Договор контрактации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:41, реферат

Краткое описание

Необходимо отметить, что наибольшее развитие договор контрактации получил в теоретических трудах 20-30х годах 20 века. В настоящее время о нём, несколько «забыли» и сложилась абсурдная ситуация, когда основным нормативным актом по контрактации является Положение 1988 г. (до сих пор формально не отменённое), на которое многие продолжают ссылаться, хотя в большей части его условия противоречат новому гражданскому законодательству и фактически не действует.

Данная курсовая работа посвящена детальному изучению этого института гражданского права.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:
определить понятие договора контрактации;
порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации;
ответственность сторон за невыполнение обязательств и другие.

Оглавление

Введение

1. Понятие договора контрактации

1.1 Признаки договора контрактации

1.2 Существенные условия договора контрактации

1.3 Порядок заключения, изменения и расторжения договора контрактации

1.4 Способы заключения договора контрактации

1.5 Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

2. Стороны и обязанности сторон по договору контрактации

2.1 Ответственность сторон по договору контрактации

3. Значение договора контрактации для современного российского сельского хозяйства

3.1 Освобождение хозяйств от уплаты штрафных санкций за невыполнение обязательств по договору контрактации

Заключение

Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

договор контрактации.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

       1. Ответственность государственного заказчика (контрактанта, заготовителя):

       а) При неисполнении или ненадлежащем исполнении Правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств.

       Вызванные этим убытки возмещаются поставщикам (хозяйствам) и покупателям из средств  сельскохозяйственных бюджетов.

       б) По общему правилу сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство, возмещает другой стороне причиненные убытки в порядке, предусмотренном в договоре, регулирующий порядок возмещения убытков.

       в) Если государственный заказчик полностью  или частично отказывается от закупки  сельскохозяйственной продукции по договору контрактации, то он возмещает убытки в полном объеме, если иное не предусмотрено в договоре (по ст. 534 ГК РФ).

       г) За несвоевременную оплату закупленной  и поставленной сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд, покупатель уплачивает пени в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки. А при просрочке более 30 дней в размере 3%. Пеня взыскивается в безакцептном порядке банками покупателя продукции с взиманием в свою пользу до 5 % от суммы пени.

       При этом надо помнить, что уплата неустойки  и возмещение убытке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств не освобождает виновную сторону  от исполнения обязательства в натуре (ст. 396 ГК РФ), если иное не предусмотрено в договоре.

       2. Ответственность хозяйства (поставщика).

       а) Поставщик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, может быть лишен полностью или  частично права получения льгот. Но по статье 538 ГК РФ он несет ответственность  лишь при наличии вины.

       б) Если поставщиком не выполнен объем  поставки, то ему грозит неустойка  в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и убытки в части  непокрытой неустойки.

       в) При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку сельскохозяйственной продукции в случаях, когда обязанность заключения этого договора установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте. Также по статье 529 ГК РФ покупатель может обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика заключить с ним договор.

       По  Закону РФ от 26 октября 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд» (п.б ст.8), сторона может быть освобождена от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательства по договору в случаях непредвиденных обстоятельств, возникших в результате событий чрезвычайного характера.

 

       

       3. Значение договора  контрактации для  современного развития  российского сельского  хозяйства

       Значение  договоров контрактации в современных  условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий  и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - очень велико.

       Важность  таких договоров для сельхозпроизводителей в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести семена, горюче-смазочные материалы, необходимые запчасти и т.д.), определить наиболее выгодные (а значит и  наиболее необходимые для потребителя) направления своей деятельности, расширить производство и т. д.

       В этом смысле показательно Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»5, а также Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»6.

       Государство с помощью  договоров контрактации может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления  производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию. 
 

       3.1 Освобождение хозяйств от уплаты штрафных санкций за невыполнение обязательств по договору контрактации

       Хозяйства освобождаются от ответственности  за невыполнение обязательств или их ненадлежащее выполнение по причине  стихийных бедствий и других неблагоприятных условий, либо по вине заготовителя.

       Существует  примерный перечень стихийных бедствий и других неблагоприятных условий, в результате которых может происходить  гибель или повреждение сельскохозяйственных культур. Этот перечень приведен в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 г. «О государственном обязательном страховании имущества колхозов». Это засуха, недостаток тепла, излишнее увлажнение, вымывание, град, ливень, буря, ураган, отсутствие необходимых для этой местности метеорологических и других природных условий, болезни или вредители растений, безводье или маловодье в источниках орошения. Надо сказать, что этот Указ с 1 января 1979 г. стал распространяться и на совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.

       Также существует перечень стихийных бедствий и инфекций, от которых может произойти  падеж, гибель, вынужденный забой, уничтожение животных (кроликов, пушных зверей). Этот перечень дан в Инструкции Министерства финансов СССР от 31 августа 1978 года № 77 «По определению и выплате страховки колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям». В нем указываются землетрясение, буран, обвал, удар молнии, действия электрического тока. В названном Перечне есть положения, особенности, которые относятся к районам Крайнего севера и приравненным к ним районам. Это гибель в результате наста, гололедицы, замерзания, глубокого снежного покрова.

