Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:05, курсовая работа
Доверительное управление имуществом - новый институт казахстанского гражданского права. Его появление было обусловлено развитием рыночных отношений. Раньше существовал только один метод выбора хозяйственного руководителя - административный. В новых условиях хозяйствования этот метод стал подвергаться критике как неэффективный. Это послужило толчком для возникновения идеи создать систему определения хозяйственного руководителя не на административной, а на гражданско-правовой основе, когда руководитель окажется материально заинтересованным в результатах своей деятельности, будет нести ответственность за ненадлежащие результаты. Эту функцию был призван выполнять институт доверительного управления.
Отношения доверительного управления имуществом в действующем гражданском законодательстве регулируются нормами главы 44 ГК РК (Особенной части) «Доверительное управление имуществом», статьями 883-894.
В некоторых законодательных актах содержатся отдельные нормы, касающиеся доверительного управления имуществом. В частности, это Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», который упоминался ранее, предусматривающий возможность доверительных трастовых операций с деньгами (ст. 30 названного Закона). Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года предусматривает лицензирование указанной деятельности. Локальные нормы имеются в законе Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Деятельность по управлению пенсионными активами также подлежит лицензированию. Доверительного управления имуществом касается и Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года « О банкротстве». Нормы о доверительном управлении содержатся и в иных законодательных актах Республики Казахстан.
Имеются подзаконные нормативные акты. К примеру, действуют Правила передачи в доверительное управление предприятий и государственных пакетов акций акционерных обществ, утвержденные постановлением Департамента государственного имущества и приватизации Мини¬стерства финансов Республики Казахстан от 22 октября 1998 года. Правила о порядке передачи имущества государственных служащих в доверительное управление, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 января 2000 года N 99, и другие.
Введение.........................................................................................................2
1. Понятие, цели и основные положения договора доверительного управления имуществом..........................................................................4
2. Элементы договора..................................................................................7
3. Содержание договора............................................................................15
4. Прекращение доверительного управления имуществом...................21
Заключение..................................................................................................23
Список использованной литературы.........................................................24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Доверительное управление имуществом - новый институт казахстанского гражданского права. Его появление было обусловлено развитием рыночных отношений. Раньше существовал только один метод выбора хозяйственного руководителя - административный. В новых условиях хозяйствования этот метод стал подвергаться критике как неэффективный. Это послужило толчком для возникновения идеи создать систему определения хозяйственного руководителя не на административной, а на гражданско-правовой основе, когда руководитель окажется материально заинтересованным в результатах своей деятельности, будет нести ответственность за ненадлежащие результаты. Эту функцию был призван выполнять институт доверительного управления.
Отношения
доверительного управления имуществом
в действующем гражданском
В
некоторых законодательных
Имеются
подзаконные нормативные акты. К
примеру, действуют Правила передачи
в доверительное управление предприятий
и государственных пакетов
Доверительное управление имуществом - это универсальный институт, который рассчитан на применение как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Применение данного института призвано обеспечивать стабильность гражданских отношений, т.к. доверительное управление ориентировано не просто на сиюминутную выгоду, а на установление длительных отношений по извлечению доходов из имущества.
Новизна конструкции доверительного управления порождает целый ряд проблем как в юридической науке, так и на практике. По большей части они касаются толкования норм о доверительном управлении, а также возможностей использования доверительного управления в различных ситуациях, прямо не предусмотренных законом. На сегодняшний день доверительное управление используется не так широко, как хотелось бы. В связи с чем необходимо определить причины недостаточного использования этого института, а также выявить возможные пути их устранения.
Надо
также отметить и то, что в науке
гражданского права весь институт доверительного
управления в целом пока не подвергался
детальному исследованию. Проанализировав
законодательство о доверительном управлении,
можно сказать, что данный правовой институт
имеет массу недостатков, а именно неточность
формулировок, отсутствие специального
законодательства по передаче в доверительное
управление отдельных видов имущества
(например, акций, объектов недвижимости,
особенно предприятий) и т.д. Таким образом,
указанные выше обстоятельства, делают
изучение института доверительного управления
имуществом в настоящее время весьма актуальным.
В соответствии со ст. 886 ГК РК по договору доверительного управления имуществом одна сторона передает другой стороне на какой-либо срок имущество, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах передавшего это имущество лица или иного, указанного им лица.
Потребность в такой передаче может определяться неопытностью или неспособностью собственника эффективно использовать некоторые объекты принадлежащего ему имущества; желанием использовать для этого профессионалов; а также его желанием без особых для себя забот оказывать материальную помощь третьим лицам за счет своего имущества, оставаясь его собственником. Также институт доверительного управления имуществом может успешно использоваться в целях объединения капиталов. В этих случаях несколько лиц - учредителей доверительного управления передают свое имущество в доверительное управление одного лица, которое использует это имущество в интересах всех учредителей доверительного управления. В принципе же доверительное управление имуществом может быть учреждено для любых целей, не противоречащих закону. Оно может иметь своей целью не только извлечение доходов из этого имущества, но и увеличение имущества или просто поддержание его в надлежащем состоянии.
