Договор контрактации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:41, реферат

Краткое описание

Необходимо отметить, что наибольшее развитие договор контрактации получил в теоретических трудах 20-30х годах 20 века. В настоящее время о нём, несколько «забыли» и сложилась абсурдная ситуация, когда основным нормативным актом по контрактации является Положение 1988 г. (до сих пор формально не отменённое), на которое многие продолжают ссылаться, хотя в большей части его условия противоречат новому гражданскому законодательству и фактически не действует.

Данная курсовая работа посвящена детальному изучению этого института гражданского права.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:
определить понятие договора контрактации;
порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации;
ответственность сторон за невыполнение обязательств и другие.

Оглавление

Введение

1. Понятие договора контрактации

1.1 Признаки договора контрактации

1.2 Существенные условия договора контрактации

1.3 Порядок заключения, изменения и расторжения договора контрактации

1.4 Способы заключения договора контрактации

1.5 Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

2. Стороны и обязанности сторон по договору контрактации

2.1 Ответственность сторон по договору контрактации

3. Значение договора контрактации для современного российского сельского хозяйства

3.1 Освобождение хозяйств от уплаты штрафных санкций за невыполнение обязательств по договору контрактации

Заключение

Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

договор контрактации.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

       Момент, с которого обязательства считаются  измененными или прекращенными, определяется по-разному в зависимости  от того, как осуществлено изменение или расторжение договора: по соглашению сторон или по решению суда.

       В первом случае возникшие из договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или расторжении договора. В свою очередь, этот момент должен определяться по правилам, установленным в отношении момента заключения договора. Данное положение носит диспозитивный характер: из соглашения сторон или характера изменения договора может вытекать иное.

       Во  втором случае, когда изменение или расторжение договора производится по решению суда, действует императивное правило о том, что обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления решения в законную силу.

       Существенное  изменение обстоятельств, из которых  стороны исходили при заключении договора, может служить основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа отношений. Данная презумпция представляется чрезвычайно прочной, поскольку в реальные договоры контрагенты обычно не включают (и вряд ли будут включать в обозримом будущем) подобное условие, которое могло бы выглядеть, к примеру, следующим образом: «Если наступит обстоятельство, которое мы сейчас не предвидим, то оно не будет являться основанием для изменения или расторжения договора».

       И еще одна интересная деталь. При  наличии существенно изменившихся обстоятельств изменение договора по решению суда допускается лишь в исключительных случаях и только тогда, когда расторжение договора будет противоречить общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, который значительно превышает затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Нарушение существенных условий договора поставки (а в данном случае следует применять правила договора поставки)

       - он поставил продукцию ненадлежащего  качества с недостатками, которые  не могут быть устранены в  приемлемый для покупателя срок;

       - им неоднократно нарушались сроки  поставки.

       Договор контрактации, считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

       1.4 Способы заключения  договора контрактации 

       Существует  несколько способов заключения договора контрактации:

       1) Путем составления единого документа; 

       2) Путем обмена письмами, телефонограммами, телетайпами, и с использованием  других электронных средств связи, но при этом следует учитывать, что данные, содержащиеся на носителях, должны удовлетворять условию ясности содержания и определенности стороны - отправителя (ст. 438 ГК РФ).

       3) Путем добровольного принятия  хозяйством на себя исполнения  государственного заказа на поставку продукции в федеральные фонды и фонды субъектов Федерации (ст.438 ГК РФ).

       Первый  этап состоит из того, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ определяют объем закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 5 лет и ежегодно, а затем заранее доводят эти объемы до сведения государственных заказчиков.

       Второй  этап характеризуется тем, что государственные  заказчики не позже, чем за 3 месяца до начала следующего года сообщают поставщикам об объеме закупок и поставок сельскохозяйственной продукции. Здесь речь идет об оферте, причем из общего смысла закона явствует, что договор в этом случае будет заключаться в обязательном порядке по ст.445 ГК РФ, которая предусматривает, что Кодексом и другими законами могут предусматриваться случаи, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно. В таком случае потенциальный поставщик должен направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (к проекту договора прилагается протокол разногласий) в течение 30 дней со дня получения оферты.

       Обязательность заключения договора предусматривает Закон РФ «О государственном материальном резерве». По этому Закону обязаны заключить договор поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке, а также предприятия, у которых оборонный заказ превышает 70% производства.

       1.5 Правовое регулирование  закупок сельскохозяйственной  продукции для  государственных  нужд

       Обеспечение интересов общества, а также и  интересов государства требует  правового регулирования отношений  по договору контрактации, по поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. В 1994 г. несколько документов по этому поводу было принято Государственной Думой. Имеющим самое важное значение является Закон РФ от 2 декабря 1994 г. «О закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». В свете изменений политики государства в сфере экономики, смены приоритетов и повышения роли ранее не существовавших или практически бесправных субъектов Гражданского права, контрактация не обладает большой сферой применения вследствие своего специфического характера, но все-таки нельзя говорить о полном отмирании этого института, а, следовательно, акты, регулирующие отношения по контрактации, должны быть упорядочены и приведены во взаимное соответствие - к сожалению, на сей день ситуация такова, что в законодательстве существуют некоторые противоречия. Эта несогласованность норм часто и ощутимо мешает реализации прав субъектов правовых отношений, тормозя нормальное развитие экономических связей. В соответствии со ст.5 вышеназванного Закона, государственные заказчики определяют объем закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, а затем сообщают об этом поставщикам. Отсюда следует, что предполагается последующее заключение контрактов, причем обязательное для всех субъектов, до которых доведены объемы поставок. Здесь видится явное противоречие Закону РСФСР 1991 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»: государственный заказ определяют государственные органы, а по названному Закону органы власти и управления не имеют права давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров (ст.73 п.1). Следовательно, существуют исключения из принципа «свободы договора», который провозглашается в ст. 421 ГК РФ.