       Заключение  о возможности освобождения хозяйства  от имущественной ответственности  за невыполнение обязательств по продаже сельскохозяйственной продукции государству, то есть по договору контрактации, по вышеперечисленным причинам выдается сейчас Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ, государственной инспекцией по заготовке и качеству продукции. Оно составляется главным инспектором по проверке, непосредственно в хозяйстве и заготовительном пункте. В нем указываются причины невыполнения обязательств, действительный размер потерь и другие значительные обстоятельства дела.

       При подготовке заключения учитываются размеры причиненного хозяйству ущерба. Он устанавливается и оформляется соответствующим актами районного агропромышленного объединения, органами Госстраха, Гидрометслужбой, а также органами ветеринарной службы о причинах заболевания и падежа животных. Подготовленное заключение подписывается главным государственным инспектором по закупке и качеству продукции, скрепляется печатью Государственной инспекции.

       Надо  еще раз отметить, что сторона, не исполнившая обязательств по договору, несет ответственность только при наличии своей вины. Поэтому в случае недополучения заготовителями сельскохозяйственной продукции от хозяйств по договору контрактации, заготовители также должны освобождаться от материальной ответственности за недопоставку другим субъектам продукции в свежем или переработанном виде, если представят соответствующие доказательства отсутствия своей вины.

       На  практике довольно обширный и не совсем четко определенный перечень форс - мажорных обстоятельств, а также  явная лояльность государственных органов по отношению к государственным заказчикам и заготовителям приводит к тому, что вышеназванные субъекты договора контрактации не несут значительной ответственности за свои неправомерные действия, которые они имеют возможность «списать» на форс - мажорные обстоятельства. Эта ситуация занимает место в длинном ряду проблем, имеющих место в сфере действия не только договора контрактации, но и других договоров на сегодняшний день.

       В заключение хотелось указать на заметные противоречия и недостатки в правовом регулировании договора контрактации, а также на некоторую его неактуальность для сегодняшнего дня, когда все активней развиваются рыночные отношения. Все же нельзя забывать о существовании контрактации, что закреплено законодательно, и в первую очередь, в Гражданском Кодексе РФ 1996 г. Следовательно, этот договор либо требует более детальной и четкой разработки, внесения изменений соответствии с экономической политикой государства и общеправовыми принципами, либо упразднения как института Гражданского права и применения к отношениям, регулируемым им сейчас, смежных договоров. Но очевидно одно - проблема договора контрактации существует и требует позитивного решения в целях усовершенствования не только конкретного института права, но и всего гражданского законодательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В представленной работе были рассмотрены  следующие вопросы:

  • понятие договора контрактации;
  • порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации;
  • случаи изменения и расторжения договора контрактации;

       Необходимо  сказать, что в настоящее время  договоры контрактации в хозяйствах практически не заключаются, предпочитая  использовать договор поставки.

       В заключение хотелось указать на заметные противоречия и недостатки в правовом регулировании договора контрактации, а также на некоторую его неактуальность для сегодняшнего дня, когда все активней развиваются рыночные отношения. Все же нельзя забывать о существовании контрактации, что закреплено законодательно, и в первую очередь, в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Следовательно, этот договор либо требует более детальной и четкой разработки, внесения изменений в соответствии с экономической политикой государства и общеправовыми принципами, либо упразднения как института Гражданского права и применения к отношениям, регулируемым им сейчас, смежных договоров. Но очевидно одно - проблема договора контрактации существует и требует позитивного решения в целях усовершенствования не только конкретного института права, но и всего гражданского законодательства.  
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2008г.)//(Исп.система «Гарант»).
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008г.)//( Исп.система «Гарант»).
  3. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ от 24.07.2002г. № 95-ФЗ (ред. от 17.11.2005г.)//(Исп.система «Гарант»).
  4. Федеральный Закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994г. № 60-ФЗ (ред. от 24.03.2007г.)//(Исп.система «Гарант»).
  5. Федеральный Закон РФ «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994г. № 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006г.)//(Исп.система «Гарант»).
  6. Федеральный Закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 12.12.1994  № 53-ФЗ (ред. от 02.02.2006г.)//(Исп.система «Гарант»).
  7. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве» от 07.12.2000г. № 927 (ред. от 01.02.2005г.)//(Исп.система «Гарант»).
  8. Постановление «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» № 580 от 03.08.2001г.(ред. от 23.03.06)//(Исп.система «Гарант»).
  9. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. (ред. от 25.10.2007г.)//(Исп.система «Гарант»).
  10. Положение  «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П утвержден ЦБ РФ 03.10.2002г. (ред. от 22.10.2008г.)//(Исп.система «Гарант»).

    11. Учебник «Гражданское право», том 2 / Суханов Е. А. 

  ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

           контрактации сельскохозяйственной  продукции 

г.____________________                            "___"________20___г. 

__________________________________________________________ (наименование сельскохозяйственного  предприятия), именуем_____ в дальнейшем  Хозяйство, в  лице  _________________  (должность,  Ф.И.О.),  с одной стороны,  и перечисленные ниже предприятия:

________________________________________________________________________

NN   Наименование заготовительных, Должности,  ф.и.о.   Наименование торговых  предприятий, лиц, подписывающих   документов, дающих право на заключение  договора

Информация о работе Договор контрактации