Гражданское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:37, курс лекций

Краткое описание

Зарождение науки гражданского права относится к периоду Древнего Рима. В Казахстане, России и др. странах СНГ данная наука получила толчок к развитию в конце XIX -начале XX века. В советский период гражданское право получило дальнейшее развитие в трудах таких вели¬ких цивилистов, как М.М. Агарков, С.Н. Братусь, С.П. Грибанов, О.С. Иоффе, И.Б. Новицкий, В.А. Рясенцев и многих других. На сегодняшний день гражданско-правовые изыскания получили свое выражение в трудах таких казахстанских ученых-цивилистов, как Сулейменов М.К., (Басин Ю.Г.), Климкин И.С. и др.

Файлы: 1 файл

ГП.Общая часть.doc

— 940.00 Кб (Скачать)

5. запрещается использование  в фирменных наименованиях, знаках 

обслуживания, товарных знаках юридических лиц, не являющихся государственными органами, указаний на официальные названия государственных органов Республики Казахстан;          

6. иные установленные  законодательством требования.          

 Местом нахождения  юридического лица признается  место нахождения его постоянно действующего органа. Место нахождения указывается в учредительных документах с записью полного почтового адреса. В отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие своего фактического адреса адресу, внесенному в единый государственный регистр юридических лиц. При этом третьи лица вправе направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесенному в государственный регистр, так и по фактическому адресу.           

 К средствам идентификации  товаров, работ и услуг юридического лица относятся: товарный знак, производственная марка, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.          

 Закон РК «О товарных  знаках, знаках обслуживания и  наименованиях мест происхождения  товаров» от 26 июля 1999 года.           

 Товарными знаком (знаком обслуживания) признается  зарегистрированное либо охраняемое  без регистрации в силу международного  договора, словесное, изобразительное,  объемное или другое обозначение,  служащее для отличия товаров  или услуг одного лица от товаров и услуг другого лица.           

 Производственная  марка – словесное описание  качеств, характеристик, наименования, вида товара, помещаемое обычно  на обратной стороне товара  либо на ее упаковке.          

 Наименование места происхождения товара – признается название страны, населенного пункта, местности или другого графического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.

6. Филиалы и  представительства юридического  лица.          

 Юридическое лицо вправе  создавать вне места своего  нахождения представительства и филиалы (ст. 43 ГК РК).           

 Представительство - это находящееся  вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.          

 Филиал кроме представительских  осуществляет также все иные функции юридического лица или их часть.          

 Все филиалы и представительства  должны быть указаны в учредительных документах юридического лица. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами (а следовательно, и субъектами гражданского права). Их руководители осуществляют свои полномочия на основании доверенности. Филиалы и представительства действуют на основании положений, принятых учредившим их юридическим лицом, а переданное им имущество является имуществом этого юридического лица.

 

7. Возникновение  юридического лица.           

 В основе возникновения юридического  лица лежит волеизъявление других  субъектов гражданского права  – физических и юридических  лиц, обладающих гражданско-правовой  правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов «обособить» общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения. Вместе с тем наличие такого волеизъявления необходимо, но недостаточно для возникновения юридического лица. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что для возникновения юридического лица необходимы:          

  1. Наличность того субстрата, который должен составить его содержание, т.е.

группы лиц или имущества;          

2. Соответствие законным условиям, потому что иначе невозможно

существование «искусственного лица». Выполнение этих 2х условий предполагает, что создание юридического лица состоит  из 2х стадий: подготовительной, на которой  разрабатывается локальная нормативная  модель юридического лица, воплощаемая в учредительных документах – уставе и (или) учредительном договоре, и стадии государственной регистрации. Следовательно, с формально-юридической точки зрения, создание юридического лица – это прежде всего определенный порядок, закрепленный существующим законодательством. Данный порядок зависит от ряда условий, например от того, создается юридическое лицо путем учреждения нового субъекта гражданского права или путем реорганизации уже существующего юридического лица, от того, какова будет его организационно-правовая форма. 

 

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и  государственную регистрацию. В  теории и правоприменительной практике выделяют 4 основных порядка создания юридических лиц.          

 Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны 3и основные стадии:          

1. Издание имущественного (распорядительного) акта собственником или

компетентным органом;          

2. Организационная работа (подбор  кадров, выделение средств и т.д…);           

3. Утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией 

государственной монополии в сфере  создания юридических лиц и придание в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение.          

 Разрешительный порядок характеризуется  тем, что инициатива создания  исходит от будущих участников (учредителей) физического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.           

