Государственная собственность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Институт собственности, оказывая непосредственное влияние на формирование новой российской государственности начала XXI в., служит фундаментом для формирования рыночных отношений и является одним из приоритетных направлений реализации экономической и социальной функции государства. Право собственности как основа функционирования любого правового государства всегда подчиняется социальным целям и задачам. В противном случае государство может потерять свой публичный статус и превратиться в рядового частного собственника.Проблемы функционирования института собственности всегда актуальны: в этом институте в концентрированном виде отражаются многие сущностные характеристики конкретной эпохи и конкретного общества.

Оглавление

Введение................................................................................................................3
1.Общая характеристика института собственности..........................................5
2.Основания возникновения права государственной собственности...............7
3. Понятие государственной собственности РФ................................................17
3.1 Развитие государственной формы собственности в современных экономических условиях....................................................................................19
3.2 Виды государственной собственности.........................................................22
3.3 Особенности государственной собственности.............................................28
4. Правовые основы государственной собственности......................................34
Заключение.........................................................................................................38
Список использованных источников и литературы..........................................40

Файлы: 1 файл

гос собственность РФ.rtf

— 395.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Курсовая работа

            на тему «Государственная собственность в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Содержание

 

Введение................................................................................................................3

Общая характеристика института собственности..........................................5

Основания возникновения права государственной собственности...............7

3. Понятие государственной собственности РФ................................................17

3.1 Развитие государственной формы собственности в современных экономических условиях....................................................................................19

3.2 Виды государственной собственности.........................................................22

3.3 Особенности государственной собственности.............................................28

4. Правовые основы государственной собственности......................................34

Заключение.........................................................................................................38

Список использованных источников и литературы..........................................40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Институт собственности, оказывая непосредственное влияние на формирование новой российской государственности начала XXI в., служит фундаментом для формирования рыночных отношений и является одним из приоритетных направлений реализации экономической и социальной функции государства. Право собственности как основа функционирования любого правового государства всегда подчиняется социальным целям и задачам. В противном случае государство может потерять свой публичный статус и превратиться в рядового частного собственника.

Проблемы функционирования института собственности всегда актуальны: в этом институте в концентрированном виде отражаются многие сущностные характеристики конкретной эпохи и конкретного общества.

Актуальность исследования института собственности в новых, рыночных условиях хозяйствования обусловлена, прежде всего, тем, что собственность является важнейшим элементом хозяйственной жизни общества, от стабильности и эффективности данного института в конечном итоге зависит успешное развитие общества.

В новых условиях завершившегося перехода к рыночной экономике, когда все процессы, происходящие в обществе, стали более динамичными, институт собственности претерпевает значительные изменения. Возникает целый ряд проблем касающихся данного института, и связаны они, прежде всего с кардинальными изменениями, происходящими в российской экономике.

Изменения, происходящие с институтом права собственности, коснулись и государственной собственности. Государственная собственность стала рассматриваться в единстве федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. В настоящее время государственная собственность рассматривается законодателем как единый имущественный комплекс федеративного государства в целом, как материальная основа российского государства, что должно, по замыслу авторов новой интерпретации, отвечать государственной целостности Российской Федерации и подкреплять единство системы государственной власти.

По степени изученности данная тема относится к довольно тщательно изученной. Вопросами государственной собственности занимались такие ученые правоведы и экономисты как С.С. Алексеев, М.И. Брагинский, А.В Винницкий, И.Б. Новицкий, А.С. Пиголкин, Ж.М Царикаева, И.С Петров и др.

Целью данной курсовой работы является изучение такой формы собственности как государственная.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- дать понятие как собственности в целом, так и государственной собственности;

- изучить особенности государственной собственности;

- рассмотреть основы правового регулирования государственной собственности;

- рассмотреть виды государственной собственности: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ

 

Собственность - одна из опор общества, и отношение к ней во многом определяет ход общественных процессов. Поэтому вполне объясним и особый научный интерес к проблеме собственности.

Прежде чем изучить понятие государственной собственности нужно рассмотреть подробнее, что представляет собой непосредственно институт собственности.

В самом первом приближении собственность можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Собственность покоится на различении «моего» и «твоего». Любой тип и любая форма собственности, как бы высок в том или ином конкретном случае ни был уровень обобществления могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то - как к чужим. Без этого вообще нет собственности.

Из элементарного определения собственности, которое дано, следует, что собственность - это отношение человека к вещи. К этому, однако, содержание собственности не сводится. Поскольку собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи, относились к ней как к чужой, собственность означает отношение между людьми по поводу вещей. На одном полюсе этого отношения выступает собственник, который относится к вещи как к своей, на другом - не собственники, т.е. все третьи лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой. Это значит, что третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь, а, следовательно, и на волю собственника, которая воплощена в этой вещи1.

Собственность - это общественное отношение, которому присущи материальный субстрат и волевое содержание. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею.

Право собственности является одним из центральных правовых институтов, в связи, с чем оно нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации. Однако, несмотря на особую значимость, российское законодательство не определяет понятие «собственность». Понятие «собственность» дают в своих научных трудах некоторые авторы.

Собственность представляет собой систему отношений между людьми (их объединениями), иными субъектами права по поводу конкретного имущества (нематериальных благ), над которым собственник вправе осуществлять всю полноту своей власти, состоящей в законодательно закрепленных правомочиях собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, при этом собственник несет бремя содержания и риск случайной гибели имущества, одновременно собственник вправе исключить всех третьих лиц из той сферы хозяйственного господства, на которую простирается его власть2.

 

 

2. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества.

Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества.

В свою очередь, каждый из названных способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным способам возникновения права собственности.

Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. Она проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации.

В период становления Советской власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества из частной собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 235, 306 ГК), что соответствует идее правового государства.

Отступление от этого правила может быть предусмотрено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 306 ГК определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Сам закон о национализации не может быть оспорен в суде в порядке гражданского судопроизводства. Однако споры о возмещении убытков, причиненных в результате национализации, разрешаются судом.

Иностранные инвестиции могут быть национализированы, а также подвергнуты конфискации и реквизиции в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. При осуществлении национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая служит гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц.

Реквизиция (ст. 242 ГК) является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества. Надо полагать, что требование о возврате сохранившегося имущества подлежит удовлетворению только в том случае, когда стоимость имущества не была возмещена собственнику. В противном случае бывший собственник может требовать предоставления ему права выкупить у государства имущество, перешедшее ему в результате реквизиции.

Порядок возврата конфискованного имущества определяется Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.; Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926, ст. 135 УПК и другими нормативными актами.

К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся:

выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);

выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК);

приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК).

Указанные случаи принудительного прекращения права собственности предполагают переход имущества не только в государственную (муниципальную), но и частную собственность посредством продажи с публичных торгов. Однако требование о принудительном выкупе указанных выше объектов может быть заявлено только государством.

Продажа с публичных торгов рассматривается как реализация предоставленного государству права распорядиться принудительно изъятым имуществом. Учитывая данные обстоятельства, принудительный выкуп указанных объектов следует отнести к специальным основаниям возникновения права собственности, присущим только государству.

Приобретение государством права собственности на имущество, находящееся на земельном участке, который изымается для государственных или муниципальных нужд ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает соблюдение определенной процедуры изъятия земельного участка.

Принудительный выкуп государством у собственника бесхозяйственно содержимых им культурных ценностей допускается правилами ст. 240 ГК. Этими правилами предусмотрен выкуп не любых культурных ценностей, а лишь тех из них, которые в соответствии с законом отнесены к особо ценным и охраняемым государством и подлежат включению в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Информация о работе Государственная собственность РФ