Договор розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы «Договор розничной купли-продажи». Эта тема выбрана не случайно, так как этот договор является самым распространенным в повседневной жизни и довольно часто используется среди других разновидностей договора купли-продажи.
Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара, достаточном для удовлетворения повседневных нужд. Это также является и отличием от оптовой продажи товаров, подразумевающую продажу товара крупными партиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о договоре купли-продажи, розничной купли-продажи…………………………………………………………………………4
1.1.Понятие и особенности договора купли-продажи………………………..4
1.2.Договор розничной купли-продажи как разновидность договора купли-продажи…………………………………………………………………………..6
Глава 2.Правовая сторона договора розничной купли-продажи……………12
2.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи……….…..12
2.2.Элементы договора розничной купли-продажи…………………………..16
Глава 3.Права и обязанности, ответственность сторон по договору розничной купли-продажи………………………………………………….……………….18
3.1. Права и обязанности сторон по договору………..………………………18
3.2. Ответственность сторон по договору розничной купли-продажи…….26
Заключение……………………………………………………………………..28
Литература………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая по гражд праву.docx

— 67.45 Кб (Скачать)

Обязанности продавца: передать покупателю товар в определенном месте, вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару; в определенном количестве и ассортименте; в соответствующей комплектности и в комплекте; установленного качества; свободным от прав третьих лиц, в таре и упаковке.

В соответствии с общими правилами  продавец обязан передать товар прямо  после его оплаты, в торговом зале или торговом учреждении. Следовательно, товар доставляется в то место, которое  указано покупателем. В случае отсутствия такового, в место проживания или  место нахождения юридического лица, являющегося покупателем. Срок, как  правило, устанавливается договором, или Правилами продажи товаров. Иначе он будет определяться как  разумный срок, началом которого считается  момент получения соответствующего требования покупателя. Когда предусмотрено  условие доставки товара, этот момент определяется датой вручения товара покупателю. Одновременно с этим, существует такой вид розничной торговли как торговля товарами прямо на дому у покупателя.

Дополнительно к товару обязательно должны быть переданы все принадлежащие и относящиеся к нему документы19.

В ст.10 Федерального Закона «О защите прав потребителей» определено содержание таких документов, а для отдельных групп товаров точный перечень документов указан в Правилах продажи товаров. Например, на любые электробытовые или радиотовары должны выдаваться - паспорт, гарантийный талон, инструкция по эксплуатации на русском языке, товарный чек с обозначением названия магазина, даты покупки, наименование самого товара, его артикула, сорта, цены, его кассовый чек.

Условие об ассортименте в сфере  розничной торговли скорее характеризует  сам предмет деятельности торгового  предприятия, чем сам товар. Ассортимент  определяется как группировка товаров  по определенным признакам внутри одного рода. Такой процесс довольно важен  при продаже большого количества однородных товаров, что дает возможность  говорить уже не о розничной, а об оптовой (мелкооптовой) продаже20.

В эту обязанность включается передача продавцом покупателю соответствующей  комплектности, или же комплекта  товаров предусмотренного для всех видов купли-продажи. К сожалению, так же как и условие о количестве это условие, о комплектности (комплекте) товаров также не регулируется законами21.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального Закона «О защите прав потребителей», если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Закон «О защите прав потребителей» к понятию «стандарт» относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Государство сохранило за собой  функции контроля за качеством продукции и услуг. Соблюдение требований, предъявляемых законодательством товарам и услугам, - на совести продавцов и производителей.

Само условие в договоре розничной  купли-продажи о качестве товаром  представляется предметом розничной  купли-продажи. Стороны торговли имеет  право на увеличение объема определенных требовании к качеству товара.

В случае если продавец передал товар  ненадлежащего качества, наступают  определенные последствия, которые  четко регламентируются ГК РФ, Законом  «О защите прав потребителей», о отдельными Правилами продажи товаров.

Одной из самых важных обязанностей продавца является предоставление покупателю необходимой и достоверной информации о товаре ст. 495 ГК РФ. Эта обязанность  возникает еще до наступления  момента заключения соответствующего договора. Она проявляется из публичного характера розничной купли-продажи. Право покупателя на получение сведений возникает в момент, когда он выразил свое намерение приобрести тот или иной товар.

Достоверность и полнота необходима для того, что бы покупатель смог сделать правильный выбор товара.

Второй информационным аспектом служит предоставление покупателю необходимой  и достоверной - информации о товаре, который предложен на продажу. В  ст.10 Закона «О защите прав потребителей»  данное общее положение определено более четко и детально. Относительно розничной купли-продажи информация должна включать в себя: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом; место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам; информацию о правилах продажи товаров.