       Эти исключения, получившие закрепление  в Законе РФ от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» (ст.9 п.4), таковы:

       1. колхозы и совхозы;

       2. поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке (под «доминирующим положением» в Законе РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности» понимается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 35 % и более); предприятия - монополисты и предприятия, в объеме производства которых государственный заказ составляет более 70%.

       3.федеральные казенные предприятия (в некоторых случаях по решению Правительства РФ).

       Учитывая  факт, что договор контрактации в  основном связан с государством, важно сделать замечание по поводу понятия «государственные нужды»: это потребности федерации, а также ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

 

       

       2. Стороны в договоре  контрактации.

       Стороны этого договора - продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). В договоре контрактации не могут участвовать государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя.

       Если речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, то интересы государства представляют так называемые государственные заказчики - как правило, органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

       Важно помнить о том, что продавцом  по договору контрактации может выступать  лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности: индивидуальные предприниматели, например, главы крестьянских или фермерских хозяйств; коллективные коммерческие организации. Объем правоспособности юридического лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяйственного производства (к примеру, банк не может быть продавцом по договору контрактации, поскольку его основная деятельность носит исключительный характер).

       Производитель сельскохозяйственной продукции - это лицо, которое своими усилиями, в том числе трудом (личным или своих работников) и за свой счет, произвело (вырастило) сельскохозяйственную продукцию. Важно иметь в виду, что по договору контрактации предприниматель вправе продавать только произведенную им самим продукцию - об этом прямо говорится в пункте 1 статьи 535 ГК РФ. Если планируется реализация продукции, произведенной кем-то другим, то отношения следует оформлять договором поставки или купли-продажи.

       По  договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Даже если субъект, переработавший и реализующий ее, сам осуществлял выращивание (производство) одноименной продукции. В случаях если имеет место реализация переработанной сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и давальческой, то квалификация договорных отношений должна производиться с учетом доли собственной продукции в общем объеме реализуемой по конкретному договору.

       С другой стороны всегда находится  заготовитель-предприниматель в виде организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, занимающийся заготовкой сельскохозяйственной продукции для осуществления своей предпринимательской деятельности на профессиональной основе. Заготовителем может быть не только предприниматель, но и государственный орган.

       2.1 Ответственность сторон по договору

       Перед тем, как непосредственно перейти  к анализу видов ответственности  по договору контрактации, необходимо остановиться на порядке рассмотрения споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, тем более что в регулировании этой проблемы появились новшества.

       В соответствии со ст. 4 Арбитражно - процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов непосредственно, минуя сложный и длительный процесс претензионного порядка. Надо отметить, что это большой шаг вперед законодательства, имеющий особенно важное значение для предпринимателей. Но все же Федеральный закон может устанавливать для определенной категории споров обязательный претензионный (досудебный) порядок, либо такая процедура разрешения споров может быть предусмотрена по согласованию сторон в договоре. На практике, как ни странно, в договорах контрактации стороны устанавливают чаще всего именно менее удобный претензионный порядок урегулирования споров; вероятно, объяснением этому служит пока еще весьма низкий уровень правовой культуры.

       Претензионный порядок предусматривает, что претензия включает в себя следующие положения:

       а) Обстоятельства, на которых основываются требования, а также доказательства, их подтверждающие.

       Например, если поставщик не произвел поставку продукции, своевременно оплаченную покупателем, покупателю следует ссылаться на пункты договора, устанавливающие порядок и сроки поставки, на платежные документы, на факты, которые могут доказать то, что товар не получен, и т.п.

       б) Требования заявителя (о поставке товара, о выплате штрафов, пени, неустойки и т.п.).

       в) Сумма претензии и ее расчет (обычно оформляется как приложение к претензии).

       г) Ссылка на законодательство, нормы  права, в соответствии с которыми заявляемые требования являются законными.

       д) Перечень прилагаемых к претензии документов (копии платежных поручений, выписок банка по счету, кредитного договора). Копии должны быть скреплены подписями и печатями заявителя.

       Возможно  предъявление претензии посредством  заказного или ценного письма; можно переправить ее телеграфом, вручить под расписку.

       Представитель ответчика, если он принимает претензию, должен расписаться и поставить дату получения претензии с приложениями. Составляется два экземпляра надлежащих документов. Если в течение 3 дней с даты вручения претензии стороне от нее не получен ответ, либо получен неудовлетворительный ответ, заявитель получает право обращения с иском в арбитражный суд.

       К иску прилагается экземпляр претензии  с отметкой ответчика о получении, почтовая квитанция или иной документ, подтверждающий факт, что претензия  была надлежащим образом направлена.

       Далее решающую роль играет арбитражный суд, но в процессе его работы возникает  масса проблем: к примеру, в настоящее время часто происходит откладывание судебных разбирательств, иногда на целый месяц, по самым разнообразным причинам, от болезни судьи до необходимости сбора дополнительных доказательств.

       Замена  претензионного порядка более простой  процедурой необходима, так как она  ведет к значительной экономии времени  и денег, что очень важно в  условиях инфляции. Новый порядок  рассмотрения споров является дополнительной гарантией защиты прав сторон договора. Новшеством и одновременно гарантией прав является положение, разрешающее рассмотрение спора третейским судом (по взаимному согласию сторон). Это нововведение способствует компромиссному решению сторонами спорных вопросов.

       Помимо  судов споры могут решать некоторые  несудебные органы. Например, спорные  вопросы по качеству зерна могут  решаться с помощь Государственной  хлебной инспекции по месту приемки  зерна.

       Теперь  хотелось бы перейти непосредственно к ответственности сторон по договору контрактации.

Информация о работе Договор контрактации