Государственная собственность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Институт собственности, оказывая непосредственное влияние на формирование новой российской государственности начала XXI в., служит фундаментом для формирования рыночных отношений и является одним из приоритетных направлений реализации экономической и социальной функции государства. Право собственности как основа функционирования любого правового государства всегда подчиняется социальным целям и задачам. В противном случае государство может потерять свой публичный статус и превратиться в рядового частного собственника.Проблемы функционирования института собственности всегда актуальны: в этом институте в концентрированном виде отражаются многие сущностные характеристики конкретной эпохи и конкретного общества.

Оглавление

Введение................................................................................................................3
1.Общая характеристика института собственности..........................................5
2.Основания возникновения права государственной собственности...............7
3. Понятие государственной собственности РФ................................................17
3.1 Развитие государственной формы собственности в современных экономических условиях....................................................................................19
3.2 Виды государственной собственности.........................................................22
3.3 Особенности государственной собственности.............................................28
4. Правовые основы государственной собственности......................................34
Заключение.........................................................................................................38
Список использованных источников и литературы..........................................40

Файлы: 1 файл

гос собственность РФ.rtf

— 395.49 Кб (Скачать)

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению.

Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

 

3.1 Развитие государственной формы собственности в современных экономических условиях

 

В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок. В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств.

В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 % основных производственных фондов страны. Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции.

Процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц, по замыслам проводников политики приватизации должен был привести к воссоединение средств производства с работниками производства, а собственность должна была обрести свое подлинное содержание, основанное на строгом различении «моего» и «твоего».

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества5.

В начале 1992 г., несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году - до 112,6 тыс. А за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности.

Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение пятнадцати лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом. На сегодняшний день она выглядит примерно так: 77 % - частная собственность, 13 % - прочие формы собственности (общественных объединений, например), 6% - муниципальная, 4% - государственная.

Но, несмотря на то, что в собственности государства осталось весьма незначительное количество объектов, государственная собственность все же, сохраняет свою значимость. Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов.

Говоря о государственной собственности, нельзя не коснуться и самого важного вопроса - вопроса земельной собственности.

Проведение земельной реформы и качественное обновление земельного законодательства относится к числу наиболее актуальных и дискуссионных проблем в нашем обществе. В последние годы появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, увеличивается количество частных земельных собственников. В настоящее время создан новый класс земельных собственников, каковыми стали 45 миллионов человек, в их собственности находится 130 миллионов га земли. Только на начало 2002 года было совершено более 5,2 миллионов сделок с земельными участками, из которых 10% являются сделки, связанные с реализацией правомочий частных собственников земельных участков и земельных долей.

Земельные отношения в обществе особенно в российском, где с ними непосредственно связана неоднократная смена общественно-политического строя, всегда были сложными. Приватизация и разгосударствление важнейших средств производства являются стержнем экономических реформ в Российской Федерации, а появление различных форм собственности и прав на землю привело к возникновению хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Спонтанное, не достаточно аргументированное с научных позиций реформирование земельных отношений привело к упадку сельского хозяйства и углублению аграрного кризиса, вымиранию села как духовной основы России, проблемам в сфере строительства жилья.

Кроме того, хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что отношения частной собственности на землю получают в стране все большее распространение, однако общая площадь земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, превышает общую площадь земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц.

 

3.2 Виды государственной собственности

 

В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов определены в гражданском, а в известной мере и в конституционном законодательстве.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации6.

Таким образом, государственная собственность подразделяется на:

- федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации;

- и собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Конституция РФ в ст. 71 определяет, что в ведении Российской Федерации находятся:

- федеральная государственная собственность и управление ею.

В Приложении № 1 к Постановлению ВС от 27.12. 91 № 3020 - 1 ( в ред. от 24.12.1993 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определен круг объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации. Все эти объекты сгруппированы следующим образом:

- Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

- Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

1. Государственная казна Российской Федерации.

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

3. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

4. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений и др.

- Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества.

2.Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления.

- Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие

1. Предприятия добывающей промышленности,

2. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации и др.

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.

Федеральным Законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями) определен круг имущества, которое может находится в собственности субъекта РФ, а именно:

В собственности субъекта Российской Федерации может находиться:

- имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - это полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации; полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения и др.:

- имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами - это, например, полномочия по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; полномочия по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации;

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

Информация о работе Государственная собственность РФ