В случае приобретения покупателем  товара бывшего в употреблении или  же при устранении ранее недостатков, покупатель должен быть доведен до сведения об этих процессах.

В процессе реализации товаров, которые  подлежат обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товара.

Одновременно с наложенными  на него обязанностями, продавец обладает рядом прав.

Продавец вправе: установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен; отказаться от исполнения договора в случае: неявки покупателя (или не совершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок; неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, если в самом договоре розничной купли-продажи указана предварительная оплата товара; если покупатель отказался принять и оплатит товар, в нарушение договора купли-продажи; если покупатель не внес в установленный договором срок очередной платеж за купленный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором; отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара; потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять; потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар; потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок.

Неисполнение продавцом указанной  обязанности понимается как необоснованное уклонение его от заключения договора розничной купли-продажи и дает покупателю возможность потребовать  возместить убытки. Если же товар был  все таки приобретен, и у покупателя по прежнему отсутствует информации о товаре, то покупатель в пределах разумного срока может расторгнуть данный договор, потребовав возмещение убытков.

Покупатель обладает в основном двумя обязанностями - оплатить и  принять товар.

Момент возникновения обязанности  оплатить товар проявляется только в таких договорах розничной  купли-продажи, где момент заключения и исполнения не совпадают.

Например, договор, в содержании которого есть условие о предварительной  оплате покупки; договор продажи  в рассрочку или кредит.

Особенностями в договоре розничной  купли-продажи в кредит служит то, что с покупателя снимется обязанность  уплаты процентов за просрочку возврата кредита (т.е. оплаты товара) в порядке  ст.395 ГК РФ, одновременно с этим, он обладает правом досрочно оплатить взятый в кредит товар. Так же по договору купли-продажи в кредит предусматривается такая возможность за продавцом, как сохранение права собственности на товар до его полной оплаты. Следовательно, покупатель обладает правом владеть и пользоваться вещью в качестве ее нанимателя. Подобный договор «Наума-продажи» для нашего законодательства является новым и закреплен в ст.501 ГК РФ.

За покупателем также предусматривается  такое право, как право обмена купленного товара на аналогичный товар  другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Такое правило имеет особенность  распространяться лишь на обмен некоторых  непродовольственных товаров и  существует, в соответствии с общими правилами, в течение 14 дней после  покупки. Если более длительный срок не объявлен продавцом, покупатель может  обменять купленный товар на аналогичный  товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки, или комплектации в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, произведя  при этом в случае разницы в  цене необходимый перерасчет с продавцом.

Право покупателя на обмен или возврат  приобретенных товаров не может  быть реализовано лишь в отношении  некоторых видов товаров, к числу таких товаров относится, в частности: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары;швейные и трикотажные изделия бельевые швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия;изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования;изделия из драгоценных материалов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценными камнями; автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства механизации сельскохозяйственных работ;животные и растения; непериодические издания и многое другое.

Законодателем предусмотрена возможность  покупателю не принимать переданный ему товар, в случае грубого нарушения  продавцом требовании к его качеству, а также при других обстоятельствах, когда он наделен правом отказаться от исполнения договора.

Совокупность прав покупателя указана в ряде нормативно-правовых актов.

Правила продажи отдельных видов  товаров содержат нормы, конкретизирующие общие положения о договоре купли-продажи  в части порядка исчисления сроков, проставляемых покупателю для обнаружения  недостатков в приобретенном  товаре. В частности, в соответствии с п.30 Правил покупатель вправе предъявлять  требования в отношении недостатков  товара, если указанные недостатки обнаружены в течении гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара, в течении которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товара пригоден к использованию.

Если товар нуждается в сборке или специальной установки (подключении). Если день сборки или установки (подключения) установить невозможно, этот срок исчисляется  со дня заключения договора.

Для сезонных товаров (одежда, меховые  товары, обувь и другие) гарантийный  срок исчисляется с момента начала соответствующего сезона, срок наступления  которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российский Федерации исходя из климатических  условии места нахождения покупателей.

В случаях, когда гарантийный срок установлен менее шести месяцев  и недостатки товара обнаружены покупателем  по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев со дня  передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, имеющимся до этого момента.

При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной  лентой покупателю должно быть предложено, проверить содержимое упаковки путем  их снятия. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Ответственность сторон  по договору розничной купли-продажи

 

Главными чертами ответственности  по договору розничной купли-продажи  можно считать:

1) нарушение имущественных прав  потребителя в договоре розничной  купли-продажи, после которого  покупатель имеет право требовать  возмещения морального вреда;

2) ответственность, следующая за нарушение прав потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителя» может возникнуть как у продавца, так и у изготовителя товара;

Информация о работе Договор розничной купли-продажи