 Для такого способа характерны:           

1. Инициативный акт учредителей;           

2. Издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или  юридического лица, давшего разрешение  на создание данного юридического  лица;          

3. Организационная работа.          

 В разрешительном порядке  создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.          

 Явочно-нормативный порядок  не требует ни распоряжения, ни  специального разрешения. Такое  разрешение в общей форме содержится  в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка.           

 Компетентный государственный  орган лишь проверяет соблюдение  установленного порядка образования  и соответствия характера и  целей создаваемого юридического  лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны:          

1. Инициативный акт учредителей;           

2. Организационная работа;          

3. Контрольная работа компетентного  органа.          

 Этот порядок наиболее распространен  как во всем мире, так и у  нас в стране.

Если при разрешительном способе  разрешение представляет собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном  это нормативный акт общего характера. Основное разрешение на создание юридического лица дается здесь заранее и в общем виде. Далее контроль за созданием юридического лица осуществляется при регистрации данного лица в органах юстиции. В связи с тем, что при нормативно-явочном способе основной контроль за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, некоторые авторы называют этот способ регистрационным. Следует согласится с теми юристами, которые считают такое определение неточным, ведь, действительно, государственная регистрация является заключительным этапом в создании любого юридического лица, независимо от того, каким из перечисленных способов оно создаётся.           

 Помимо перечисленных способов  создания юридических лиц иногда  называют ещё одну разновидность  добровольного способа – договорно-правовой порядок, при котором юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организующими её гражданами. Для которого свойственны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных, юридических лиц. (Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова)). В таком порядке образуются хозяйственные товарищества, ассоциации, концерны. Фактически же заключение учредительного договора означает только одно – юридическое лицо образуется в добровольном порядке. Но для создания ассоциаций и концернов, как отмечалось выше, требуется предварительное разрешение Государственного антимонопольного комитета РФ, т.е. налицо признаки разрешительного порядка. Если же такого разрешения не требуется, то в любом случае необходима регистрация, в процессе которой проверяется законность создания юридического лица. Это признаки нормативно-явочного порядка. Поэтому нецелесообразно придавать договорно-правовому порядку самостоятельное значение: в действительности он имеет черты или разрешительного, или нормативно-явочного способа. Можно также сказать, что юридические лица создаются:           

1. По воле собственника или  уполномоченного им органа (например,

государственные предприятия);          

2. По воле их будущих членов (например, хозяйственные товарищества  и 

акционерные общества);          

3. По воле учредителей, создающих  имущественную базу юридического  лица, но не являющихся его  участниками (например, общественные фонды).          

 Во всех случаях государство  контролирует создание юридических  лиц, что реализуется в форме  государственной регистрации. В  ней же реализуется признание  за юридическим лицом и предоставление  ему государством правосубъектности.  Гражданский кодекс вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц.           

 Для неё характерны:           

- обязательность;           

- определение единого субъекта, осуществляющего государственную 

регистрацию (органы юстиции);           

- наличие единого государственного  реестра юридических лиц, открытого  для 

всеобщего ознакомления;       

     - контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законопорядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону;          

- исчерпывающий перечень оснований  для отказа в регистрации; возможность 

защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путём обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонении от такой регистрации (ст. 42 ГК РК).    

        До введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации, недостаточно современный (в частности, существуют несколько видов государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и являющихся держателями Единого государственного реестра).          

 Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 42 ГК РК). Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в 15дневный срок, в порядке, определяемом законом о регистрации. Пока такового нет, можно лишь предположить, о каких органах идёт речь, ими могут стать территориальные органы или управления юстиции, нотариальные конторы, суды.          

 Отказ в регистрации возможен лишь в 2-х случаях:          

1. В случае нарушения установленного  законом порядка образования 

юридического лица;          

2. В случае несоответствия учредительных  документов закону.          

 Отказ по мотивам нецелесообразности  не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.          

 В отношении  порядка регистрации необходимо  руководствоваться Указом Президента  РК, имеющим силу Закона «О  государственной регистрации юридических  лиц» от 17 апреля 1995 г.          

 Данные государственной  регистрации (в том числе для  коммерческих организаций фирменное  наименование) включаются в единый  государственный реестр юридических  лиц (ст. 42 ГК РК). В тоже время  обращаем внимание на то, что  исходя из ГК реестр должен быть единым для всех и открытым для всеобщего ознакомления.          

 П. 6 ст. 42 ГК РК перечисляет  случаи перерегистрации юридического  лица. Все вышеперечисленные действия  основаны на учредительных документах  юридического лица, которые определяют статус юридического лица в гражданском обороте и регулируют отношения как внутри юридического лица, так и внешне.          

Информация о работе Гражданское право