свидетельствует не только о  признании государством ребенка  обладателем этого права, но и  о признании его человеком, имеющим права, что, в конечном счете, позитивно сказывается на его формировании как личности, поскольку цель и ценность закона - в обеспечении всестороннего развития личности.

     Родители  и окружающие ребенка люди не вправе какими-либо незаконными способами влиять на формирование мировоззрения ребенка.

     Закон установил новое правило (ч. 3 ст. 9): гражданство РФ ребенка не может  быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Этот запрет корреспондируется с положением п. "в" ст. 20 ФЗ «О гражданстве российской Федерации», не допускающим выход из гражданства РФ, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Таким образом, эти нормы являются правовым инструментом, с помощью которого реализуется правило о сокращении лиц без гражданства, и помимо этого ФЗ «О гражданстве российской Федерации» дополнительно защищает право ребенка на гражданство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Производство по  делам о гражданстве  в государственных органах Российской Федерации

     В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О гражданстве РФ» полномочными органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются:

     Президент Российской Федерации;

     федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

     федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и  дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

     Полномочия  органов, ведающих делами о гражданстве  Российской Федерации, определяются указанным  Федеральным законом.

     Конституция РФ в ст. 89, регулирующей полномочия Президента РФ, не случайно первым пунктом  называет полномочие Президента в сфере решения вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Это, прежде всего, характеризует государство как берущее на себя обязательство по защите и охране прав и интересов гражданина РФ вне зависимости от его места нахождения.

     В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1318 утверждено Положение  о Комиссии по вопросам гражданства  при Президенте РФ8.

     Комиссия  является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства РФ, а также предоставления политического убежища. Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Председатель Комиссия и ее состав утверждаются Президентом РФ.

     Основными задачами Комиссии являются:

     информационное  и аналитическое обеспечение  деятельности Президента РФ по реализации полномочий, по решению вопросов гражданства РФ, и предоставления политического убежища;

     подготовка  предложений по совершенствованию  государственной политики в области  гражданства, развитию института российского  гражданства;

     подготовка  предложений по совершенствованию  законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

     Основными функциями Комиссии являются:

     предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, восстановлении или  прекращении гражданства РФ, предоставлении политического убежища в РФ, а также подготовка по ним предложений Президенту РФ;

     анализ  и обобщение практики применения законодательства РФ о гражданстве  и предоставлении политического  убежища;

     взаимодействие  с международными организациями  по вопросам гражданства;

     подготовка  ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту РФ.

     Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов  принятым считается решение, за которое  проголосовал председательствующий на заседании. Решение Комиссии оформляется протоколом, который должен быть подписан всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании. В исключительных случаях по поручению председателя Комиссии, также, допускается принятие решения путем персонального опроса членов Комиссии. Решение оформляется протоколом в установленном порядке.

     Комиссия  в целях решения своих задач  имеет ряд полномочий, в частности, она имеет право запрашивать  и получать в установленном порядке  необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также от учреждений, организаций и должностных лиц, а также право направлять полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, рекомендации и разъяснения, касающиеся порядка применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

     Федеральный орган исполнительной власти - самостоятельная  структурная часть системы органов  исполнительной власти в стране, как  целостной системы (ст. 78 Конституции РФ), так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения РФ.

     Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  призваны обеспечивать государственное управление в соответствующих сферах жизни общества: в сфере экономики, социальной и культурной деятельности, в обеспечении общественного порядка и государственной безопасности, укреплении обороноспособности страны.

     Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в рамках своих полномочий решение  соответствующих общегосударственных  вопросов, отнесенных к ведению РФ и совместному ведению РФ и  субъектов РФ, организуя исполнение законов и иных правовых актов. В  этих целях они могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

     Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным реализовывать государственную  политику в сфере миграции и осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД РФ (Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"9).

     Нормативный акт установил, что основными задачами ФМС России при осуществлении функций по контролю и надзору в сфере миграции являются:

     реализация  общей стратегии государственной  политики;

     совершенствование нормативно-правового регулирования;

     производство  по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;

     осуществление регистрационного учета граждан  РФ по месту пребывания и по месту  жительства и контроля за соблюдением  правил регистрации и снятия с  регистрационного учета граждан РФ;

     оформление  и выдача иностранным гражданам  и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и  временного пребывания в РФ, а также  контроль за соблюдением ими установленных  правил проживания и временного пребывания;

     осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

     разработка  и реализация во взаимодействии с  иными государственными органами мер  по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

     исполнение  законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

     контроль  и надзора в сфере внешней  трудовой миграции, привлечение иностранных  работников в РФ и трудоустройства  граждан РФ за пределами России;

     управление  территориальными органами службы, ее загранаппаратом, а также и иными  организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных  на ФМС России задач.

     ФМС России в целях реализации своих  полномочий имеет право запрашивать  и получать в установленном порядке необходимые сведения; привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам научные и иные организации, ученых и специалистов; образовывать самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные органы (советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     Права человека его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Социальная и правовая защищенность человека, в конечном счете, определяется условиями экономического и культурного развития общества.

     Права человека это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

     В соответствии с Конституцией России общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного пава, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречит им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие.

     Права человека важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности:

     правовой статус личности понятие более широкое, включающее общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные номами международного права и Конституцией Российской Федерации.

Информация о работе Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством