Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа
Предметом данной работы является совокупность норм, регламентирующих положения о подряде.
Объект работы – гражданские правоотношения, возникающие при заключении и исполнении договора подряда.
Цена работы и вознаграждение подрядчика - понятия неравнозначные, так как цена включает и компенсацию издержек подрядчика. Работа может выполняться в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, которая приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком.
Цена договора подряда может быть твердой на весь период выполнения работ или приблизительной. Твердая цена может устанавливаться в виде твердой денежной суммы или способа определения цены.
Под способом определения цены понимается определение цены по договору, согласно экономико-математической формуле пересчета цены с течением времени, а также путем привязки цены в национальной валюте к курсу твердых валют или иным коэффициентам. Однако обычно в качестве такого коэффициента используется устанавливаемый Национальным банком Республики Беларусь курс твердой валюты к курсу национальной валюты. [5, с. 127]
По общему правилу подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик - ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов. Исключением является существенное возрастание после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. Тогда подрядчик вправе требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить его требование - расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Увеличение сметной стоимости работ согласно пункту 2
статьи 699 ГК возможно на основе согласованной сторонами
дополнительной сметы.
В ходе выполнения ремонтных работ подрядчик применил
дорогостоящие материалы, не предусмотренные сметой, согласованной
сторонами при заключении договора, в связи с чем фактическая
стоимость работ превысила сметную. Поскольку заказчик оплатил
выполненные работы в размере, предусмотренном сметой, подрядчик
обратился в хозяйственный суд с иском о взыскании с заказчика
разницы между фактической стоимостью выполненных работ и уплаченной
суммой.
Согласно договору строительного подряда согласованная
сторонами сметная стоимость ремонтных работ могла быть изменена лишь
при условии внесения соответствующих изменений в проектную
документацию. Руководствуясь статьей 291 ГК, согласно которой
одностороннее изменение условий обязательства не допускается, если
иное не вытекает из законодательства или договора, и пунктом 2
статьи 699 ГК, суд отказал в удовлетворении иска.[4]
При установлении приблизительной цены в договоре стороны приходят к соглашению о возможности ее пересмотра в сторону уменьшения или увеличения после окончания работ или на каком-либо промежуточном этапе их выполнения. При приблизительной цене заранее может не оговариваться способ или же коэффициент определен в каждом конкретном случае в моменты исполнения работ согласно договору.[9, с. 621]
Существенное превышение цены, определенной приблизительно, возможно при наличии двух условий:
• возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается цена работы;
• подрядчик своевременно предупредил об этом заказчика.
Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.[18, с. 579]
Учитывая, что предметом договора подряда всегда выступают либо индивидуально-определенные вещи, либо конкретный овеществленный результат в отношении индивидуально-определенных вещей, важнейшей его характеристикой является качество.[13, с. 167]
Прежде всего, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. При отсутствии или неполноте таких условий качество определяется требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода. О качестве работы судят по ее результату. Но так как свойства результата работы со временем не остаются неизменными, законодатель установил следующее правило. Если иное не предусмотрено законодательством или договором, результат выполненной работы должен:
• в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и
• в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, - для обычного использования результата работы такого рода.[10, с. 307]
Если качество гарантировано подрядчиком, то результат работы должен соответствовать требованиям договора или обычно предъявляемым требованиям в течение всего гарантийного срока [2, ст. 675]
Порядок и условия приемки работ по договору подряда определяются соглашением сторон, если для данного вида договора не установлены обязательные правила приемки. Обязательные правила приемки указаны в стандартах и действующем законодательстве.
Приемка работ по договору подряда на капитальный ремонт зданий производится согласно Техническим рекомендациям на производство и приемку общестроительных работ при капитальном ремонте жилых и общественных зданий.
Важным является вопрос о немедленном заявлении заказчиком письменных претензий подрядчику (либо указания на это в акте приемки работ) о наличии явных недостатков работы. Если он этого не сделает, то лишается права требовать впоследствии их устранения и иных требований, если в договоре не предусмотрено иное.[9, с. 623]
Гарантийным является календарный срок (в месяцах, годах) или наработка (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых подрядчик гарантирует и обеспечивает выполнение предусмотренных нормативно-технической документацией требований к качеству работы и ее результату.
Претензионным называется установленный законом срок, в течение которого управомоченное лицо вправе, а в определенных случаях обязано предъявить претензию к нарушителю обязательства. Сроком исковой давности является установленный законом срок, в течение которого управомоченное лицо вправе требовать принудительной защиты своего права в суде.
