Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:15, доклад
Главная цель радикальных преобразований заключается в предоставлении каждому товаропроизводителю независимо от форм собственности .гарантированной Законом свободы хозяйственной деятельности. В этих условиях требуется гибкая, принципиально новая система макроэкономических органов управления, свойственных рыночным отношениям.
Главная цель радикальных преобразований
заключается в предоставлении каждому
товаропроизводителю независимо от форм
собственности .гарантированной Законом
свободы хозяйственной деятельности.
В этих условиях требуется гибкая, принципиально
новая система макроэкономических органов
управления, свойственных рыночным отношениям.
Исходя из этих требований были приняты
Указы Президента "О реорганизации
органов государственного управления
в Казахской ССР" (20 декабря 1990г.) и "О
совершенствовании организации и деятельности
органов государственного управления
Республики Казахстан в условиях экономической
реформы" (7 февраля 1992 года).
В соответствии с этими указами были упразднены
шестнадцать министерств и государственных
комитетов. Образованы новые Министерства
и комитеты: Министерства промышленности,
экономики, науки и новых технологий, экологии
и биоресурсов, транспортного строительства,
внешнеэкономических связей. Госкомитеты
- по антимонопольной политике, по управлению
государственным имуществом и др.
Каждый из этих государственных органов
в пределах своей компетенции осуществлял
управление соответствующими отраслями
народного хозяйства.
По задачам и функциям государственным
органом, осуществляющим координацию
работ по реализации экономической реформы,
являлось Министерство экономики Республики
Казахстан.
В соответствии с Указом Президента (11
января 1993 года) Министерство экономики
является центральным экономическим межотраслевым
органом государственного управления
народным хозяйством и непосредственное
руководство им осуществлял Кабинет Министров
Республики Казахстан.
Основные задачи этого Министерства:
- выработка макроэкономической и структурной
политики, механизмов ее реализации;
- индикативное планирование экономического
и социального развития;
- разработка государственных инвестиционных
программ;
- формирование региональной экономической
политики;
- осуществление мер по комплексному решению
межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных
экономических проблем, обеспечивающих
сбалансированность народного хозяйства,
- выработка внешнеэкономической политики,
включая стратегию развития внешнеэкономических
связей, квотирование экспорта и импорта
продукции (работ, услуг), формирование
экспортных программ;
- анализ и прогноз платежного баланса;
- разработка политики в области привлечения
иностранных инвестиций;
- выработка механизма микроэкономической
политики;
- координация и контроль деятельности
министерств, ведомств, местных администраций,
государственных концернов, холдингов,
корпораций, ассоциаций и предприятий
по реализации экономической реформы;
-координация внешней помощи;
- координация подготовки кадров для рыночной
экономики.
При Министерстве экономики функционировало
Национальное агентство по -иностранным
инвестициям. Кроме того, в Министерстве
экономики были образованы департаменты
по внешнеэкономической политике и по
развитию предпринимательства (малого
бизнеса) с передачей им соответствующих
функций Министерства внешнеэкономических
связей.
При Министерстве экономики функционировал
научно-исследовательский институт экономических
исследований. Он является научной базой,
исследующей глобальные проблемы формирования
рыночных отношений в Республике Казахстан.
Центральным органом управления, представляющим
интересы государства в отношении собственности
Республики Казахстан, осуществляющим
правомочия по владению, пользованию и
распоряжению государственной собственностью
Республики Казахстан, был Государственный
Комитет по государственному имуществу.
В соответствии с Положением об этом комитете
(Утверждено постановлением Кабинета
Министров Республики Казахстан от 18 июня
1993г., N513) осуществлялись следующие функции:
- защита имущественных прав и интересов
республики;
- осуществление правомочий собственника
имущества государственных предприятий
и организаций, а также государственной
доли в имуществе акционерных обществ
и др.;
- в случае необходимости принятие решения
о передаче с баланса на баланс государственных
предприятий, неэффективно используемых
зданий, сооружений и других основных
фондов;
- разработка и реализация Национальной
программы разгосударствления и приватизации
собственности; преобразует государственные
предприятия в предприятия, основанные
на частной и смешанной формах собственности;
- организация работ по созданию инвестиционных
приватизационных фондов;
- осуществление функций продавца при
приватизации объектов государственной
собственности;
- совместно с Министерством экономики
обеспечивает поддержку рыночных структур,
возникающих в процессе разгосударствления
и приватизации, с целью повышения эффективности
пропорций в экономике республики;
- проведение и контроль единой государственной
политики разгосударствления и приватизации.
