Государственное регулирование института семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Брак является одной из форм существования семьи – основной ячейки общественного организма. Ее характеристика как “социальной общности” формировалась на протяжении длительного времени в ходе исторического развития общества. Именно появление семьи рассматривается в качестве основного элемента формирования государства. Трансформации в области семейных отношений являются прямым отражением перемен, происходящих в обществе в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1. Государственное регулирование института семьи и брака
1.1 Понятие института семьи и брака
1.2 Правовое регулирование отношений семьи и брака
1.3 Брачное правоотношение как особый вид семейных отношений
1.4 Личные и имущественные права и обязанности супругов
1.5 Права и обязанности родителей и детей
1.6 Защита семейных прав
2. Государственное регулирование института семьи и брака в России
2.1 Статистика браков и разводов в РФ
2.2 Государственные программы поддержки института семьи и брака
2.3 Пути возрождения и укрепления семьи
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Понятие института семьи и брака.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

 

Разводы

Годы

Тысяч

На 1000 человек населения

1950

49,4

0,5

1960

184,4

1,5

1970

396,6

3

1980

580,7

4,2

1990

559,9

3,8

1995

665,9

4,5

2000

627,7

4,3

2001

763,5

5,3

2002

853,6

5,9

2003

798,8

5,5

2004

635,8

4,4

2005

604,9

4,2

2006

640,8

4,5

2007

685,9

4,8

2008

703,4

5

2009

699,4

4,9

 

1.2. Государственные программы поддержки института семьи и брака

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимость учета интересов семьи, а также принятия специальных мер ее социальной поддержки.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

      установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

      обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

      гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

      создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

      обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

      оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

      формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

      обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

      обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

      профилактика социального сиротства;

      предупреждение насилия в семье;

      проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения

семьи.

Рассмотрим некоторые программы государственной поддержки института семьи и брака в России

1. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей — одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:

      обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;

      улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;

      создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

      повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;

      обеспечение работникам, имеющим трех и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;    

            усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

• повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

 

2. Ипотека молодым - условия и требования, предъявляемые семьям для участия в программе кредитования

Государственная программа поддержки молодых семей и социально незащищенных категорий граждан была разработана для того, чтобы каждая семья получила реальную возможность приобретения собственного жилья. Воспользоваться программой ипотека молодым семьям может далеко не каждая супружеская пара. Государство предоставляет субсидию 30-% (а при наличии ребенка - 35 %) от стоимости покупаемого жилья и при этом ставит определенные условия: возраст супругов не более 35 лет, у супругов и их ближайших родственников нет собственного жилья, семья должна получать доход, который позволит совершать регулярные выплаты по кредиту. Если собственное жилье имеется в наличии, но общая площадь на каждого члена семьи меньше 12 кв.м., то можно воспользоваться программой (ипотека семья), если эта семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий.

Для того чтобы договор ипотеки по государственной программе был оформлен, молодая семья проверяется на предмет соответствия всем выдвигаемым требованиям. Но после подачи документов и подтверждения статуса семьи как нуждающейся в государственной поддержке, может пройти немало времени - больше года. Субсидия выдается в безналичной форме, ее можно использовать не только на покупку квартиры, но и на постройку дома.

Во многих городах РФ действуют социальные программы по ипотеке, при этом в каждом регионе могут быть свои условия кредитования, которые можно сравнить, применив ипотечный калькулятор. В Москве, например, действуют льготы при покупке жилья, которое строится по городскому заказу - квартиры покупаются по себестоимости (в 2 раза дешевле рыночной стоимости). Другой вариант - получение безвозмездной субсидии (фиксированная сумма), к которой можно добавить сумму ипотечного кредита и собственные накопления. В данном случае квартира покупается по рыночной стоимости.

Нельзя не отметить, что финансовый кризис ударил по ипотечным программам в первую очередь, и многие перспективные проекты были приостановлены.

