Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:50, курсовая работа
Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ.
Введение 3
1. Общая характеристика юридического лица 5
1.1. Понятие юридического лица 5
1.2. Виды юридических лиц в РФ 6
2. Характеристика государственного унитарного предприятия 10
2.1. Признаки государственного унитарного предприятия 10
2.2. Особенности государственных унитарных предприятий 11
3. Правовое положение государственного унитарного предприятия 18
3.1. Порядок учреждения 18
3.2. Управление государственным унитарным предприятием 20
Заключение. 29
Список используемой литературы. 31
Согласно статье 22 Закона об унитарных предприятиях сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Ответственность государственного унитарного предприятия.
Согласно статье 7 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации).
Российская Федерация, субъект Российской Федерации не несут ответственность по обязательствам государственного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Подобные случаи возможны при исполнении унитарным предприятием указаний собственника имущества предприятия, обязательных для исполнения17.
Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона об унитарных предприятиях Российская Федерация, субъекты Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества, независимо от оснований возникновения ответственности.
В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:
Государственное унитарное предприятие – коммерческая организация, которая имеет специальную правосубъектность. Это означает, что данные предприятия вправе заниматься деятельностью прямо оговоренные в уставе.
Данные предприятия создаются с целью:
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Особенностью является то, что собственником выступает Российская Федерация. Государственные унитарные предприятия бывают 2-х видов:
Созданные на праве хозяйственного ведения – в данном случае права собственника ограничены,
Созданные на праве оперативного управления – права собственника не ограничены.
Основной спецификой, на мой взгляд, является особенность распоряжения имуществом. Во-первых, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Во-вторых: все сделки должны быть согласованы с собственником предприятия. На практике это вызывает множество сложностей работы с данным видом юридических лиц, поскольку процедура согласования сделок проходит очень медленно, что затрудняет хозяйственную деятельность в быстро меняющихся рыночных отношениях.
1 ст. 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации
2 ст. 51 Гражданского Кодекса Российской Федерации
3 Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2011
4 Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: "РГ Пресс", 2010.
5 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
6 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации
7 Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2014.
8 Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2014.
9 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 года по делу №А39-2310/2003-124/16.
10 Постановление ФАС Центрального округа от 13 мая 2004 года по делу №А35-1894/03-С4
11 пункт 2 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях
12 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2005 года №Ф04-1105/2005(9137-А81-39).
13 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2005 года по делу №Ф04-1801/2005(9927-А46-23
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»
15 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7870/2004(6037-А45-18)
16 Постановление ФАС Поволжского округа от 12 мая 2005 года по делу №А72-9071/04-24/481
17 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 марта 2004 года по делу №Ф08-845/2004
Информация о работе Государственное унитарное предприятие как юридическое лицо