Центральное управление государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:15, доклад

Краткое описание

Главная цель радикальных преобразований заключается в предоставлении каждому товаропроизводителю независимо от форм собственности .гарантированной Законом свободы хозяйственной деятельности. В этих условиях требуется гибкая, принципиально новая система макроэкономических органов управления, свойственных рыночным отношениям.

Файлы: 1 файл

Центральное гос управ.docx

— 19.83 Кб (Скачать)

Главная цель радикальных преобразований заключается в предоставлении каждому товаропроизводителю независимо от форм собственности .гарантированной Законом свободы хозяйственной деятельности. В этих условиях требуется гибкая, принципиально новая система макроэкономических органов управления, свойственных рыночным отношениям. 
Исходя из этих требований были приняты Указы Президента "О реорганизации органов государственного управления в Казахской ССР" (20 декабря 1990г.) и "О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления Республики Казахстан в условиях экономической реформы" (7 февраля 1992 года). 
В соответствии с этими указами были упразднены шестнадцать министерств и государственных комитетов. Образованы новые Министерства и комитеты: Министерства промышленности, экономики, науки и новых технологий, экологии и биоресурсов, транспортного строительства, внешнеэкономических связей. Госкомитеты - по антимонопольной политике, по управлению государственным имуществом и др. 
Каждый из этих государственных органов в пределах своей компетенции осуществлял управление соответствующими отраслями народного хозяйства. 
По задачам и функциям государственным органом, осуществляющим координацию работ по реализации экономической реформы, являлось Министерство экономики Республики Казахстан. 
В соответствии с Указом Президента (11 января 1993 года) Министерство экономики является центральным экономическим межотраслевым органом государственного управления народным хозяйством и непосредственное руководство им осуществлял Кабинет Министров Республики Казахстан. 
Основные задачи этого Министерства: 
- выработка макроэкономической и структурной политики, механизмов ее реализации; 
- индикативное планирование экономического и социального развития; 
- разработка государственных инвестиционных программ; 
- формирование региональной экономической политики; 
- осуществление мер по комплексному решению межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных экономических проблем, обеспечивающих сбалансированность народного хозяйства, 
- выработка внешнеэкономической политики, включая стратегию развития внешнеэкономических связей, квотирование экспорта и импорта продукции (работ, услуг), формирование экспортных программ; 
- анализ и прогноз платежного баланса; 
- разработка политики в области привлечения иностранных инвестиций; 
- выработка механизма микроэкономической политики; 
- координация и контроль деятельности министерств, ведомств, местных администраций, государственных концернов, холдингов, корпораций, ассоциаций и предприятий по реализации экономической реформы; 
-координация внешней помощи; 
- координация подготовки кадров для рыночной экономики. 
При Министерстве экономики функционировало Национальное агентство по -иностранным инвестициям. Кроме того, в Министерстве экономики были образованы департаменты по внешнеэкономической политике и по развитию предпринимательства (малого бизнеса) с передачей им соответствующих функций Министерства внешнеэкономических связей. 
При   Министерстве   экономики   функционировал   научно-исследовательский институт экономических исследований. Он является научной базой, исследующей глобальные проблемы формирования рыночных отношений в Республике Казахстан. 
Центральным органом управления, представляющим интересы государства в отношении собственности Республики Казахстан, осуществляющим правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью Республики Казахстан, был Государственный Комитет по государственному имуществу. 
В соответствии с Положением об этом комитете (Утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 18 июня 1993г., N513) осуществлялись следующие функции: 
- защита имущественных прав и интересов республики; 
- осуществление правомочий собственника имущества государственных предприятий и организаций, а также государственной доли в имуществе акционерных обществ и др.; 
- в случае необходимости принятие решения о передаче с баланса на баланс государственных предприятий, неэффективно используемых зданий, сооружений и других основных фондов; 
- разработка и реализация Национальной программы разгосударствления и приватизации собственности; преобразует государственные предприятия в предприятия, основанные на частной и смешанной формах собственности; 
- организация работ по созданию инвестиционных приватизационных фондов; 
- осуществление функций продавца при приватизации объектов государственной собственности; 
- совместно с Министерством экономики обеспечивает поддержку рыночных структур, возникающих в процессе разгосударствления и приватизации, с целью повышения эффективности пропорций в экономике республики; 
- проведение и контроль единой государственной политики разгосударствления и приватизации. 
Кроме названных выше и других функций. Госкомитет по имуществу имел множество прав по продаже, передаче госимущества, утверждению нормативов, заключению договоров с юридическими лицами и гражданами, по определению условий и характера взаимных обязательств со стороны государства и новых владельцев и ряд других.

 

Было  отмечено, что состав Правительства  образуют, согласно ст.3 Указа Президента, имеющего силу конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" от 18.10.1995 года, Премьер - Министр, его  заместители, министры и председатели государственных комитетов. 
Структуру Правительства образуют министерства и государственные комитеты. 
Особенность центральных органов исполнительной власти зависит от характера выполняемых ими функций и полномочий. Главным образом отличие министерства от государственного комитета заключается в объекте управления. 
Министерство Республики Казахстан - центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию (ст.22 Указа Президента, имеющего силу конституционного закона от 18.12.1995г.)  
Государственный комитет Республики Казахстан - центральный исполнительный орган республики, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию (ст.22 Указа Президента, имеющего силу конституционного закона от 18.12.1995г.) 
Таким образом, объектом управления министерства является одна отрасль (сфера) управления, а государственного комитета - несколько отраслей (сфер) управления. 
Отличие министерства и государственного комитета состоит также в принимаемых ими решениях: решения министерства оформляются приказами министра, а решения государственного комитета - постановлениями государственного комитета, подписываемыми председателем государственного комитета. 
Комитет, главное управление, комиссия, агентство Республики и иной республиканский орган государственного управления осуществляют межотраслевую координацию, а также иные специальные исполнительные и разрешительные функции. 
Перечисленные центральные исполнительные органы не входят в состав Правительства, но находятся в его ведении. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан. 
Помимо центральных исполнительных органов в структуру Правительства входят ведомства. 
Ведомством является комитет, департамент, агентство при (в) министерстве, государственном комитете, а также иной орган государственного управления при (в) министерстве, государственном комитете. Ведомство в пределах компетенции министерства, государственного комитета автономно осуществляет исполнительные специальные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления. 
Структура, компетенция и порядок взаимодействия ведомства с соответствующим министерством и госкомитетом Республики. При Правительстве могут создаваться комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства. Решения этих органов носят рекомендательный характер. 
При Правительстве и Премьер - Министре имеется также постоянно действующий орган - Президиум, в состав которого входят по должности заместители Премьер - Министра, а также другие члены Правительства, определяемые Премьер - Министром.

Резюме

1) Правительство Республики Казахстан - высший исполнительный орган Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. 
2) Состав Правительства: Премьер - Министр, заместители Премьер - Министра, министры, председатели государственных комитетов. 
3) Формы прекращения деятельности Правительства: сложение полномочий (ст.70 п.1) и отставка (ст.70 п.2) Правительства. 
4) Структуру Правительства образуют министерства и государственные комитеты. Объектом управления министерства является отрасль (сфера) управления, а государственного комитета - несколько отраслей (сфер) управления. 
5) Согласно ст.64 п.2 Конституции, Правительство ответственно перед Президентом, подотчетно Парламенту.


Информация о работе Центральное управление государства