За 4 года действия подпрограммы (2006 - 2009 годы) улучшили жилищные условия 130 тысяч молодых семей. За эти же годы почти все субъекты Российской Федерации подключились к реализации программы по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий. С 2011 года стартовал второй этап программы, рассчитанный до 2015 года. По прогнозам Министерства регионального развития, за этот период смогут улучшить жилищные условия 172 тысячи молодых семей.

2.3.. Пути возрождения и укреплении семьи.

Нужно отметить, что в стране до сих пор нет семейной политики в строгом смысле слова. Постоянно  подчеркиваемая  в официальных документах необходимость большей  заботы  о  семье,  о  женщине-матери упирается в обещания государственной  помощи  малообеспеченным  слоям населения, в число которых попадают теперь все многодетные семьи,  множество семей с одним родителем, семей с инвалидами, молодых  семей  с  престарелыми иждивенцами и др., а также в вопросах охраны материнства до и  после  родов, для женщин, занятых  в  государственном  секторе.  Самостоятельная  семейная

политика может  стать  составной  частью  социальной  политики  лишь  в  том случае, если будет признана сама проблема кризиса  семьи,  причем  на  самом высоком уровне —  государственном

              На   мой   взгляд,   нужна   особая социальная  политика, направленная   на  укрепление семьи  с   несколькими детьми, которая способна нейтрализовать кризисный  характер  брачно-семейных процессов  (давно   беспокоящий   нашу   общественность),   выражающийся   в нестабильности  браков,   высокой   разводимости   и   росте   добровольного безбрачия, отчужденности членов семьи и асоциальных  формах  внутрисемейного общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в  детских  домах и интернатах, распространенности соматических и невротических расстройств  у

детей в малодетных семьях, росте правонарушений детей и подростков и т.д.

Трансформация экономических и политических  основ при  своем возможном  успешном  развитии  создаст  лишь  базу  благополучия  семьи,  но автоматически не укрепит,  не  восстановит  институт  семьи  в  общественной жизни. Только  специальная  семейная  политика,  поощряющая  семейный  строй жизни и  устраняющая  последствия  сложившегося  при  сталинизме  подавления ценностей семейных отношений ценностями идеологическими и  государственными, способна  обеспечить  бесперебойное   осуществление   двух   фундаментальных семейных функций — рождения и  воспитания  необходимого  числа  детей. 

 

 

Заключение

Подводя итог проделанной работы, можно сделать выводы:

Правовой комплекс регулирования брачных взаимоотношений состоит из нескольких основополагающих документов. Прежде всего:

-Конституция Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

-Международный пакт от 16.12.66 “О гражданских и политических правах”.

- Международный пакт от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" .

-Семейный кодекс Российской Федерации, принятый 29 декабря 1995 года и подвергнутый редакции от 15.11.97 № 140-ФЗ, от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 №32-ФЗ.

-Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 Семейного Кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

-семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон.

-применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Каждая семья, будучи своеобразной ячейкой общества, микро социальной общностью, в своей совокупности образует несущую конструкцию любого этноса, народа, нации исключительно важных выполняемых ею социальных функций. Никакая другая общественная структура не способна и не предназначена для их выполнения. Наряду с функциональной значимостью для общества семья является уникальной общностью, в наибольшей степени приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются его потребности.

Посредством определения норм правового института брака, государство оказывает регулирующее воздействие на социальный институт семьи. На основании исследования сформулированных в теории семейного права понятий брака сделан вывод о целесообразности законодательного закрепления такого понятия брака, в котором было бы четко определено, что это союз мужчины и женщины, целью которого является образование семьи. На основании исследования сформулированных в теории семейного права понятий брака сделан вывод о целесообразности законодательного закрепления такого понятия брака, в котором было бы чётко определено ,что союз мужчины и женщины, целью которого является образование семьи. Это позволит ,по мнению автора, во-первых, избежать правовых проблем в случае возникновения однополых союзов, а при смене пола одним из супругов во время существования брака позволит прекратить брак по данному основанию, во-вторых, придаст правовую определённость ст. 27СК, предусматривающей признание недействительным фиктивного брака.2.

Информация о работе Государственное регулирование института семьи и брака