Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 23:03, курсовая работа
Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, в частности правовому государству. Задача происходящих преобразований в экономической и политических системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство являлось органом, который будет выражать, и защищать интересы хозяйствующего субъекта.
Задачи моей курсовой работы:
1) Раскрыть саму сущность предпринимательской деятельности
2) Определить роль государства в контроле над осуществлением предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования
3)Определить основные функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………………………………...….5
1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….……..……….5
1.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….…..8
.
ГЛАВА II СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..9
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………...….9
2.2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………..……12
2.2.1 СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………….…………..12
2.2.2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ……………………………………………………….17
2.3 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….18
ГЛАВА III ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….23
3.1 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………..….23
3.2 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Ключевое значение в деятельности предпринимателей имеют их права в сфере налоговых отношений:
-знакомиться с актами произведённых у них проверок;
-знакомиться в налоговых инспекциях со всеми актами налогового законодательства, которые применяются в отношении предпринимателей;
-представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок;
-обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
-требовать от налоговых органов официальных разъяснений по уплате налогов и по актам проведённых проверок.
Комплекс основных обязанностей предпринимателей закреплён в ст.7 Закона о предпринимательстве. Общая обязанность предпринимателя состоит в выполнении всех обязательств, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов). Исходя из того, кто выступает второй стороной правоотношения все обязанности предпринимателей могут быть условно разделены на четыре группы:
1)обязанности перед государством (получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством; представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования). П. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 18 «О некоторых вопросах социальной защиты граждан»[30]устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать обязательные страховые взносы в размерах и порядке, предусмотренных законодательством, но не менее суммы названных взносов, исчисленной в размере 36 процентов от величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
2)обязанности
перед наемными работниками (
3)обязанности перед контрагентами, состоящие в выполнении обязательств, вытекающих из заключенных договоров;
4)обязанности перед потребителями, состоящие в соблюдении прав и законных интересов потребителей.
Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Нарушение в таких случаях наносит вред не только заинтересованному лицу или лицам, но и всему обществу в целом, так как нарушение в одном звене ведет к закономерной дисфункции всего экономического механизма. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность.
Правовое установление юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности представляет собой реакцию государства на правонарушение в сфере предпринимательских отношений, способ правового регулирования этих отношений посредством возложения на правонарушителя определенных обременений.
В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда и т.д.).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о предпринимательстве имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:
-нарушения действующего законодательства;
-Невыполнения действующих договоров;
-нарушения прав собственника и других субъектов;
-загрязнения окружающей среды;
-обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;
-сообщение или распространения о конкурентах ложных сведений;
-выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;
-использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;
-Заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.
Возможно, что с учетом конкретизации мер ответственности в отдельных сферах деятельности данный перечень следует рассматривать как примерный.
Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Основаниями для применения мер административной ответственности являются:
-нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст.144);
-нарушение установленного порядка проведения валютных операций (ст.1511);
-нарушение установленного порядка формирования цен (ст. 1441);
-нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта и отчётности, уничтожение документов или их сокрытие (ст. 1513);
-создание условий, препятствующих проведению проверок и ревизий (ст. 1515);
-сокрытие, занижение прибыли, доходов (ст. 1541) и другие административные правонарушения.
Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом.
Уголовное наказание может быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в частности:
-воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.232);
-лжепредпринимательство (ст.234);
-ложное банкротство (ст.238)
-срыв возмещения убытков кредитору (ст.241) и другие.
ГЛАВА III ПРАВОВОЕ
3.1 Прекращение деятельности
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательская деятельность прекращается по инициативе предпринимателя, собственника имущества, или по решению суда.
Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации содержится в статье 57 ГК и пункте 42.1 Положения о регистрации. К ним относятся:
истечение срока, на который была создана организация;
достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;
признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.
В последнем случае решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации принимается на основании вступившего в законную силу решения суда.
Если решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение принимает хозяйственный суд в соответствии с подпунктом 41.2. Положения о регистрации.
Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для добровольной ликвидации коммерческой организации является решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения остаются за рамками законодательного регулирования.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 марта 1999 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ГК и подпунктом 41.2 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом, кроме выше названного, по следующим основаниям:
осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность (банкротство) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;
наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;
уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
Однако, в соответствии с подпунктом 41.3 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято регистрирующим органом. Основаниями для такого решения являются:
нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;
неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта.
Если эти основания будут выявлены органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета, Государственного комитета финансовых расследований и иными уполномоченными органами, они в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями подают соответствующее заявление в хозяйственный суд. На основании такого представления хозяйственный суд принимает решение о ликвидации коммерческой организации.
После принятия решения о ликвидации начинается ликвидационный процесс, который проходит также в несколько стадий.
Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а организация прекратившей свою правосубъектность с момента внесения записи об этом в Едином государственном регистре.
3.2 Прекращение
деятельности индивидуальных предпринимателей
В соответствии со ст. 12 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества либо по решению суда. Основаниями для этого могут являться:
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в РБ