Передавая
имущество в доверительное
Имущество, передаваемое в управление, должно принадлежать учредителю на праве собственности. Носители других вещных прав, таких как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, не могут быть учредителями доверительного управления. Категория не может строиться в виде пирамиды. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения уже предполагают осуществление его носителями правомочий собственника. Эти правомочия не могут быть вторичными, осуществляемыми во втором звене.
В любом случае отношения по доверительному управлению имуществом осуществляются на основе заключаемого между учредителем управления и доверительным управляющим договора. Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. При этом договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Поскольку этот договор относится к числу реальных договоров, для его заключения необходимо не только письменное оформление соглашения сторон, но и передача имущества в доверительное управление.
Повышенные требования предъявляются к форме договора доверительного управления недвижимым имуществом. Он должен быть заключен в простой письменной форме только путем составления одного документа, подписанного сторонами. Но недостаточно составления письменного документа, еще закон требует совершить все действия по оформлению договора, которые предусмотрены для договора продажи недвижимости, то есть приложить к нему соответствующие документы, например, передаточный акт, акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, акт независимого оценщика, если таковой требуется, заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества и т. д. Перечень документов зависит от вида недвижимости имущества (жилой дом, предприятие, земельный участок и т. д.) и требований правового акта или сторон договора.
Другой особенностью оформления доверительного управления недвижимости является требование закона о государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление. Государственная регистрация должна осуществляться в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. В настоящее время государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РК от 26 июля 2007 года № 310 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в котором, в частности, указано, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и доверительное управление этим имуществом (ст.5). Государственную регистрацию доверительного управления имуществом, равно как осуществление других сделок с ним и ограничений прав на него, осуществление других сделок с ним и ограничений прав на него, осуществляет учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенное на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Учреждение юстиции по регистрации прав проверяет действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ гражданина, юридического лица или органа власти; проверяет наличие ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав и, наконец, осуществляет государственную регистрацию прав в Едином государственном реестре прав. В завершение всего учреждение юстиции по регистрации прав выдает документ, подтверждающий государственную регистрацию передачи недвижимого имущества в доверительное управление. Несоблюдение как формы договора доверительного управления имуществом, так и требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет за собой недействительность договора. Как правило, договор доверительного управления имуществом - это свободный договор, заключенный всецело по усмотрению сторон. Однако в случаях, когда управление имуществом учреждается по основаниям, предусмотренным законом (ст. 886 ГК РК), договор доверительного управления имуществом приобретает обязательный характер. Так, заключение договора доверительного управления имуществом становится обязательным для органа опеки и попечительства, если вступило в силу решение суда, предусматривающее необходимость постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Но, необходимо отметить, что наличие согласия доверительного управляющего на заключение договора всегда обязательно.
Договор
доверительного управления имуществом
может быть как возмездным, так
и безвозмездным. Что отличает его
от договора комиссии и агентского договора,
где уплата вознаграждение со стороны
комитента комиссионеру - обязательное
условие договора. Безвозмездным договор
доверительного управления признается
тогда, когда в законе или в самом договоре
предусмотрено, что доверительный управляющий
действует безвозмездно. Возмездный характер
договор приобретает тогда, когда в нем
определены размер и форма вознаграждения
управляющему. При отсутствии таких сведений
он считается незаключенным. Возмездный
договор доверительного управления имуществом
является взаимным договором. Безвозмездный
же договор относится к числу односторонних
договоров, так как в этом случае учредитель
доверительного управления имуществом
приобретает только права и не несет обязанностей
перед управляющим.
2. Элементы договора
2.1. Стороны договора
В правоотношении по доверительному управлению участвуют три субъекта: учредитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель. Однако сторонами договора или контрагентами являются лишь учредитель и доверительный управляющий. Учредителем управления именуется сторона, передающая имущество, а доверительным управляющим - сторона, получающая его. Лицо, в интересах которого по указанию учредителя управления осуществляется доверительное управление, именуется выгодоприобретателем. И его необходимо рассматривать в качестве третьего лица, поскольку договор заключен в его пользу (ст. 391 ГК РК).
Отношения по доверительному управлению имуществом могут возникнуть как для частной, так и для публичной собственности (государственной, муниципальной). Поэтому в качестве учредителя доверительного управления имуществом может выступать любой собственник имущества.
Необходимо иметь в виду, что по общему правилу только собственник имущества может быть учредителем управления. Как уже отмечалось выше, ни обладатели права хозяйственного ведения, ни обладатели права оперативного управления в этом качестве выступать не могут. Обусловлено это тем, что доверительное управление имуществом предполагает осуществление другим лицом правомочий собственника. Между тем только собственник должен решать вопрос о том, кто и на каком правовом основании будет осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению его имуществом. Поэтому для учреждения управления имуществом, состоящим в оперативном управлении или хозяйственном ведении, этот режим должен быть прекращен: если необходимо соответствующие организации должны быть ликвидированы, а имущество передано в управление на первичной основе.
Информация о работе Договор доверительного управления имуществом