Государственное регулирование предпринимательства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, в частности правовому государству. Задача происходящих преобразований в экономической и политических системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство являлось органом, который будет выражать, и защищать интересы хозяйствующего субъекта.
Задачи моей курсовой работы:
1) Раскрыть саму сущность предпринимательской деятельности
2) Определить роль государства в контроле над осуществлением предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования
3)Определить основные функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………………………………...….5
1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….……..……….5
1.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….…..8
.
ГЛАВА II СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..9
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………...….9
2.2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………..……12
2.2.1 СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………….…………..12
2.2.2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ……………………………………………………….17
2.3 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….18

ГЛАВА III ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….23
3.1 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………..….23
3.2 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ………………………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 82.46 Кб (Скачать)

Выбор регистрирующего органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятельность, страхование), происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны).

Наибольший удельный объем работы по государственной регистрации приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

В соответствии с п. 23 вышеуказанного положения для государственной регистрации коммерческих организаций, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, учредители представляют в регистрирующий орган:

-заявление, оформленное в установленном порядке;

-анкету установленного образца на каждого учредителя - физическое лицо;

-копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

-учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

-документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд25). Проведение экспертизы регулируется специальным положением, в соответствии с требованиями которого в обязательном порядке экспертизе подлежит достоверность оценки стоимости любого имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица.;

-документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации;

-нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;

-гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения;

-платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Согласно п. 22 Положения о регистрации прием документов для государственной регистрации коммерческой организации осуществляется в присутствии собственников имущества этой организации, ее учредителей или участников, а в случаях, когда количество учредителей (участников) такой организации более пяти, они вправе уполномочить одного из собственников имущества, учредителя (участника) на представление своих интересов в регистрирующем органе.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемой организации.

После изучения предоставленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации коммерческой организации, либо об отказе в ней с указанием причин отказа. Согласно п.40 таковыми являются:

коммерческая организация расположена в жилом помещении без соответствующего разрешения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;

не соблюдены сроки формирования уставного фонда;

собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

в ходе государственной регистрации коммерческой организации установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника;

на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации: имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность; является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации субъектов хозяйствования регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[26] (сноска) и выдачи свидетельства о государственной регистрации, форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 года № 550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Сведения о государственной регистрации в установленном порядке вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный регистр представляет собой общегосударственную систему учёта и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном регистре, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую, служебную и коммерческую тайну.

 

2.2.2 Государственная  регистрация индивидуальных предпринимателей

 

Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей детально урегулирована вышеуказанным Положением о регистрации, утвержденным Декретом Президента от 16 марта 1999 г. № 11.

Статус индивидуального предпринимателя возникает после государственной регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Физическое лицо, решившее заняться предпринимательской деятельностью представляет в регистрирующий орган следующие документы:

-заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, если такое указание предусмотрено актами законодательства;

-анкета установленного образца;

-документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка государственной службы занятости, если такие документы имеются);

-фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

-расчетно – кассовый документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также осуществляется в течении месяца со дня подачи всех необходимых документов в регистрирующий орган. За это время регистрирующий орган рассматривает представленные документы по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о физическом лице, регистрирующемся в качестве индивидуального предпринимателя, когда эти сведения необходимы ему для решения о государственной регистрации последнего.

После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений о физическом лице, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

Если решение принято в пользу физического лица, регистрирующий орган регистрирующий орган выдает гражданину свидетельство о государственной регистрации, форма которого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 года № 550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»[27], и в течение пятнадцати дней сообщает о произведенной государственной регистрации в налоговые органы и органы государственной статистики.Отказ в государственной регистрации может последовать лишь при запрете на занятие данным видом деятельности или при непредставлении всех требуемых для регистрации документов. Об этом физическое лицо письменно уведомляют в пятидневный срок.

После получения свидетельства о государственной регистрации индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться в Налоговой инспекции, Фонде социальной защите населения по месту жительства и в местном Фонде занятости.  

2.3 Права, обязанности  и ответственность субъектов  предпринимательской деятельности

 

При изучении правового положения субъектов предпринимательской деятельности институт прав и обязанностей занимает особое место, т.к. посредством предоставления мер возможного и установление мер должностного поведения обеспечивается регулирование их деятельности.

Основные права предпринимателей закреплены в Конституции Республики Беларусь: право на обеспечение хозяйственной и иной деятельности, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и т.д. Указанные права имеют общеустанавливающий характер и конкретизируются в соответствующих нормативных правовых актах.

Основное место в общем объеме прав и обязанностей предпринимателей занимают гражданские права и обязанности, которые в соответствии со статьей 7 ГК возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;

-из актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены законодательством в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

-из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

-в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не запрещённым законодательством;

-в результате произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

-вследствие причинения вреда другому лицу;

-вследствие неосновательного обогащения;

-вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

-вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Основной комплекс прав субъектов предпринимательской деятельности закреплен в статье 6 Закона о предпринимательстве:

-заниматься любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством Республики Беларусь;

-осуществлять предпринимательскую деятельность в различных организационно – правовых формах;

-привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, организаций, предприятий, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

-участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании в деятельности других хозяйствующих субъектов;

-самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и другие виды и формы планирования, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

-самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);

-устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

-открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетов, кредитных и кассовых операций. Данное право в отношении индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 года № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь»[28] трансформируются в обязанность в случае, если размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) превышает 1000 базовых величин в месяц. В соответствии с пунктом 4 «Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь»[29], утвержденными Постановлением Национального банка от 28 сентября 2000 года № 24.12 предприниматель может открыть один текущий счет в белорусских рублях и один текущий счет в иностранной валюте. (сноска).

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в РБ