Гражданский кодекс устанавливает правила применения гарантийных сроков. Претензионные сроки здесь совпадают с гарантийными. Гарантийные сроки по договорам подряда устанавливаются законодательством о защите прав потребителей, актами законодательства, стандартами, техническими условиями или непосредственно в договорах.
Помимо гарантийных сроков новое гражданское законодательство применяет понятия «разумный срок» и «срок службы», которые используются для целей определения периода, в котором заказчик вправе предъявить к подрядчику требования о безвозмездном устранении недостатков работы. Так, разумным сроком предъявления претензий подрядчику является два года с момента приемки работы. Этот срок заменяет собой гарантийный срок, а также выполняет функции претензионного срока. По объектам договора подряда в капитальном строительстве этот срок равен пяти годам. Однако гарантийный срок может быть установлен договором и менее указанных двух (пяти) лет. В этом случае понятие гарантийного и разумного (двухлетнего и пятилетнего) срока не совпадают.[18, с. 483]
По недостаткам работы, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья заказчика и других лиц по договору бытового подряда, срок представления претензий подрядчику равен десяти годам (срок службы) с момента приемки работы независимо от истечения гарантийных сроков. [3, ст. 692]
Гарантийные сроки по договорам подряда на капитальное строительство, ремонт и аналогичные работы, для которых составлена проектно-сметная документация, устанавливаются договором, но не могут быть менее двух лет по объектам жилищного строительства и не менее одного года по другим договорам, где заказчиками являются граждане. По требованию жилищно-эксплуатационных организаций и иных заказчиков строительные и ремонтно-строительные организации обязаны за свой счет устранять допущенные по их вине недоделки и дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации в построенных или капитально отремонтированных ими объектах.
Если претензии не были заявлены в пределах гарантийных сроков, то это можно сделать в пределах разумных сроков и исковой давности. Сроки исковой давности установлены для всех видов работ, но различаются по продолжительности.
Срок исковой давности по поводу отступлений подрядчика от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатков в работе может быть предъявлен в течение одного года со дня обнаружения недостатков работы.
Иск по поводу таких недостатков в здании, строении или сооружении может быть предъявлен в течение трех лет с момента обнаружения недостатков работы.
Если недостатки обнаружены и заявление по этому поводу сделано в пределах гарантийных сроков, течение исковой давности начинается со дня заявления о недостатках. В этом случае вина подрядчика в недостатках предполагается. Если недостатки работы обнаружены за пределами гарантийных сроков, но в пределах более длительных разумных сроков и сроков службы результата работы подрядчика, то срок исковой давности исчисляется с момента обнаружения недостатков работы и заявления претензии в пределах этих сроков обнаружения недостатков. Однако в этом случае заказчик должен будет доказать, что недостатки работы возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента (п. 2, 4 ст.677ГК).
При предъявлении претензий и исков по поводу недостатков работы по общему правилу вина нарушителя обязательства предполагается, и на нем лежит процессуальная обязанность доказывания отсутствия своей вины. В случае доказанности невиновности нарушителя обязательства с него снимается ответственность за недостатки в работе. Однако в договоре подряда по этому поводу есть следующие особенности: по договорам с участием граждан подрядчик несет ответственность за недостатки использованных в работе сырья, материалов и оборудования независимо от своей вины в этом, кроме случаев виновных деяний заказчика. Подрядчик отвечает даже тогда, когда уровень его технических и научных знаний не позволял выявить особые свойства материала, оборудования и др.[18, с. 483 - 484]
Договор подряда делится на виды по различным основаниям. Прежде всего, это нормативная классификация, предусмотренная ГК:
- Договор бытового подряда представляет собой один из видов договора подряда, в котором одна сторона (подрядчик), осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые, личные, домашние, семейные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить эту работу;
- Договор строительного
подряда- это соглашение, по которому
подрядчик обязуется в
- Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является одним из видов подряда. В котором подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат;
Значение такого видового деления подрядных договоров состоит в том, что к отдельным их видам общие положения о договоре подряда применяются, если иное не установлено ГК и иными актами законодательства о соответствующих его видах.[11, с. 235 - 236]
В зависимости от подрядных работ также можно выделить договоры:
- на изготовление (создание) вещи;
- на переработку (обработку) вещи;
- на выполнение другой работы.[9, с. 304]