Кроме названных выше и других функций.
Госкомитет по имуществу имел множество
прав по продаже, передаче госимущества,
утверждению нормативов, заключению договоров
с юридическими лицами и гражданами, по
определению условий и характера взаимных
обязательств со стороны государства
и новых владельцев и ряд других.
Было
отмечено, что состав Правительства
образуют, согласно ст.3 Указа Президента,
имеющего силу конституционного закона
"О Правительстве Республики Казахстан"
от 18.10.1995 года, Премьер - Министр, его
заместители, министры и председатели
государственных комитетов.
Структуру Правительства образуют министерства
и государственные комитеты.
Особенность центральных органов исполнительной
власти зависит от характера выполняемых
ими функций и полномочий. Главным образом
отличие министерства от государственного
комитета заключается в объекте управления.
Министерство Республики Казахстан -
центральный исполнительный орган республики,
осуществляющий руководство соответствующей
отраслью (сферой) государственного управления,
а также в пределах, предусмотренных законодательством,
межотраслевую координацию (ст.22 Указа
Президента, имеющего силу конституционного
закона от 18.12.1995г.)
Государственный комитет Республики
Казахстан - центральный исполнительный
орган республики, проводящий в соответствующих
отраслях (сферах) государственного управления
единую государственную политику и осуществляющий
в этих целях в соответствии с законодательством
межотраслевую координацию (ст.22 Указа
Президента, имеющего силу конституционного
закона от 18.12.1995г.)
Таким образом, объектом управления
министерства является одна отрасль (сфера)
управления, а государственного комитета
- несколько отраслей (сфер) управления.
Отличие министерства и государственного
комитета состоит также в принимаемых
ими решениях: решения министерства оформляются
приказами министра, а решения государственного
комитета - постановлениями государственного
комитета, подписываемыми председателем
государственного комитета.
Комитет, главное управление, комиссия,
агентство Республики и иной республиканский
орган государственного управления осуществляют
межотраслевую координацию, а также иные
специальные исполнительные и разрешительные
функции.
Перечисленные центральные исполнительные
органы не входят в состав Правительства,
но находятся в его ведении. Они непосредственно
подчинены и подотчетны Президенту Республики
Казахстан.
Помимо центральных исполнительных органов
в структуру Правительства входят ведомства.
Ведомством является комитет, департамент,
агентство при (в) министерстве, государственном
комитете, а также иной орган государственного
управления при (в) министерстве, государственном
комитете. Ведомство в пределах компетенции
министерства, государственного комитета
автономно осуществляет исполнительные
специальные и контрольно-надзорные функции,
а также межотраслевую координацию либо
руководство подотраслью (сферой) государственного
управления.
Структура, компетенция и порядок взаимодействия
ведомства с соответствующим министерством
и госкомитетом Республики. При Правительстве
могут создаваться комиссии, советы и
иные консультативно-совещательные органы
для выработки предложений по вопросам,
отнесенным к компетенции Правительства.
Решения этих органов носят рекомендательный
характер.
При Правительстве и Премьер - Министре
имеется также постоянно действующий
орган - Президиум, в состав которого входят
по должности заместители Премьер - Министра,
а также другие члены Правительства, определяемые
Премьер - Министром.
Резюме
1) Правительство Республики
Казахстан - высший исполнительный
орган Республики Казахстан, возглавляет
систему исполнительных органов и осуществляет
руководство их деятельностью.
2) Состав Правительства: Премьер - Министр,
заместители Премьер - Министра, министры,
председатели государственных комитетов.
3) Формы прекращения деятельности Правительства: сложение
полномочий (ст.70 п.1) и отставка (ст.70 п.2)
Правительства.
4) Структуру Правительства образуют министерства
и государственные комитеты. Объектом
управления министерства является отрасль
(сфера) управления, а государственного
комитета - несколько отраслей (сфер) управления.
5) Согласно ст.64 п.2 Конституции, Правительство
ответственно перед Президентом, подотчетно
Парламенту.