Гражданская прапосубъективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Международные связи Российской Федерации не прекращают расширяться, в связи с чем все более актуальной становится урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие гражданской правосубъектности 4
2. Правовые режимы для иностранных граждан 8
2.1. Национальный режим 8
2.2. Специальный режим 9
2. 3. Режим наибольшего благоприятствования 10
3. Правоспособность иностранных граждан 13
4. Дееспособность иностранных граждан 22
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая ГП.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они  в РФ или нет, действует принцип  национального режима.

2.2. Специальный режим

Очевидно, что  помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам. 

Если подробнее  остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога. Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.

Помимо этого, с целью максимального использования  потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено  создание свободных экономических  зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.

2. 3. Режим наибольшего благоприятствования

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается  и так называемый режим наибольшего  благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее  время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным  гражданам независимо от того, имеют  ли наши граждане аналогичные права  в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.

Границы применения национального режима

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.  Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в политических партиях. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических  прав существуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые другие).

Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических  проблем и необходимости привлечения  в экономику страны иностранных  инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму, но не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Правоспособность иностранных граждан

Что касается правоспособности, то она является важным юридическим  свойством любого индивидуального  субъекта конституционного права. Стало  быть, конституционно-правовая правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является.

По мнению многих авторов, наиболее разработанной и  целесообразной с теоретической  и практической точек зрения является классификация основных прав и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всем многообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят в конечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольно широко используется этот критерий и в международно-правовых документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах1; Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.2).

Таким образом, все зафиксированные в Конституции  права и свободы можно подразделить на такие группы: осуществляемые в сфере личной жизни и индивидуальной свободы человека; осуществляемые в публично-правовой (или публично-политической) сфере; осуществляемые в сфере социально-экономической жизни; необходимые для защиты других прав и свобод личности.

Безусловно, это  деление сделано для удобства рассмотрения прав и свобод личности, оно не обозначает их искусственного разрыва, поскольку права и свободы осуществляются в тесном переплетении. Рассмотрим несколько подробнее отдельные названные группы, кроме последней, которая в большей мере относится к сфере судебной и иной юридической защиты прав и достаточно традиционна (презумпция невиновности, право на юридическую помощь, невозможность обратной силы закона и др.).

К области личной жизни и индивидуальной свободы  любого человека на территории России, включая иностранных граждан, прежде всего, относится право на жизнь. Это право понимается согласно Конституции (статья 20) в плане гарантии физического существования личности.

Что касается обеспечения  человеку достойного обращения с  ним, оно тоже нашло отражение в конституционных нормах через категорию «достоинства личности». Конституция в статье 21 провозглашает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»1.

В России каждому  человеку гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность. Особенность регулирования этого вопроса состоит в том, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается согласно Конституции (статья 22) только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Гражданину  на территории России независимо от гражданства  гарантируется неприкосновенность жилища. Согласно статье 25 Конституции  никто не вправе проникать в жилище против воли поживающих в нем лиц  иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Согласно статье 23 Конституции каждый имеет право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24 Конституции).

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относятся к религиозной сфере. Конституция в статье 28 провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними». В России действует закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».1

Все иностранцы, пребывающие в России, без каких-либо препятствий могут проводить свои религиозные культы как в храмовых помещениях соответствующих конфессий, так и в квартирах, номерах гостиниц и других местах проживания.

Иностранец  может в такой же мере, как и  гражданин России, в средствах  массовой информации и при общении с другими лицами убеждать в достоинствах той или иной конфессии, к которой он принадлежит, или просто информировать о ней.

В публично-правовой сфере многие права и свободы  также предоставляются гражданам  по принципу национального режима, то есть независимо от принадлежности к российскому гражданству. Однако, конечно же, в одних случаях вседоступность права не представляет сомнения по категориям обладателей им, в других может возникать вопрос если не о самой возможности, то об объеме осуществляемого права.

В рассматриваемой  сфере Конституция РФ гласит, что, прежде всего, «каждому гарантируется  свобода мысли и слова» (статья 29). Если понимать это как право  высказывать человеком то, что  он думает, значит, объем данного  права одинаков для граждан России и иностранцев. Но если иметь в виду форму выражения мысли и слова, то вряд ли у них одинаковые возможности. Во-первых, далеко не всем гражданам хочется знать, что думает, что говорит о порядках, обстановке, нравах данной страны иностранец. В конце концов, он может это сделать, но в газетах, по телевидению у себя дома. Во-вторых, немаловажное значение имеет внешнее выражение высказываний.

В России на конституционном  уровне гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура (статья 29). У нас действует Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года.1 Он разрешает иностранным гражданам, постоянно проживающим в России, быть учредителями (соучредителями) СМИ в нашей стране (статья 7). Правда, есть разные трактовки данного положения Закона. Например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ считает, что иностранцы права на учреждение СМИ в России не имеют. Так что можно ожидать уточнения данного Закона.

В России свободно продаются газеты и журналы зарубежных стран. Закон «О СМИ» (статья 54) предусматривает, что для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания необходимо получать разрешение министра печати и информации РФ, если порядок распространения не установлен международным договором РФ. Официально также разрешается создавать в России филиалы или совместные предприятия (с иностранными предпринимателями), занимающиеся издательской или полиграфической деятельностью.

В России каждому  дано право на объединения, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Конечно, право  на объединение осуществляют, прежде всего, российские граждане. Однако и  иностранцы могут им пользоваться в  нескольких направлениях.

Информация о работе Гражданская прапосубъективность