Государственное регулирование предпринимательства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, в частности правовому государству. Задача происходящих преобразований в экономической и политических системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство являлось органом, который будет выражать, и защищать интересы хозяйствующего субъекта.
Задачи моей курсовой работы:
1) Раскрыть саму сущность предпринимательской деятельности
2) Определить роль государства в контроле над осуществлением предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования
3)Определить основные функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………………………………...….5
1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….……..……….5
1.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….…..8
.
ГЛАВА II СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..9
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………...….9
2.2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………..……12
2.2.1 СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………….…………..12
2.2.2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ……………………………………………………….17
2.3 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….18

ГЛАВА III ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….23
3.1 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………..….23
3.2 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ………………………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 82.46 Кб (Скачать)

Правовое регулирование предпринимательства осуществляется также декретами Президента Республики Беларусь. К основным из них относятся: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №1110 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». В названном Декрете определены минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций, установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации как коммерческой организации, так и индивидуального предпринимателя, закреплены полномочия государственных органов в области регистрации и ликвидации субъектов коммерческой деятельности. Также законодательством предусмотрен комплекс нормативно - правовых актов, определяющий порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. К ним относятся: Закон «Об акцизах»[16], в данном правовом акте указаны плательщики данного налога, продукция (товары), которые облагаются акцизами, ставки налога и т.д.; Закон «О налогах на доходы и прибыль»[17] в котором указываются объекты налогообложения, ставки налога, порядок и сроки уплаты данного налога, и т.д., Закон «О налоге на добавленную стоимость». Предпринимательская деятельность также регулируется Законом «О налоге на недвижимость»[18], и законом «О подоходном налоге с физических лиц»[19].

Приведённый выше перечень нормативных актов является примерным. Также предпринимательская деятельность регулируется нормативными правовыми актами республиканских и местных органов управления.

ГЛАВА II СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Общие положения  о субъектах предпринимательской  деятельности

 

Для того, чтобы стать предпринимателем, свободно и на законных основаниях заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли или личного дохода, необходимо приобрести статус предпринимателя. Следовательно, предприниматель – это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещённую законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо, которое наделено в установленном порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в установленном законом порядке. Регистрация – это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающий такую деятельность.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

По общему правилу, под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь пользуются на ее территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, прежде всего, должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и обязанности.

Гражданская правоспособность не является естественным свойством гражданина. Ею наделяет родившегося человека государство, принявшее закон. Она – общественно-юридическое явление и не что иное, как юридическая возможность.

Содержание правоспособности гражданина определено статьей 17 ГК. В соответствии со статьей гражданин может иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Но физические лица обладают не только гражданской правоспособностью, но и гражданской дееспособностью.

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.20 ГК). Но законом предусмотрено исключение из правила.

Несовершеннолетний, которому уже исполнилось шестнадцать лет и который работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 26 ГК), а также гражданин, вступивший в брак, не достигнув совершеннолетия, обретают полную дееспособность с момента принятия решения об эмансипации или со времени регистрации брака – т.е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам указанных лиц. Таким образом, предпринимательскую деятельность может осуществлять достигший восемнадцати лет, эмансипированный либо вступивший в брак гражданин, не ограниченный судом в дееспособности, а также гражданин в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Этот режим распространяется и на осуществление ими предпринимательской деятельности в нашей стране. Так, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»[22 ]иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

Основными субъектами предпринимательской деятельности выступают юридические лица, являющиеся коммерческими организациями действующие в различных организационно – правовых формах. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с предметом и целями своей деятельности, указанными в их учредительных документах.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо – это организация, т.е. объединение лиц, которое имеет организационное единство, обособленное имущество, вправе и должен самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом, а также выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Юридические лица в зависимости от цели их деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 46 ГК).

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских хозяйств).

К некоммерческим относятся организации, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных и других целей, направленных на достижение общественных благ, а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных ГК и другими законодательными актами.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Как и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность юридического лица – это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Она возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК). Пределы правоспособности юридического лица определены пунктом 1 статьи 45 ГК.

Гражданская дееспособность (способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности) юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Она осуществляется его органами, действующими в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению).

 

2.2 Порядок регистрации  субъектов предпринимательской  деятельности

 

2.2.1 Способы и  порядок создания коммерческих  организаций

Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования организаций.

Распорядительный – характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий. Учитывая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государственного органа) является основанием для учреждения унитарного предприятия и не отменяет его последующую регистрацию, данный способ можно назвать учредительно–распорядительным.

Разрешительный - предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга производится с согласия антимонопольного органа.

Явочно-нормативный - не требует согласия каких-либо третьих лиц, в т. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдение порядка образования, после чего следует регистрация коммерческой организации.

Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

инициатива образования;

подготовка учредительных документов;

согласование наименования создаваемой коммерческой организации с регистрирующим органом;

формирование уставного (складочного) капитала;

государственная регистрация.

Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.

В юридической литературе в качестве целей государственной регистрации называю следующие:

-осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определёнными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

-проведение налогообложения;

-получение государственных сведений статистического учёта для осуществления мер регулирования экономики;

-предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

-Процедура государственной регистрации детально урегулирована Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждённым Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

-В соответствии с п.13 вышеуказанного Положения регистрирующими органами в Республике Беларусь являются: Национальный банк, Министерство финансов (прим. в п. 13 Положения о регистрации речь идёт о Комитете по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, однако в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2001 г. № 1448 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 № 516[23] указанный орган государственного управления ликвидирован, а его функции в соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1585[24 ]«Вопросы Министерства финансов» возложены на Министерство финансов), администрации свободных экономических зон, областные (Минский городской) исполнительные комитеты.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в РБ