Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:33, курсовая работа
Институт собственности, оказывая непосредственное влияние на формирование новой российской государственности начала XXI в., служит фундаментом для формирования рыночных отношений и является одним из приоритетных направлений реализации экономической и социальной функции государства. Право собственности как основа функционирования любого правового государства всегда подчиняется социальным целям и задачам. В противном случае государство может потерять свой публичный статус и превратиться в рядового частного собственника.Проблемы функционирования института собственности всегда актуальны: в этом институте в концентрированном виде отражаются многие сущностные характеристики конкретной эпохи и конкретного общества.
Введение................................................................................................................3
1.Общая характеристика института собственности..........................................5
2.Основания возникновения права государственной собственности...............7
3. Понятие государственной собственности РФ................................................17
3.1 Развитие государственной формы собственности в современных экономических условиях....................................................................................19
3.2 Виды государственной собственности.........................................................22
3.3 Особенности государственной собственности.............................................28
4. Правовые основы государственной собственности......................................34
Заключение.........................................................................................................38
Список использованных источников и литературы..........................................40
Нормы, относящиеся к праву собственности можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности - Конституции РФ, ГК, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Это дало основания утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование.
1. Конституция Российской Федерации.
Одним из основных источников правового регулирования вопросов государственной собственности является Конституция Российской Федерации.
Конституция закрепляет только наиболее общие положения о праве собственности, что, с одной стороны, является положительным фактором, т.к. именно такое закрепление рассчитано на более длительное действие основного закона государства, с другой стороны - некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми, что ведет к неточности в толковании норм.
Итак, в Конституции РФ закреплено в первую очередь многообразие форм собственности: «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»14.
При этом из всех форм собственности подробно регулируются отношения частной собственности. Данное обстоятельство, а также то, что с частной собственности начинается перечень форм собственности в Конституции РФ, дает некоторые основания полагать, что в государстве существует определенный приоритет частной собственности над другими формами
2. Гражданский Кодекс РФ. В Гражданском Кодексе РФ в ст. 212 закреплены те же формы собственности, что в Конституции РФ, этим, однако он, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Из содержания ст. 212-215 ГК может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность - на федеральную, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.
Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются и иные формы собственности. Эта оговорка открывает путь к тому, чтобы классификация форм собственности в зависимости от стоящих перед законодателем целей и задач проводилась и в несколько иной плоскости. Так, в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» существующий в РФ жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный и общественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений15.
3. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ). В данном законе устанавливается перечень имущества, которое может находится в собственности субъекта Российской Федерации.
4. Немаловажное значение имеет и Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. ФЗ от 7 мая 2009 г.) Данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом16.
Указанный закон предоставляет возможность участия в процессе приватизации частным лицам, гражданам, не имеющим большого начального капитала, представителям малого и среднего бизнеса.
Предусматривается возможность одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе их имущественных комплексов. В связи с наличием в российском законодательстве большого количества устаревших, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, законом предусматриваются развернутые переходные положения.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 Г. № 447 о совершенствовании учета федерального имущества (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 № 352). Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъекта РФ). Порядок учета государственного имущества определен многочисленными нормативными актами, в том числе вышеназванным Постановлением, а также Распоряжением Мингосимущества РФ от 21 декабря 1998 г. «Об утверждении Правил ведения документации по учету федерального имущества» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев, вопросы, касающиеся государственной собственности РФ можно сделать следующие выводы:
1. Собственность является одним из наиболее важных правовых институтов государства, и уровень развития данного института характеризует, в конечном счете, уровень развития всего общества. Право собственности занимает центральное место в гражданском праве и является основой устойчивого экономического развития страны.
2. Понятие собственности полностью не раскрыто ни в экономической, ни в юридической литературе, что приводит к возникновению сложностей в выборе правовых средств и способов правового обеспечения ее содержания.
3. Государственная собственность - это одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.
4. Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.
5. Государственная собственность подразделяется на: федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации; и собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. При этом законодательно закреплен перечень имущества, находящегося как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов федерации.
6. Государственной собственности, как одой из форм собственности. присущи свои особенности. Это, например, осуществление полномочий собственника путем издания соответствующих нормативных актов; особые способы приобретения права собственности, характерные только для государства, особое основание прекращения права собственности - приватизация и ряд других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 137.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г.
3. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005.
4. Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. ФЗ от 7 мая 2009 г.) Российская газета от 26 января 2002 г. № 16.
5. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»// Ведомости РФ. 1999 № 28. Ст. 3485.
6. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Часть 2 / Под ред. Е.Ю. Валяв. М.: Спарк, 2006. - 815 с.
Учебная и научная литература:
7. Гражданское право: Учебник. Т.1 / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2007. - 625 с.
8. Гражданское право: Учебник / Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гончало. М.: НОРМА, ИНФРА - М, 2006. - 519 с.
9. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 755с.
10. Гусев А.Н. Гражданское право: Учебник: Т.1. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 454 с.
11. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая/ Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Изд-во «Проспект», 2008. - 425 с.
12. Гатин А.М. Гражданское право. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2009. - 450с.
13.Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов / под ред. В.П. Камышанского. - М.: Эксмо, 2008. - 702 с.
14. Гражданское право: Учебник Под ред. Э.И. Цыбуленко. - М.: Юристъ, 2004. - 385 с.
15. Винницкий А.В. Публичная собственность в Российской Федерации // Юрист, 2007, № 5.
16. Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации// Журнал российского права, № 2, 2008.
17. Царикаева Ж.М. Конституционно - правовой режим права собственности в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: МГУ, 2009. - 32с.
Размещено на Allbest.ru
1 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 344.
2 Царикаева Ж.М. Конституционно - правовой режим права собственности в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: МГУ, 2007. С. 21.
3 Царикаева Ж.М. Конституционно - правовой режим права собственности в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: МГУ, 2007. С. 26.
4 ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 137.
5 Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации// Журнал российского права, № 2, 2007. С. 21.
6 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г.
7 п.1. ст. 26.11 Федерального Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005.
8 Винницкий А.В. Публичная собственность в Российской Федерации // Юрист, 2006, № 5. С. 22.
9 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г.
10 Гусев А.Н. Гражданское право: Учебник: Т.1. - М.: ИНФРА - М, 2003. С. 218.
11 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г.
12 п.1 ст. 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г.
13 п. 3 ст. 56 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г.
14 п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 137.
15 Ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»// Ведомости РФ. 1999 № 28. Ст. 3485.
16 ст. 3 Федерального Закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ( в ред. ФЗ от 7 мая 2009 г.)// Российская газета от 26 января 2002 г. № 16.