Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..4
2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей……………………………………………………………………………..11
3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Кокотов А.Н. определяет понятие "государство" как совокупность трех значений: суверенного  права государства, публично-правового  состояния индивидов и конституционно-правового института.

     Суверенное  право государства, по мнению теоретика, не что иное как право государства  в одностороннем порядке издавать нормы, регулирующее отношения гражданства. Наличие такого права обусловлено, в частности, необходимостью защиты государства в случае войн и локальных вооруженных конфликтов. Поэтому государство, устанавливая в одностороннем порядке правила приобретения и прекращения гражданства, в формально - правовом смысле формирует на своей территории общность граждан, через которую и обеспечивает свое существование.

     Что касается публично-правового состояния  индивидов, то, по мнению А.Н. Кокотова, оно в первую очередь характеризует  принадлежность лица к своему государству. Поскольку само состояние определено системой законов и подзаконных  актов, то оно является устойчивым и неизменным. Кроме того, А.Н. Кокотов считает публично-правовое состояние индивида главенствующей составляющей понятия "гражданство", поскольку оно определяет совокупность прав и свобод, обязанностей и, в конечном итоге, статус индивида, находящегося под защитой своего государства.

     Гражданство в качестве конституционно-правового  института он определяет как совокупность конституционных и обычных норм, опосредующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства, с другой5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Правовое регулирование  гражданства. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей.

     Приобретение  гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным  российским законодательством о  гражданстве6.

     Рождение  является общепринятым основанием приобретения гражданства. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению. Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения

     Процедуры приобретения гражданства по рождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других - на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Далии, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе - право почвы.

     Прием в гражданство, на основании п. "б" ст. 11 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» является одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства. Если основание приобретения гражданства по рождению основано только на факте рождения, то основание, предусмотренное п. "б" статьи 11 ФЗ «О гражданстве российской Федерации», предполагает наличие определенной процедуры и выполнение желающим получить гражданство ряда формальностей. Приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство не означает, что гражданином России может стать любое лицо, подавшее заявление в компетентный государственный орган. Предоставление гражданства по упомянутому основанию является правом государства, которое оно применяет, если лицо соответствует определенным специальным условиям. К таким условиям, в частности, относятся наличие определенного срока проживания на территории государства и владение русским языком, а также наличие источника средств к существованию.

     Прием в гражданство РФ осуществляется в общем или упрощенном порядке в соответствии со ст. 13-14 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

     В ФЗ «О гражданстве российской Федерации» (ст. 17) прямо указана возможность приобретения гражданства при оптации - выборе гражданства при изменении территориальной границы РФ. Кроме того, возможно приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства РФ его родителями (ст. 24) либо при усыновлении его гражданами РФ или установлении над ним опеки или попечительства (ст. 25-26).

     К основаниям, предусмотренным международным  договором РФ, можно отнести, например, положение о приобретении гражданства  РФ лицами, имеющими гражданство страны, с которой имеется соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства (в настоящее время такие правила предусмотрены договорами с Таджикистаном и Туркменистаном). Также Россия имеет обязательства об упрощенном порядке приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ (на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.).

     Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение), известно законодательству со времен Российской империи. Например, бывшая русская подданная в случае вдовства или расторжения брака имела право восстановиться в русском подданстве. Для этого было необходимо только представить местному губернатору удостоверение о прекращении ее брака с иностранцем7.

     Сущность  восстановления в гражданстве состоит  в том, что нормы ст. 15 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство РФ, но утратили его в связи с выходом из гражданства или иными основаниями, предусмотренными данным законом (например, при оптации). Поскольку указанные лица уже состояли в гражданстве РФ, им установлен сокращенный срок постоянного проживания на территории РФ - три года. При этом они должны отвечать всем критериям, указанным в ч. 1 ст. 13, что сближает данный подинститут законодательства о гражданстве с приемом в гражданство в общем порядке.

     Право лица на выход из гражданства вытекает из ч. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах: каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

     Согласно  ст. 6 Конституции РФ, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство  и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства РФ возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ по их усмотрению теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом Президента РФ).

     Прекращение российского гражданства - утрата лицом  гражданства РФ с одновременным  обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

     Ст. 18 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» содержит два основания прекращения гражданства. Первое из них - выход из гражданства РФ (п. "а" ст. 18) - раскрыто в нормах ст. 19 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» и предусматривает добровольное волеизъявление гражданина. Волеизъявление может быть ограничено, и в выходе из гражданства может быть отказано при наличии обстоятельств, указанных в ст. 20 ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

     Другое  основание прекращения гражданства (п. "б" ст. 18) изложено в ФЗ «О гражданстве российской Федерации» бланкетно, поскольку эта норма отсылает к иным положениям ФЗ «О гражданстве российской Федерации» либо международным договорам РФ. Иными основаниями следует считать:

     1) случаи изменения территории  РФ и относятся к предоставлению  права на оптацию лицам, проживающим  на территории, государственная  принадлежность которой изменилась;

     2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 22 ФЗ «О гражданстве российской Федерации»). Это положение является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

     В данном случае имеет место лишение  гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое  время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства;

     3) автоматическое прекращение российского  гражданства, например гражданство РФ ребенка, утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства;

     4) смерть гражданина.

     Одним из первых международных документов, посвященных правам детей, является Декларация прав ребенка, принятая ООН  в 1959 г. Декларация устанавливала основные права несовершеннолетних детей. Одним  из основных правил, установленных международным соглашением, являлось равенство прав всех детей вне зависимости от цвета кожи, языка, национальности, пола, религии, социального происхождения или каких - либо иных признаков. В ней также перечислялись права ребенка как гражданина, в частности на гражданство.

     В 1989 г. на свет появилась Конвенция  ООН "О правах ребенка". Она  занимает особое место в системе  источников, касающихся прав ребенка. Как международный договор, к  которому присоединилась РФ, она, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, имеет приоритетное значение. Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. В частности, Конвенция дает определение понятию "ребенок", в соответствии с которым таковым является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия ранее. Это понятие тождественно понятию, данному ст. 3 ФЗ «О гражданстве российской Федерации». В соответствии со ст. 7 Конвенции ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

     В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ «О гражданстве российской Федерации» ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Гражданство родителей, таким образом, автоматически распространяется на родившегося ребенка и является его гражданством по рождению. Для детей, один из родителей которых является российским гражданином, действуют следующие правила ФЗ «О гражданстве российской Федерации»:

     1) если второй родитель - лицо без  гражданства, то ребенок является  российским гражданином независимо  от места рождения;

     2) если второй родитель - гражданин  иностранного государства, вопрос  о гражданстве ребенка независимо  от места его рождения определяется  письменным соглашением родителей;  при отсутствии такого соглашения  ребенок приобретает российское  гражданство, если он родился на территории России, иначе он стал бы лицом без гражданства.

     Если  у ребенка, родившегося на территории РФ, родители имеют гражданство иных государств, законодательство которых  не предоставляет ему гражданство  родителей, то он становится гражданином России. Также российское гражданство приобретает ребенок, родившийся на территории РФ, если его родители являются лицами без гражданства.

     Если  у ребенка, находящегося на территории РФ, родители неизвестны, то ребенок  становится гражданином России. Кроме того, российское гражданство приобретают дети граждан иностранных государств, в том числе бывших республик, входивших в состав СССР, если дети родились на территории РФ и законодательство государств, гражданами которых являются их родители, не предоставляет детям гражданства этих государств.

Информация о работе Гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством