Государственное регулирование экономических связей во Внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение 3
Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей 5
Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности 9
Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 45.11 Кб (Скачать)

- содействие повышению  производительности труда и качества  национальной продукции путем  приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных  комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий  в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа  российских предпринимателей на  мировые рынки посредством оказания  государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных  внешнеэкономических интересов,  защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание  благоприятного международного  режима во взаимоотношениях с  различными государствами и международными  организациями.

Государственное регулирование  ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в  соответствии со следующими основными  принципами: единство внешнеэкономической  политики и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы  государственного регулирования и  контроля за его реализацией; перенос  центра тяжести регулирования ВЭД  с административных на экономические  методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации  и ее субъектов в области управления ВЭД; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД.

В компетенции  федеральных органов должно и  впредь оставаться решение таких  важнейших вопросов, как: определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом; разработка соответствующих федеральных программ; защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности; разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД; подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением; организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом; определение и реализация валютной политики страны; формирование и использование золотовалютных резервов РФ; контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.); разработка платежного баланса РФ и т.д.

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики  правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству; контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы; предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ; заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции; иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы  находятся в совместном ведении  Федерации и ее субъектов. В их числе: координация действий участников ВЭД; выполнение договоров РФ с зарубежными странами; разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД; регулирование приграничной торговли; информационное обеспечение ВЭД.

 

Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие  внешнеэкономической деятельности

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических  связей уделяют: правительственные  органы, государственный аппарат, негосударственные  отечественные и международные  организации.

Энергичному и быстрому воздействию  на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством  Президент РФ выполняет следующие  функции: общее руководство государственной  внешнеэкономической политикой (в  частности, подписывает законы и  издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих  международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных  камней, металлов, расщепляющих материалов.

Высшими органами, осуществляющими  государственное регулирование  ВЭД, являются Совет Федерации и  Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы  внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической  деятельностью осуществляет Правительство  на основе принятия нормативных актов  управления по вопросам ВЭД, координации  деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами  вносит в правительство предложения  об изменении ставок импортных и  экспортных таможенных пошлин. Оно  регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении  ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральным специальным  государственным органом регулирования  ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены  такие регулирующие функции:

  1. выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
  2. разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
  3. осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  4. сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  5. подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
  6. координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  7. осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании  ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские  соглашения, представляет интересы государства  в отношениях с национальными  или центральными банками других государств, международными банками  и другими финансово-кредитными учреждениями.

К основным функциям Центробанка  относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы  обращения в стране иностранной  валюты и ценных бумаг, издание нормативных  актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет  РФ по науке и технологиям призван  контролировать и координировать международное  научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании  законодательной базы международных  научно-технических связей.

Из негосударственных  организаций наибольшее воздействие  на развитие и осуществление ВЭД  оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

  1. оказание помощи предпринимателям и предприятиям;
  2. организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;
  3. содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;
  4. оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;
  5. содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;
  6. принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;
  7. содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
  8. предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

ТПП РФ активно содействует  развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные  мероприятия по обучению и повышению  квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные, при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает  и выносит решения по спорам, возникающим  при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между  фирмами, организациями разных стран.

Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих  из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные  расчеты, кредитование, операции с ценными  бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также  предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать  предприятия, способные выпускать  экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк реконструкции  и развития финансирует и кредитует  инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры  экономики, в том числе путем  стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных  экономических связей созданы разнообразные  ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в  том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной  стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой — информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно  подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции:

  1. контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;
  2. участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
  3. формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;
  4. защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;
  5. ведение таможенной статистики;
  6. участие в валютном и экспортном контроле;
  7. участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном  уровне, на уровне предприятий и, что  особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в  странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья  и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД  необходимо учитывать внешнеэкономическую  политику различных государств, под  влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная  монополия на внешнюю торговлю, тем  не менее, высшие государственные законодательные  органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую  политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано  большое число международных  организаций, осуществляющих регулирование  разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран.

При этом важно учесть, что  большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы  и регламенты, выработанные этими  международными организациями с  целью развития международного экономического сотрудничества.

Информация о работе Государственное регулирование экономических связей во Внешнеэкономической деятельности